В начале прошлой недели в Рыбинске из Волги спасли двух мальчиков. Дети купались в районе набережной, и их вынесло течением на судовой ход. Школьникам удалось зацепиться за опору моста и дождаться помощи.
С момента, когда детей заметили через камеру видеонаблюдения, и до момента, когда они оказались в безопасности, прошло несколько минут. Трагедии удалось избежать благодаря оперативным действиям дежурных Центра профилактики безопасности на водах. Аналогичные спасательные операции с приходом жары приходилось проводить не раз.
Центр, как общественная организация, на бумаге существует около двух лет, по факту добровольцы ведут деятельность гораздо дольше. Сейчас в состав организации входят 120 человек — в основном, рыбаки-любители, то есть те люди, которые чаще находятся рядом с водой.
Ежедневно они выходят на дежурства — следят за безопасностью на водных объектах, патрулируют места, особенно популярные у рыбинцев, пешком. Приходят на помощь не только тонущим, но и тем, кто получил тепловой удар, травмировался в воде или на берегу.
Разговор с начальником Центра профилактики безопасности на водах Александром Нестеренко, начался с рассказа об организации, которую он возглавляет, с количества спасённых — только за только за выходные их было семеро, — но очень быстро перешёл к обсуждению ситуации с происшествиями на воде в Рыбинске. Если говорить коротко: она напряжённая.
По словам общественников, вопросу, от которого зависят жизни людей, городские власти уделяют слишком мало внимания.
— Происшествия, которые попадают в СМИ, это лишь малая часть того, что происходит на самом деле, — говорит Александр Нестеренко. — Люди тонут, получают травмы в так называемых местах отдыха у воды, которые не отвечают минимальным требованиям безопасности. Иногда помощь просто не успевает, ведь счёт, когда человек находится в воде, идёт на секунды.
Оперативно отреагировать и прийти на помощь можно, если в момент происшествия транспорт уже находится на воде или в непосредственной близости. По такому принципу устроена работа Центра профилактики безопасности на водах — обязательный патруль на лодочной станции у стадиона «Сатурн», дежурства у моста и в устье Шексны. За работу денег добровольцы не получают, да и не просят. А вот условия хотелось бы иметь более комфортные.
— Мы несколько лет пытаемся добиться выделения земельного участка для строительства спасательной станции и волонтёрского центра на улице Свердлова [до недавнего времени там была лодочная станция, которая сгорела — прим. ред.], — рассказывает Нестеренко. — Но получаем отказы от департамента имущественных и земельных отношений. Сначала им нужно было, чтобы мы оформили юридическое лицо, теперь новая причина — участок расположен в природоохранной зоне и прибрежной полосе Волги, и строительство там невозможно.
Невозможно, по мнению рыбинских властей, строительство и в районе лодочной станции. Так что дежурят волонтёры, сидя под навесом.
— Я всю жизнь у воды, и могу говорить об отношении предыдущих глав к волонтёрам — руководители были в разы внимательнее к этим вопросам. Тот же Ласточкин помогал с транспортом, знал о наших проблемах, пытался их решить, — говорит начальник Центра. — В последние годы складывается такое ощущение, что администрация нас игнорирует. А вместе с нами и вопросы безопасности у воды, которая, как известно, ошибок не прощает. Парадокс ситуации в том, что в городе, расположенном у воды, к этому вопросу относятся так халатно. Видимо, не понимая, что когда тонет человек, особенно ребёнок, это в первую очередь трагедия, а во вторую — недоработка администрации.
В качестве примера правильного отношения властей к вопросам безопасности на воде Александр Нестеренко приводит Самару, где на берегу обязательно находятся пункты, в которых вместе с волонтёрами-спасателями находятся медики, а на воде — дежурный патруль.
— Мы не просим многого: выделите нам землю, чтобы мы сами могли построить станции для сотрудников и оборудования, купите хотя бы минимальный спасательный инвентарь, приведите в порядок места отдыха — кроме аншлагов, там должны быть боновые ограждения, которые не позволят течению унести людей на судовой ход. Мы сейчас с вами говорим о лете, но ведь зимой люди тоже попадают в беду на воде. Мы их спасаем, а нам даже негде их переодеть и согреть, чтобы спасти от обморожения, пока ждём скорую, — перечисляет Нестеренко. — Мы не просим зарплату для себя — хотя в других городах есть выплаты добровольным спасателям. Просто, услышьте нас. Не в нашей привычке бросать начатое. Как в пословице говорится: назвался груздём — полезай в кузов. Вот мы пока «в кузовке».
Совсем без помощи добровольные спасатели не остаются — коллеги-общественники приобрели для Центра спасжилеты и рации, оказывают помощь «Офицеры России». Вместе со спасателями дежурят медики-волонтёры — студенты Ярославской медакадемии, которых учебное заведение снабдило чемоданчиком для оказания первой помощи.