Сохранить историческое наследие и сделать город удобным, наполнить его интересным содержанием. Эти задачи призвана решать урбанистика. Что нужно изменить в городе, чтобы получить комфортное пространство? Возможно ли включить это пространство в социально-экономическую жизнь, заставить «работать»? Как должны взаимодействовать бизнес, власть и частные инициативы? Эксперт и наставник от Агентства стратегических инициатив (АСИ) Евгения Мальцева, работающая в рамках программы «Сто городских лидеров», рассказала о том, как инициатива по изменению городской среды может дорасти до масштабного проекта и получить поддержку на федеральном уровне.
— Евгения, чем занимается АСИ и какова цель его работы в Рыбинске?
— Агентство стратегических инициатив занимается систематизацией, объединением развитием лучших городских практик. Я представляю программу «Сто городских лидеров». Она проводится уже второй год и нацелена на оказание помощи авторам ярких инициатив развивать городскую среду, создавать новые бизнес-модели, которые повысят качество жизни людей.
Можно сказать, наша задача в глобальном смысле — вырастить те кадры, которые смогут изменить город, городскую среду к лучшему. Причём важно, что эти люди будут мыслить не категориями ближайшего будущего, а задумываться о развитии своих идей на длительную перспективу: задумываться о маркетинге города, его образе, прорабатывать маркетинговую стратегию.
Нам важно не потерять лидеров инициативных сообществ, чтобы они смогли не просто получить важные для своего развития знания, но и развивать их, применять в своих проектах.
— Есть ли уже какие-то достижения в этой области у рыбинских активистов?
— Весной этого года Рыбинск с проектом «Инвестиционные карты» прошёл достаточно сложный конкурс и получил возможность обучаться в акселераторе «Сто городских лидеров». Меня назначили наставником рыбинской команды. За время нашей совместной работы проект трансформировался из «Инвестиционной карты» в проект «Оживление городского квартала». Мы сфокусировали внимание на улице Ломоносова, где расположены две ключевые площадки: арт-двор — там уже прошёл фестиваль, и арт-трактир — пространство для общения, обмена идеями. В ближайшее время, надеюсь, появится ещё одна интересная точка — крыша «Екатерининского пассажа», которую тоже можно «загрузить» креативными историями.
— Что подразумевается под термином «креативная история»?
— Сегодня креатив — это уже не про хипстеров, увлечённых литературой, фотографией, обсуждающие современные тренды в искусстве. Креативная индустрия направлена на возможность рассказать о городской идентичности, поддержать тех, кто создаёт то, что направлено на развитие городского имиджа, раскрывает его специфику, сущность. Агентство стратегических инициатив помогает таким проектам не просто выживать, но предоставляет возможность получить контакты значимых людей — экспертов, представителей администрации, инвесторов, от которых зависит успешная реализация начатого дела. Другими словами, АСИ — своеобразный лифт в развитии.
— Проект «живых кварталов» — это и есть тот самый новый продукт, который родился из таких инициатив? В чём его суть?
— «Живые кварталы» — это пространство для общения, самореализации, размещения нового бизнеса. Самая главная наша задача — сохранить историческое наследие, которое у нас есть, вдохнуть жизнь в эти кварталы, сделать инфраструктуру, интересные локации внутри, но при этом сохранить внешний облик, особую атмосферу старого города. Кроме этого, мы повышаем привлекательность Рыбинска как города для комфортной жизни: у горожан есть место, где они могут самореализоваться. Как может наполняться такое пространство — вариантов масса: арт-галерея, театр, различные мастерские — дизайнерские, ювелирные, крафтовая кофейня. Что угодно. И это уже не просто бизнес, а точка притяжения для горожан, посещая которую они всякий раз могут открыть для себя что-то новое.
— В чём отличие такого пространства, скажем, от торгового центра?
— Торговые центры чаще работают с франшизой. В любом случае, вряд ли там будут представлены именно местные, рыбинские бренды.
Наша задача — акцентироваться на тематике, которая позволяет прочувствовать самобытность Рыбинска: темы купечества, Мологи, бурлачества и многого другого.
Если, к примеру, мы открываем магазин нижнего белья, которое изготовлено в Китае — это никак не связано с городом. Но если это бельё отшивается здесь, вручную — да, это уже креативная индустрия, рыбинский бренд. К примеру, есть в вышивке так называемая «крестецкая строчка» — промысел, который зародился в деревнях Новгородской губернии несколько веков назад. Модель Наталья Водянова, продвигая русского дизайнера Ульяну Сергиенко, выходила замуж в платье, на котором была эта вышивка в виде декоративного элемента, отделки. А ведь изготавливают её в провинциальном, крошечном городе.
— В Рыбинске проводили «UrbanSprint». Что это такое?
— Первый «UrbanSprint» — марафон городских изменений — прошёл в День города. Это выездное мероприятие, на которое пригласили экспертов в сфере урбанистики. Они осматривали город, а затем высказались по поводу того, где они видят так называемые «точки роста». В результате мы поняли направление, в котором следует двигаться. АСИ объявило конкурс идей для развития городов. И мы решили участвовать в этом движении, использовать потенциал инициативных рыбинцев для того, чтобы получить действительно интересные, перспективные проекты, которые могли бы заявить о нашем городе на всероссийском форуме.
— Какие требования предъявляются к проекту, чтобы он мог претендовать на участие в форуме и впоследствии получить инвестиции для реализации?
— Требований на самом деле немало. Это должен быть бизнес-проект, где понятно, как он способствует развитию экономики города, какие социальные проблемы решает. Важно и наличие работоспособной, слаженной команды, которая нацелена на решение поставленных задач. Другой момент — наличие взаимодействия с бизнесом, властью и социумом. Если такие взаимосвязи уже выстроены внутри проекта, и они нацелены на продуктивную деятельность, то проект, несомненно, привлечёт внимание. Третий критерий — масштабируемость. Важно, чтобы предлагаемые проекты было возможно применить в любом другом городе, внеся лишь незначительные изменения и корректировки.
— Те проекты, которые сейчас представлены в Рыбинске, имеют потенциал роста?
— Будем честными: любой проект на начальном этапе — это некое подвижничество, лишь через три — четыре года он становится бизнесом. Например, похожий проект с «живыми кварталами» есть в Иркутске. Его создавали по крупицам около десяти лет, в результате получилось место, в котором концентрируется креативная индустрия, рассказывающая об особенностях именно этого города. Поэтому коллегам в Рыбинске хочется пожелать не останавливаться, формировать работоспособную, увлечённую команду и продолжать развиваться. Я уверена, что рыбинские проекты имеют право на жизнь. Вопрос лишь в объединении усилий. Каждому проекту из тех, которые сегодня представляют активисты, нужна поддержка — причём, не столько финансовая, сколько информационная. Есть прекрасная, работающая формула: «Вы поддерживаете — поддерживают вас».
-
Бла бла бла бла бла...
-
Никак .