В Рыбинске установлено около трёх десятков памятников, стел, мемориалов, обелисков. Одни — дань памяти выдающимся личностям, другие символизируют особенности города, достижения и события. Пять памятников так или иначе связаны с работой крупнейшего в Рыбинске предприятия — ПАО «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех). В новом материале из серии «Заводные практики» предлагаем экскурсию.

Моторостроитель, или человек с винтом

Одиннадцатиметровая скульптура моторостроителя, закреплённая на 28-метровой стеле (спроектированной конструкторами Рыбинского конструкторского бюро моторостроения во главе с Марком Портером), пожалуй, — один из самых узнаваемых символов Рыбинска. Установленная в 1967-м году на Волжской Набережной, стела является частью комплекса «Огонь Славы».

Сохранилось немало документов, рассказывающих о том, что необычное задание по изготовлению гигантской даже по современным меркам стелы из нержавеющей стали поручили работникам цехов № 42, 46 и 60. Обелиск должен был стать напоминанием для потомков о боевых и трудовых подвигах моторостроителей в годы Великой Отечественной войны. Автором проекта для комплекса стал Анатолий Комаров.

— Для исполнения конструкции обелиска были изготовлены специальные штампы, сборочные и сварочные стапели, транспортировочные контейнеры, обеспечивающие необходимую точность стыковки секций, колонны с основанием и транспортировку обелиска двумя частями с монтажной площадки цеха № 42 на место его установки, — говорится в приказе о награждении отличившихся при изготовлении конструкции работников, подписанном Павлом Деруновым.

Фигура моторостроителя появилась на стеле только через десять лет, в 1977-м, событие приурочили к 200-летию Рыбинска. Автор скульптуры — заслуженный художник РСФСР Григорий Постников. Моторостроитель — собирательный образ — изображён в рабочих брюках и фартуке, с обнажённым торсом. На вытянутых вверх мускулистых руках он держит винт самолёта.

Подъём 11-метровой статуи на высоту почти в 30 метров — непростая инженерная задача. Установку неоднократно переносили из-за погоды — сильные ветры, дожди делали задуманное невозможным. Высоты подъёмного крана не хватило — на обелиск статую затягивали с помощью заранее подготовленных лебёдочных механизмов.

— Это символично, современно и красиво, — написал в заметке, опубликованной четвёртого июля 1977-го года в газете «Вперёд», ученик девятого класса школы № 1 С. Бутин. — Молодой рабочий, гордо держащий в вытянутых руках авиационный пропеллер, шагает вперёд — к новым трудовым победам, к новым рекордам, к новым достижениям науки и техники. Рыбинцы имеют ко всему этому прямое отношение.

Дотянуться до звезды

«Эра космоса» — пожалуй, самый загадочный памятник Рыбинска. Его необычный внешний вид стал основой для множества домыслов по поводу того, в чём же действительно состояла задумка автора. Некоторые видели в орбите, над которой высится фигура женщины в развевающихся одеждах, серп, а наклон самой фигуры якобы полностью совпадал с наклоном молота — традиционными символами Советской власти. На самом же деле композиция посвящена космосу.

Женщина со спутником в руке, летящая по орбите — это аллегоричное изображение Валентины Терешковой. В 1963-м году наша землячка на корабле «Восток-6» поднялась на орбиту Земли, став первой в истории человечества женщиной-космонавтом.

Автором стал тоже Григорий Постников. Но если фигура авиатора уникальна, то копии памятнику техническому прогрессу имеются в нескольких российских городах.

Бронзовая скульптура выглядит авангардно даже с точки зрения современного восприятия. Три орбиты соединяются вокруг земного шара, поверх которого буквально парит женская фигура, соединяя земное и космическое пространство.

— Прекрасная женщина — Селена — как бы взлетает с шара. Она, Луна, всегда была одинокой. Теперь нет! На руке Селены лунник с Гербом СССР, — описывает пока ещё неоткрытый публично памятник начальник бюро эстетики Рыбинского моторостроительного завода Владимир Шпрангер в интервью газете «Вперёд» (публикация от 17 июня 1977-го года — прим.).

И вновь за дело взялись моторостроители. За короткое время на предприятии изготовили запланированную партию скульптурных композиций.

— Планом подготовки к юбилейным торжествам, посвящённым 200-летию Рыбинска, предусматривалось освоить выпуск сувенира «Эра космоса», — говорится в очередном приказе о поощрении моторостроителей, выпущенном в 1977-м году генеральным директором Рыбинского моторостроительного завода Павлом Деруновым. — Коллективом ОГМет при активном участии ряда работников цеха № 46 в сжатые сроки разработан и освоен новый технологический процесс художественного литья.

«Эру космоса» установили напротив административного корпуса предприятия, поместив на постамент цилиндрической формы с гранитной облицовкой. В 1978-м году памятник смонтировали и презентовали горожанам. Он стал последней работой талантливого скульптора: в 1978-м Григория Постникова не стало. Работа в Рыбинске — последняя в его творческом пути.

На взлёт!

В 1983-м году в микрорайоне Скоморохова Гора появилась своя достопримечательность. Самолёт Ту-104А, установленный на постамент, посвятили моторостроителям, которые внесли весомый вклад в развитие гражданской авиации.

Лайнер на самом деле — вовсе не макет, а вполне настоящий, отслуживший свой срок. Ленинградские лётчики-испытатели, используя последние гарантийные часы лётного времени, перегнали Ту-104 в Ярославль. Транспортировка самолёта в Рыбинск представляла собой настоящую спецоперацию: на двух баржах, переправленный из Коломны, необычный груз доставили в рыбинский порт. Уже там работники Московского ремонтного завода гражданской авиации разобрали гигантскую машину на блоки, которые по отдельности везли на место последующей сборки.

А вот от набережной до постамента Ту-104 доехал на своих шасси: его буксировали по улицам города ночью, чтобы транспорт не мешал проведению операции. С помощью лебёдок и тросов самолёт поставили на постамент — там он находится и до сих пор.

Постамент сооружали сами машиностроители. Сложность конструкции состояла в том, что она требовала основательного фундамента, но на выделенном участке проходили подземные коммуникации.

— Тщательно и кропотливо вели все расчёты конструкторы Н.Л. Молотова и Т.Ф. Пустовалова — попросить совета им было не у кого: в объединении подобная задача решалась впервые, а в Ярославле такой самолёт стоит прямо на земле. Наши же конструкторы стремились придать крылатой машине более «естественный» вид, подняв его с помощью надёжного постамента на уровень пятиэтажного дома, и своей цели добились, — сообщает газета «Вперёд» в 1981-м году.

Салон самолёта планировали использовать под кинотеатр. Проект предусматривал 63 посадочных места — дело оставалось за малым: понять, как разместить конструкцию из лестниц к запасным выходам, чтобы они не портили общее впечатление от сооружения. Но планам не суждено было воплотиться в жизнь. В Свердловске в аналогично устроенном кинотеатре произошёл пожар. Чтобы не допустить даже возможности повторения трагедии, пожарная служба наложила запрет на переустройство самолёта для таких целей.

В 2016-м, накануне 100-летнего юбилея, «ОДК — Сатурн» организовало реконструкцию монумента: сам самолёт тщательно отмыли и покрасили, постамент отремонтировали, заменив облицовочную плитку, добавив декоративные фонари — чтобы имитировать взлётную полосу с обратной стороны постамента.

Ещё один самолёт в 2013-м году разместили на одном из заводских зданий на масштабном панно со стороны улицы Фурманова. Российский лайнер Sukhoi Superjet 100, словно преодолевая земное притяжение, отрывается от земли и уходит на взлёт. Вечером и ночью силуэт самолёта, изображённого на панно, подсвечивается лентой светодиодных огней.

Ускоряясь и опережая

Памятник советскому конструктору, основоположнику газотурбинного двигателестроения в СССР Павлу Соловьёву открыли возле центральных проходных «Сатурна» 11-го октября 2001-го года. Скульптор — В.Н. Макаров.

Павел Александрович Соловьёв (1917 — 1996) учился в Рыбинском авиационном институте. Сейчас — уже авиационная академия — носит имя выдающегося выпускника. Под его руководством был разработан первый в стране двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П для пассажирского самолёта Ту-124. На основе этого двигателя Соловьёв разработал турбовальный двигатель Д-25В на самый грузоподъёмный по тем временам вертолёт Ми-6.

Двигатель Д-30, разработанный Соловьёвым, стал прототипом для силовых установок пассажирского реактивного самолёта Ту-154М, тяжёлого транспортного Ил-76. Не одно поколение рыбинских моторостроителей изготавливало двигатели, которые сконструировал Павел Соловьёв. Выпускают их и сейчас. За особый вклад в развитие двигателестроения, уникальные конструкторские решения Соловьёв был удостоен Ленинской и Государственной премий.

Конструктор изображён сидящим в кресле, словно размышляющим над очередным проектом. Памятник, отлитый в бронзе, установлен на невысокий постамент-куб, облицованный гранитной плиткой. Ежедневно тысячи моторостроителей проходят на работу мимо него, вспоминая о человеке, который на долгие годы обеспечил работу предприятия.

Первый интерактивный

Памятник Павлу Дерунову — самый «молодой» из тех, что связаны с «Сатурном». Его открыли 31-го августа 2013-го года. Торжественную церемонию приурочили ко Дню города. На высоком гранитном постаменте, который словно половины турбореактивного авиационного двигателя, установлена ростовая фигура того, чьё имя носит сейчас одна из главных площадей города и школа на Скоморохой Горе.

Четырёхметровая фигура Павла Дерунова отлита из бронзы. С обратной стороны постамента закреплена доска с рельефной надписью, а также QR-код, благодаря которому обладатель смартфона за считанные секунды может найти в интернете фильм, посвящённый выдающемуся директору. Автор монумента — скульптор Александр Рукавишников — во время церемонии открытия подчеркнул, что работать над памятником «такому человеку, такому характеру, очень почётно».

Павлу Дерунову довелось возглавить рыбинский завод в ту самую эпоху, которую позже в учебниках по истории назовут «застоем» — но Рыбинск и предприятие в этот период бурно развивались. «Двадцатый», как в то время называли моторостроительный завод, наращивал объёмы производства двигателей для гражданской и транспортной авиации, дизельных двигателей и снегоходов «Буран», проводил активную социальную политику. В городе развернулось строительство жилья для заводчан, формировались новые районы с развитой инфраструктурой: школами, детскими садами, спортивными и культурно-досуговыми комплексами.

Ежегодно моторостроители приходят к памятнику с цветами, отдавая дань уважения тому, кто своим трудом и заботой о людях навсегда вписал своё имя в историю Рыбинска.

Фото — Александра Кузнецова, «Черёмуха»; «ОДК — Сатурн». В качестве иллюстраций также использованы картины Сергея Стукалина, написанные к 100-летию компании, акварель

  1. Очень познавательно и интресно
  2. Эра МакДональдса затмила Эру Космоса. Может её нужно переместить к началу аллеи, ведущей к центральным кабинам?

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: