Накануне, 25-го ноября, в Муниципальном Совете прошли заключительные обсуждения бюджета на предстоящий год. Отдельно остановились на расходах по спортивному направлению. Напомним, на прошлой неделе в спортивном комплексе «Юность» отключили отопление и горячую воду. Причиной стали долги за коммунальные услуги. Тогда в городском департаменте по физкультуре, спорту и молодёжной политике отметили, что спортшколы должны покрывать эти расходы за счёт внебюджетной деятельности.
А накануне, в среду, администрация заявила, что со следующего года берёт на себя обязательства по оплате коммунальных услуг. Вроде бы хорошая новость, но директоров спортучреждений и их сотрудников она не радует. Так как, выделяя средства по одной статье, чиновники сокращают другую.
Позиция администрации: тренеры должны зарабатывать
Спортивный вопрос вызвал жаркие споры при рассмотрении бюджета Рыбинска на следующий год. На заключительном заседании профильной комиссии депутатов заинтересовало — почему расходы на содержание спортивных учреждений значительно сокращают.
— Мы закладываем 210 миллионов, хотя на конец 2020-го года затраты составляют 220 миллионов, — отметил депутат Владимир Пахарев. — По моим данным, письмами до директоров споршкол уже доводится информация, что будет сокращено финансирование и они должны обдумать мероприятия, которые могут провести в части сокращения тренерского состава.
Депутата попытались успокоить, рассказав, что тренеров никто сокращать не собирается, и вообще, в целом бюджет департамента остаётся прежним, а недостающая сумма переносится на обеспечение оплаты за коммунальные услуги.
Такой ответ Пахарева не устроил и он обратил внимание, что при сохранении финансирования из областного бюджета, город сокращает свой вклад на 13 миллионов. А значит, есть риск, что такая экономия всё же отразится на тренерском составе.
Объяснять Владимиру Пахареву, что ситуация не такая плачевная, как депутату представляется на первый взгляд, взялся глава Рыбинска Денис Добряков.
— Это стартовый бюджет. Действительно, он уменьшен в сравнении с предыдущим годом по начальным показателям. Ввиду того, что мы изменили мотивационную часть. То есть внутри департамента спорта — я считаю это совершенно здоровым начинанием — изменено соотношение расходной части между содержанием, платежами за коммунальные услуги, и мотивационной частью заработной платы. Если в прошлом году мы гарантировали получение премий, то сейчас премии зависят от доходной части этих предприятий, но гарантирована большая часть коммунальных расходов, — прокомментировал Добряков. — Мы говорим не о сокращении содержания, а о мотивации получения дополнительных доходов. Для того чтобы увеличить премиальную часть заработной платы. Мы настаиваем на такой трактовке, которую в первичном бюджете показали. Если потребуется дополнительная корректировка, то будем выходить к вам за ней. Но я думаю, что не потребуется.
В качестве примера успешной работы подобной схемы глава привёл спортивный комплекс «Метеор». Но Владимир Пахарев возразил и здесь. По его данным, в прошлом году «Метеор» лишился муниципальной субсидии в размере трёх миллионов, а собственные доходы спорткомплекса выросли только на полтора.
В случае с «Переборцем», объёмы внебюджетных фондов и вовсе сократились на 150 тысяч. При этом комплекс в Переборах недополучил из бюджета миллион рублей.
— Никто не снимает деньги с содержания спортивных школ. Мы мотивируем тех людей, которые и не пытались зарабатывать, — стоял на своём глава. — Что делали руководители? Всё, что им дали, они расписали на фонд оплаты труда. Но вы бы видели выросшую кредиторку за непогашенные коммунальные услуги.
Варианта, что внебюджетных средств попросту не хватало на эти нужды, глава не допускал. Его позиция оставалась непреклонной — тренеры должны зарабатывать себе на премии самостоятельно. На том, из чьего кармана будут идти эти средства, Денис Добряков акцентировать внимания не стал.
На этом глава поблагодарил депутата Пахарева за вопрос и более в обсуждении не участвовал.
Иди «дзюбь» дальше
Вслед за главой позицию коммерциализации работы тренеров поддержали и представители департамента по физкультуре, спорту и молодёжной политике.
— Мы ни одного тренера не сокращаем, мы переводим часть тренеров на платную основу. Приняли решение, что в следующем году даём всю коммуналку учреждениям, чтобы не было таких вопросов, что учреждение не работало и не смогло заработать на коммуналку. Мы в бюджете закладываем все коммунальные расходы, как в других европейских странах, — обосновывал позицию чиновников замдиректора департамента Александр Кормилицын. — Мы предоставляем людям базу. Человек, приходя на эту базу, либо платит за свои занятия, либо, если есть бюджетные места, он пытается туда попасть. Всё как в институтах. Показываешь результат в платной группе — есть возможность перейти, тебя переводят на бесплатное. Тренеров мы не трогаем. Персонал мы не трогаем. Я не знаю, в чём тут вопрос?
Кормилицын отметил, что он говорит о маленьких детях, которые посещают группы начальной подготовки. Состоявшихся спортсменов переводить на коммерческую основу пока не собираются.
Такой подход, по мнению чиновников, сделает и родителей более дисциплинированными в выборе секции для детей. Ведь вынужденные оплачивать занятия спортом, они вряд ли станут записывать ребёнка в несколько спортшкол одновременно.
— Мы лишились бесплатного дополнительного образования и сейчас сделали платными занятий детей в спортивных секциях, — взял слово депутат Александр Соколов. — Хотя я знаю уважаемого мною спортсмена, который достиг высоких результатов в техническом виде спорта, с которым он определился не сразу, и стал абсолютным чемпионом мира. Но, как оказалось, перед этим он даже в самбо ходил. К счастью, в той советской системе он за это не платил. Но на занятиях в разных секциях был, и во многих видах спорта себя попробовал. Мы сейчас ребёночка этого лишаем. Мы ему говорим: ты — Дзюба, иди «дзюбь» дальше. А, может, он не хочет сразу понять, что он футболист, и хочет себя попробовать в бальных танцах. Мы выплескиваем эти социальные гарантии.
Владимир Пахарев предложил сотрудникам департамента спорта последовать примеру споршкол и начать работать по принципу «заработай себе сам».
Александр Кормилицын ответил, что если будет нужно, то они готовы пойти и на такой шаг. И всё это ради того, чтобы выполнить поставленную задачу и развить физическую культуру и спорт в Рыбинске.
— Выступление департамента спорта меня удивляет. Мы что дальше и школы на такой же принцип переведём? Учитель набрал себе класс, значит, может работать. Не набрал — иди отдыхай. Идиотизм полнейший. У меня других слов нет, — не скрывал эмоций депутат Олег Леонтьев. — Одновременно с этим у нас есть ТИЦ, который мы финансируем, ничего не спрашиваем, никаких показателей, никаких муниципальных заданий. Мы в них вваливаем деньги. А с тренеров мы спрашиваем. Давайте сократим муниципальные расходы на ТИЦ, а эти деньги пустим на дополнительное образование детей. Уже 1,9 миллиона сэкономим, не считая теплоходы, сайты, карты, логотипы. Хотят — пусть зарабатывают. А почему мы должны у детей отбирать?
Вопрос Леонтьева так и остался без ответа. Не нашло поддержки у большинства депутатов и предложение отказаться от приобретения здания бывшего ДК «Полиграф» и распределить 25 миллионов на нужды дополнительного образования и спорта.
За проект бюджета проголосовали большинством голосов. В случае если на заседании Муниципального Совета его примут без поправок, спортивные учреждения лишатся очередной части финансирования.