Они там, где нужна помощь — будь то крупные соревнования или точечная акция. В 2020-м с развитием пандемии добровольцы вместе с медицинскими и социальными работниками оказались на передовой борьбы с инфекцией. У волонтёрской деятельности — слово «работа» здесь вряд ли будет уместно — есть немало особенностей. Журналист «Черёмухи» Ирина Рязанова встретилась со специалистом по работе с молодёжью, муниципальным оператором по вовлечению молодёжи в волонтёрскую деятельность Анной Никоновой, которая рассказала о том, что обычно остаётся «за кадром».
Современные тимуровцы
Возраст, пол, статус, наличие профессиональных навыков — всё это совершенно неважно для волонтёрства.
— В городе, кажется, ни одно мероприятие сейчас не обходится без добровольцев — везде требуется помощь, — говорит Анна Никонова. — Школьники, студенты, работающие люди, даже люди в возрасте — «серебряные волонтёры» — в принципе, возраст для такой деятельности значения не имеет. Принципиально лишь желание участвовать в деятельности по оказанию помощи. Дело найдётся для каждого, с учётом возможностей, загрузки, свободного времени.
«Бесплатная рабочая сила» — пожалуй, самое распространённое заблуждение по поводу волонтёрства. Действительно, добровольцы не получают денежного или материального вознаграждения. При этом их труд — вклад в развитие общества. Каждый решает сам, стоит ли та или иная помощь его сил и времени.
— Несмотря на то, что непосредственной оплаты труда волонтёров нет — и в этом один из принципов такой деятельности — мы иногда предусматриваем возможность компенсировать затраты. Например, оплатить услуги связи, если волонтёр работает на телефоне, частично компенсировать стоимость потраченного бензина, выдать специальную одежду для мероприятия, талоны на питание, — комментирует Анна. — На самом деле, многие находят в волонтёрстве что-то намного более ценное. Мотивы могут быть разные: желание быть полезным, помогать другим, участвовать в общественной жизни, получить новый опыт, знания и навыки, стремление улучшить окружающую жизнь, завести друзей и расширить круг общения. Одни обожают чувствовать себя в центре событий. Другим — ближе помощь престарелым людям, ощущение, что тебя ждут, нуждаются именно в твоей заботе. В любом случае в волонтёры идут по зову сердца, а не ради какой-то выгоды, корысти.
Волонтёрские отряды сейчас создают на базе общеобразовательных школ. Недавно ученики школы № 3 объединились, чтобы помогать одиноким пенсионерам, проживающим неподалёку: выполняют простую бытовую работу, несложные поручения.
— Волонтёрство условно разделяют на виды: событийное, патриотическое, социальное. Сейчас неплохо развивается экологическое волонтёрство — уборка общественных территорий от накопившегося мусора, — объясняет Никонова. — Другой вопрос: готово ли общество оценить эти дела, понять их значимость. К сожалению, пока до такого осознания, кажется, нам далеко. После проведённой уборки силами добровольцев на территории тут же появляется мусор. Бесплатное воспринимается как неценное, то, что не нужно уважать. Почему так происходит — непонятно.
За последние годы волонтёрство в Рыбинске стало более организованным, структурированным. Теперь школьные отряды добровольцев могут взаимодействовать, общаться между собой, делиться опытом и проблемами. Для активистов организуют фестивали, слёты, проводят обучающие занятия.
— Сейчас мы хотим внедрить, так называемое, профилактическое волонтёрство. Курение, алкоголизм, употребление наркотиков — о вреде таких привычек говорят постоянно. Мы думаем, будет правильнее, эффективнее, если подросткам об этом станут рассказывать их ровесники — специально обученные волонтёры. Они смогут проводит массовые акции, раздавать информационные листовки, проводить лекции-беседы, чтобы организовать диалог на равных, доступным языком рассказать о вреде алкоголя и курения, — делится планами Анна.
Сделал — запиши
Для того чтобы упорядочить деятельность волонтёров, в Ярославской области разработали специальные книжки, в которых фиксируют участие добровольца в акциях или событиях. Это официальный документ, с индивидуальным номером, прописанным в единой электронной базе. Пока такие книжки могут оформить только в Ярославле.
Заявку на книжку волонтёра можно подать в рыбинском молодёжном центре «Максимум»: заполнить анкету, прикрепить фотографию. Примерно через месяц документ будет готов.
— Пока волонтёрские книжки разработаны для молодёжи с 14-ти до 30-ти лет и для «серебряных» волонтёров — тех, кому больше 55-ти, — говорит Никонова. — Сейчас в Рыбинске официально зарегистрированы 1365 волонтёров. Из них постоянные — примерно 250 человек: те, кто принимают участие практически во всех акциях.
Юные волонтёры — не редкость. С предложениями помочь обращаются и 12-летние подростки. Им не отказывают. При этом письменное согласие родителей новоявленных добровольцев обязательно.
— Во всероссийской акции «Мы вместе» могут участвовать только совершеннолетние — это связано с личной материальной ответственностью: доставка продуктов, медикаментов. Даже работа в поликлиниках требует собранности, умения ориентироваться в ситуации — так что школьников к этим делам не привлекаем, — объясняет Анна. — А вот на полумарафон — пожалуйста. Там всегда есть возможность попросить старших ребят присмотреть за младшими, чтобы подсказать что-то, направить в нужный момент.
Информацию о наборе волонтёров распространяют через учебные заведения и социальные сети. Добровольцы записываются для участия в конкретном событии или акции, проходят обязательный инструктаж, выполняют порученные дела. После этого информация об участии заносятся в книжку, где указывается статус мероприятия, вид волонтёрской помощи, объём отработанных часов.
По словам специалистов, чаще всего книжку волонтёра оформляют абитуриенты: при поступлении в некоторые вузы она даёт дополнительные баллы к рейтингу. Но такое правило действует только в том случае, если человек на самом деле что-то делал.
Добрые дела по правилам
Несмотря на то, что волонтёрство — помощь безвозмездная, оказывать её нужно по правилам. Правила же зависят от типа события, даже сезона. Задача организаторов не просто найти тех, кто поможет провести масштабное мероприятие, но и позаботиться о здоровье и комфорте помощников.
— Я уже привыкла, что перед крупным мероприятием почти не сплю — отвечаю на телефонные звонки, отвечаю на сообщения в социальных сетях, — улыбается Анна Никонова. — Есть, конечно, те, кто уже не раз «волонтёрил» — с ними проще. А вот с новичками приходится непросто: бывает, что девушки на зимние мероприятия приходят без шапок и рукавиц, а молодые люди — в модных джинсах с подворотами и голыми щиколотками. В итоге такой доброволец замёрзнет через несколько минут, причинит и вред своему здоровью, и общему делу.
От волонтёров требуют определённого поведения, внешнего вида. Его задача — помочь в проведении события, оставшись незаметным.
— Я всегда говорю о недопустимости курения. Согласитесь, выглядит некрасиво и странно, если волонтёр, который сопровождает колонну Бессмертного полка, держит в руках сигарету. Ещё более странно это выглядит на спортивных мероприятиях, которые сами по себе являются пропагандой здорового образа жизни. Запретить человеку курить я не могу — это личный выбор каждого, но во время волонтёрской деятельности от вредной привычки стоит воздержаться, — говорит Никонова.
Люди начинают волонтёрить на волне энтузиазма, часто «заражаясь» примером и опытом знакомых. Это вполне работает, как говорят специалисты, на «коротких дистанциях». Когда же приходится погружаться в деятельность, узнавать её особенности, желание помогать пропадает — человек просто не выходит на связь.
— Бывают разные ситуации: человек перед самым мероприятием звонит и сообщает, что не придёт — по своим причинам. Это не самый худший вариант, хотя тоже крайне нежелательный для нас — ведь нагрузку уже распределили. Намного хуже, когда люди просто перестают отвечать на звонки и сообщения — ведь в этом случае мы даже не знаем, что случилось. Вдруг человеку требуется помощь, что-то случилось по дороге? — делится переживаниями Анна.
Никаких рычагов влияния на волонтёров, которые решили отказаться от выполняемой работы, нет и не может быть.
Получается, что доводить проекты до конца приходится более ответственным людям, а значит, на них падает дополнительная нагрузка, на которую они не рассчитывали в начале работы.
— Даже если удаётся быстро найти замену, то всё равно требуется время на инструктаж, а это затрата дополнительного времени, сил, стрессовая ситуация, — говорит Анна. — В итоге вместо удовлетворения от участия в мероприятии можно получить обратный эффект. Конечно, стараемся всеми силами этого избежать — искренне благодарим наших добровольцев за помощь, стараемся подбодрить их, вдохновить на продолжение деятельности и преодоление сложных ситуаций.
Масочный режим
С началом пандемии возникло новое направление волонтёрской деятельности, связанное с оказанием помощи заболевшим и медработникам. «Ковидные волонтёры» — те, кто готовы покупать продукты и лекарства для людей в карантине, работать в регистратурах поликлиник, разбирая документы и отвечая на звонки.
— Волонтёрская акция «Мы вместе» стартовала в марте, когда мы только столкнулись с коронавирусной инфекцией. Признаюсь: мы сами не понимали, как и что делать, многие опасались за собственное здоровье. Набрать волонтёров было крайне сложно. Весной в основном работали наши специалисты, сотрудники департамента молодёжной политики, много людей приходили из спортивных школ. Тогда «внешних» волонтёров было всего человек пять, не более, — вспоминает Анна Никонова. — За этот период мы отработали 346 заявок: покупка продуктов, лекарств, помощь в оплате услуг ЖКХ, в начале мая доставляли ветеранам подарочные наборы, потом раздавали медицинские маски.
Уже осенью количество заболевших COVID-19 вновь стало расти, поэтому движение «Мы вместе» возобновило работу в середине ноября.
— Сейчас работаем по четырём направлениям: доставка продуктов, помощь поликлиникам, передача бесплатных лекарств для тех, кто проходит лечение от коронавируса на дому, автоволонтёры — те, кто на своём транспорте доставляет врачей к пациентам по индивидуальным вызовам. Последних не так много — не более десяти человек.
Специалисты утверждают: общество стало более разумно относиться к ограничительным мерам. Люди научились соблюдать масочный режим. Количество заявок по закупке продуктов резко снизилось: с ноября волонтёры обработали всего 15 поручений. Зато помощь поликлиникам крайне востребована. Сейчас в медицинских учреждениях Рыбинска работают 30 добровольцев: помогают систематизировать документы, обзванивают заболевших, чтобы узнать о состоянии или сообщить о результатах анализов. Медицинское образование при этом не требуется: у каждого волонтёра есть особый алгоритм для беседы, который предусматривает различные варианты ответов. В случае сложной ситуации на помощь придёт медработник, который в обязательном порядке дежурит вместе с добровольцами.
— Волонтёры работают в отдельном помещении, с посетителями поликлиник не пересекаются. В обязательном порядке соблюдаются все предписанные меры санитарной безопасности, — говорит Никонова. — Те, кто работают с людьми, ходят по квартирам, получают средства индивидуальной защиты. Разработан механизм бесконтактной передачи денег и покупок. Можно сказать, нас обезопасили со всех сторон.