Два месяца остаётся до Дня Победы — великого праздника, объединяющего многонациональную Россию. В этом году в честь 75-летнего юбилея Победы указом президента 2020-й год объявлен Годом памяти и славы. И чем дальше уходит этот день, тем меньше остаётся свидетелей и участников тех страшных событий. ПАО «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Госкорпорации «Ростех») совместно с Ярославским региональным отделением «Союза машиностроителей России» организует встречи с ветеранами-моторостроителями для того, чтобы сохранить их воспоминания для современников и будущих поколений. Владимир Иванович Демьянов — ветеран труда, фронтовик, награждён двумя орденами и 13-ю медалями, рассказал о том, как советские войска освобождали Европу от фашистских захватчиков.

***

Владимир Иванович, несмотря на будний день, в парадном пиджаке — том самом, на котором рядами расположены ордена и медали. Несмотря на почтенный возраст, ветерану уже 95 лет, держится он уверенно, спокойно отвечает на многочисленные журналистские вопросы. Такие встречи — это не только возможность вспомнить лихие военные годы, показать бережно хранившиеся в альбомах, поблёкшие от времени фотографии военных лет. Это ещё и возможность сохранить историю, о которой не напишут в учебниках, которая остаётся в памяти воевавшего поколения.

— Я и сам удивляюсь, как дожил до таких лет. Силы какие-то природные помогли, наверное, — улыбается Владимир Демьянов. — Куда ни приду, не верят, что мне столько лет. Возраст, знаете ли, чувствуется, — болячки появляются, силы уже не те. Но я держусь пока. Есть у меня правнук Егорушка. Ему и двух нет, совсем маленький. Но уж очень забавный, улыбчивый. Уже ходить научился, но пока говорит мало. Вот у меня цель есть — дождаться, когда правнук говорить научится. Очень хочется с ним побеседовать, расспросить про всё на свете: о чём думает, про что мечтает. Какое оно, поколение будущего?

Владимир Иванович Демьянов

Фронтовик рассказывает о своей молодости, о тех испытаниях, которые выпали на его долю. Он не привык жаловаться на судьбу — время выбрало именно его поколение, чтобы служить Родине.

 

От школьника до командира

Войну никто не ждал. Страшное известие в один день изменило привычный уклад жизни. Владимир Иванович вспоминает, как их, старшеклассников, отправляли на строительство противотанковых рвов, на торфодобывающие предприятия.

В годы войны, когда угольные районы были отрезаны немецкими войсками, до нефти на Кавказе было не добраться. Торф стал стратегическим сырьем. Ярославские торфяники требовали всё новых рабочих рук — к труду привлекали подростков с 16-ти лет, женщин, стариков.

— В 1942-м мне только исполнилось восемнадцать — принесли повестку, на фронт. Попал я вначале в Ярославль, а оттуда — в Кострому. Там располагалось эвакуированное из Ленинграда военное училище. В мирное время срок обучения был три года, но сейчас, когда шла война, приходилось ускоряться, обучение сократили до одного года.

После учёбы в звании младшего лейтенанта Демьянов получил приказ: отправляться на Калининский фронт.

— Я — девятнадцатилетний, а солдаты — мужики взрослые. Я берёг их, а они — меня. Вместе одно дело делали, отвоёвывали нашу землю у врага, рассказывает Владимир Иванович. — Построим линию обороны, установим пушки. У нас были 152-миллиметровые орудия. Из-за линии, с тыла выкатывается знаменитая «катюша» и выпускает первый залп по фашистам. Это как знак для всех: открыть огонь, вступить в бой. Палят все наши орудия, а «катюшу» назад оттягивают, она больше не стреляет — а то немец её мигом вычислит, тогда будет прицельно палить, чтобы технику уничтожить.

Первый Белорусский, 142-я пушечно-артиллерийская бригада 33-й армии — таков был «фронтовой адрес» командира огневого взвода Владимира Демьянова. Прошёл с боями всю Белоруссию, а дальше — освобождение Европы и взятие Берлина. Разгромить врага в самом сердце Германии, уничтожить логово фашизма — была цель советских солдат.

 

Пешком по Европе

К концу 1944-го года советские войска освободили территорию СССР от фашистов, но война на этом не закончилась. Несмотря на большие потери, Третий Рейх всё ещё оставался смертоносным противником, поэтому никто в то время не сомневался: фашистов нужно уничтожать полностью, не оставляя возможности для восстановления сил и поиска союзников. Довольно быстро советская армия освободила Румынию и Болгарию.

Самыми кровопролитными сражениями были сражения за Польшу, которые длились около полугода и унесли жизни более полумиллиона воинов.

— Страшно было. Идёшь в бой, вдруг взрыв где-то рядом — и всё в дымовой завесе, темнота такая, что белого света не видно. Потом дым рассеивается, голову от земли поднимаешь, а вокруг уже мёртвые, искалеченные, вспоминает ветеран.

Операция по освобождению Варшавы пришлась на январь 1945-го. Войска Первого Белорусского фронта занимали рубеж по реке Висла. Ранним утром 14-го января началась атака: советские войска не только форсировали реку, но и продвинулись на два — три километра за первые часы боёв.

«При прорыве сильно укреплённой обороны противника на западном берегу реки Висла 14-го января 1945-го года взводом товарища Демьянова подавлен огонь миномётной батареи, четырёх пулемётных точек, уничтожено две пулемётные точки и 14 солдат и офицеров противника. Прицельный огонь взвода товарища Демьянова обеспечил успешное действие пехоты, которая овладела мощными опорными пунктами противника — Ново Мшалла и Рудки. При взятии города Плешев взвод Демьянова подавил огонь самоходного орудия, противотанкового орудия и двух пулемётных точек, уничтожил 15 солдат и офицеров противника», говорится в наградных документах к медали «За освобождение Варшавы», которую вручили Владимиру Ивановичу после этой операции.

После освобождения Польши открывалась дорога на Берлин. Форсирование Одера, штурм столицы Германии и очередная награда — медаль «За взятие Берлина». Об этих событиях ветеран вспоминает с гордостью и горечью одновременно. Несмотря на победоносное продвижение и освобождение европейских государств, советские войска несли большие потери.

Перевели меня в связисты при штабе армии. Как-то довелось доставить пакет в штаб фронта, какие-то важные документы передать. Немцы-то на мотоциклах уже тогда ездили, а мы — пешком. Прохожу мимо высотки, а там артиллеристы закрепились, батарея 76-миллиметровых пушек стоит. Заглянул к ним — всё же сам на огневых рубежах стоял. Ребята мне и говорят, мол, оставляй пакет — передадим. Но так нельзя, я должен убедиться лично, что документы в нужные руки попали, — вспоминает фронтовик. — В штабе все дела сделал, иду обратно, думаю, загляну ещё раз к друзьям-артиллеристам. Поднялся на высотку, а там никого: орудия разбитые из земли торчат, солдаты убитые, раненные. Накрыли высотку, пока я в штабе был…

Победный май Владимир Иванович встретил на реке Эльба. Там советская армия соединилась с союзниками из США, в результате чего остатки вооруженных сил Германии оказались расколоты на две части — на севере и на юге. Их моральный дух фактически был окончательно подавлен. Солдаты понимали, что Германия проиграла войну.

Великая радость! Командир сказал, что война закончилась. Мы плакали, обнимались, смеялись, сложно описать, — вспоминает ветеран победный май. — У меня на груди медали, ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Всю Европу прошагал, Белоруссию — гнали мы врага до Берлина. Всё прошел, выжил. Это была наша Победа, одна на всех, как в песне. 

Фото — Сергей Гордиенко, «ОДК — Сатурн»

 

Служу Отечеству!

После окончания войны Владимира Ивановича направили на дальнейшую службу в Туркменистан, в Кушку (ныне — Серхетабад, прим. автора).

Самая южная точка СССР, в десяти километрах — граница с Афганистаном. Тяжело там было, вспоминает Демьянов. — Потом при Хрущёве началась военная реформа, сокращение Советских Вооружённых сил. В 1956-м году нашу часть распустили, и я вернулся домой.

Устроился на моторный завод, сегодняшний «ОДК — Сатурн», слесарем в сборочный цех. К работе относился как к службе — трудился усердно, на благо страны, которую защитил от врага. К военным наградам добавился знак «Ветеран труда» за безупречный труд в течение 25-ти лет на предприятии.

До недавнего времени часто бывал на встречах со школьниками — чаще в 44-й школе, там дети мои учились, сын и дочь. Каждый раз говорю: «Не дай Бог вам испытать всё то, что прошли мы, моё поколение: и тяжёлый труд, и воинскую службу, и гибель товарищей-однополчан. Сегодня вокруг немало злых толков, попыток занизить заслуги советского народа, оплаченные кровью, в победе над фашизмом. Такое отношение к прошлому безнравственно, несправедливо и недопустимо. Помните об этом, дорожите друг другом, гордитесь своей страной». 

Фото — Александр Колляков, «Черёмуха»

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: