В этом году одно из любимых горожанами мест отдыха — городской сквер — получило шанс на новую жизнь. Бывшие арендаторы оставили заросший кустарником участок с разбитыми от времени дорожками. Но уже в конце лета сквер ожил, наполнился новыми аттракционами. Приятным сюрпризом для рыбинцев стало то, что сквер не закрылся на зиму, как это было раньше, а продолжил работу. О том, что уже сделано и каковы планы, рассказал новый арендатор участка — индивидуальный предприниматель Тимур Габбасов.
— Бизнес, связанный с развлечениями и досугом, не первый опыт в вашей практике. В чём его особенность?
— Я работаю в этой сфере уже десять лет. Начинал в Казани. Особенность в том, что мы производим не вещь, даже по большому счёту не конкретную услугу. Мы дарим эмоции, создаём атмосферу праздника, отдыха. Это главное в досуговой сфере: будут положительные эмоции от посещения сквера — люди сюда вернутся, приведут знакомых. Если ситуация обратная, можно устанавливать сколько угодно аттракционов, но делу это не поможет.
— Почему выбрали Рыбинск для инвестиций?
— Пожалуй, решающую роль сыграли два фактора: большой земельный участок и длительный срок договора, который мы подписали с городом.
— С чего началась работа по восстановлению сквера? Какие были проблемы и сложности?
— Я общался с прежними арендаторами этого участка. Когда они приступили к освоению территории, многое им досталось «по наследству» с советских времён: электрическая проводка, туалеты, аттракционы, колесо обозрения. Что-то они просто снесли, что-то продали как металлолом, что-то себе оставили для работы. Когда мы пришли, то столкнулись с полной разрухой: выкопаны провода, демонтирована брусчатка, забор, лавочки. Даже клумбы, которые здесь с советских времён были, и то увезли. Каких-то специфических трудностей, пожалуй, не было. Нам помогает администрация — не было каких-то проволочек с бумагами и разрешениями.
— Ещё до того, как в сквере начались работы, в социальных сетях был опрос относительно ожиданий горожан. Каким хотят видеть парк рыбинцы?
— Чаще всего люди не пишут чего-то конкретное — просто хотят благоустроенное, удобное для отдыха место. Больше сервиса, больше внимания к посетителям — пожелания традиционные. Писали о колесе обозрения, просили благоустроить набережную Черёмухи. Просили построить комнату кривых зеркал — видимо, ностальгия по советскому скверу. Говорили о катамаранах, чтобы по реке можно было кататься. Людям нужны кафе, точки питания. В принципе, мы как раз развиваемся именно в этих направлениях.
— В этом году парк впервые заработал зимой. Это принципиальный подход к организации отдыха или было желание скорее открыться?
— В Казани наш парк работает круглогодично, так что опыт организации работы уже есть. Кроме того, одно из условий, которые ставила администрация перед арендаторами, беспрерывная работа сквера, вне зависимости от сезона. Нужно будет оценить эффективность такой работы, но это дело времени. В зимнем режиме мы отработали три недели: спрос высокий, посетителей много, интерес к парку большой — это радует.
— Горка для катания на ледянках собрала множество отзывов, как положительных, так и отрицательных…
— Реакция рыбинцев нам часто непонятна. Иногда кажется, что лучше ничего не делать. Хотя и в этом случае будет много недовольных ворчунов. В других городах, где мы работали, чувствовалась поддержка. Я заметил, в социальных сетях есть люди, которые всегда и всё критикуют: дороги, администрацию, освещение. Нам тоже достаётся. Хотя горка работает уже три недели — всё исправно, в штатном режиме.
Для того чтобы её построить, мы затратили миллион рублей только на расчистку берега: пришлось выпиливать сухостой, выравнивать склон, вывозить мусор. Сейчас по берегу можно даже прогуляться, скатившись с горки. Спуск тоже надо поддерживать в нормальном состоянии — его нужно подсыпать, уплотнять. Для того чтобы было легче подниматься, сделали четыре подъёма с площадками.
— Вы всегда отвечаете на комментарии, порой довольно эмоционально. Это целенаправленная концепция?
— Критика бывает разной. Например, если человек пишет о том, что, катаясь на катке, несколько раз задел ветку кустарника, которая может и ребёнка по лицу хлестнуть, мы непременно проверим это сообщение, ветку уберём. Или сообщают, что на подъёме в горку есть скользкий участок — тоже выйдем на место, исправим недостаток.
Это конструктивная критика, которая помогает нам становиться лучше, развиваться.
Но если люди, которые даже не были у нас, дают свою негативную оценку только глядя на фото и что-то додумывая самостоятельно, это можно расценивать только как провокацию. Есть такой тип людей в соцсетях — хейтеры. Их цель — сеять негатив, играть на эмоциях. При этом они не задают вопросов, не предлагает что-то конкретное, просто критикуют. Парк — наше детище, мы боремся за него, за его репутацию. Беспочвенная критика обесценивает наш труд, реагировать отстранённо, без эмоций на это сложно.
— Каток на парковых дорожках, кажется, подвергся меньшей критике?
— Возможно, сложно сказать. Мы следим за качеством льда, стараемся своевременно заделывать выбоины. Наладили освещение, которое соответствует всем нормам. Сейчас ещё по периметру парка установили колонки — так что звук, музыка будет комфортной, приятной для восприятия. Закупили для проката 200 пар коньков разных размеров, есть и для малышей — двухполозные. Цену установили, думаю, демократичную — ориентировались на стоимость аналогичных услуг в городе.
— Кто занимается разработкой концепции внешнего облика парка?
— Это всё наши идеи. Ёлка из лыж, например. Получилось необычно, внимание привлекает. Уже работают две фотозоны, планируем ещё сделать — людям нравится, приходят фотографироваться, потом эти фото появляются в социальных сетях. Будем добавлять декорации.
— Что планируете сделать в плане благоустройства территории?
— Дорожки, лавочки, зоны отдыха — всё стандартно. Люди часто пишут о том, чтобы расширить парковку. За счёт чего? Архитекторы предлагают отдать под стоянку часть парка, но я не готов к такому решению. Территория для отдыха должна использоваться именно для организации досуга.
— Сколько людей обеспечивают работу парка?
— Зависит от дня недели. В выходной около 30-ти человек, это в основном операторы, но есть и технические рабочие. На неделе поток клиентов меньше, поэтому столько работников не требуется. Сейчас мы проводим набор операторов: хочется привлечь молодёжь — они более энергичны, заинтересованы, жизнерадостны. С работой помощника оператора, например, справится и 16-летний, было бы желание работать ответственно. Для молодых людей, думаю, это неплохая возможность для подработки, общения, новых знакомств.
— По вашим наблюдениям, кто чаще приходит в сквер?
— По-разному. Изначально, когда открылись ещё летом, приходили родители с детьми. Потом подтянулись подростки. Сейчас даже не определить точно, каких клиентов больше: утром приходят мамы с малышами, гуляют с санками, колясками. Днем заходят возрастные люди, бабушки с внуками. По вечерам аншлаг – приходят просто погулять.
— Понятно, что сейчас сквер приносит минимум дохода, требуя всё новые и новые инвестиции в развитие. По вашим расчётам, когда ситуация стабилизируется?
— По нашим планам ближайшие три года — активная стройка, которая требует постоянного финансирования. Все деньги, которые мы получаем от продажи билетов на горку, каток, доходы от проката, не окупают вложений. Прибавьте к расходам затраты на заработную плату персонала. Когда мы начали проводить бесплатные праздники для детей по выходным, стало приходить больше посетителей — общий чек увеличился. Через какое-то время ситуация изменилась: горожане просто приходят на эти праздники, гуляют, но больше уже ничего не покупают, то есть общая выручка падает. Такой эффект наблюдается везде, так что Рыбинск — не исключение.
В этой ситуации важно найти баланс между возможностью что-то получить бесплатно и объёмом платных услуг.
В противном случае коммерческая модель станет убыточной. Это скажется в итоге на качестве услуг и на возможности дальнейшего развития. К примеру, стоимость горки: если учесть, что её загрузка составляет примерно 80 %, то с точки зрения экономики цена билета сформирована правильно. Будет дешевле — придёт большее количество посетителей, появятся очереди, наши сервисы не будут справляться. В итоге сами же посетители смогут меньшее количество раз скатиться.
— Что входит в планы дальнейшего развития территории?
— Мы работаем постоянно. Сейчас монтируем новые аттракционы, на очереди ещё три, уже доставлены в Рыбинск. К лету поставим семь — восемь новых аттракционов, то есть будет 30, для разных возрастов — для детей и взрослых. Парк наполнится точками питания: в скором времени здесь начнёт работать пиццерия, будет блинная, кафе.
— Что пожелаете и себе, и горожанам накануне новогодних праздников?
— Верить в будущее, мечтать и оставаться детьми, даже во взрослом возрасте. Хочется пожелать, чтобы в повседневной жизни горожан было больше положительных эмоций, улыбок и душевного тепла.