Ночь с субботы на воскресенье в Рыбинске прошла необычно: сотни горожан семьями устремились в музеи. Возможность побывать в знакомом месте в необычное время, посетить концерты, квесты, мастер-классы, театральные постановки — вот далеко не полный список причин, которые делают всемирную акцию «Ночь в музее» столь популярной.
Встретимся в музее!
Ежегодно сотрудники Рыбинского музея-заповедника, начиная с сентября, продумывают программу, решают, как привлечь посетителей. В этом году акцию решили продлить на час — так что музеи принимали посетителей до полуночи.
— Мы участвуем в акции практически с самого её основания, каждый год стараемся придумать что-то новое, интересное, — говорит директор Рыбинского музея-заповедника Сергей Черкалин. — Знаете, для нас это мероприятие тоже нестандартное: к нам приходит сразу много посетителей, а ведь сам музей предполагает некую камерность. Так что приходится искать компромисс.
В большой картинной галерее многолюдно: среди обычной публики прогуливаются нарядные барышни в кринолинах, весёлые девицы, словно только что сбежавшие из кабаре, стройные леди в длинных струящихся платьях, украшенных страусиными перьями. Студия «Сорок чемоданов» Ольги Моль устроила настоящее дефиле, продемонстрировав особенности дамских туалетов различных эпох.
— «Ночь в музее» — акция, когда интуитивно ждёшь чего-то необычного, почти волшебного. Мне хотелось, чтобы посетители музея почувствовали себя среди героев старинных картин, наполнились духом истории, — говорит Ольга Моль.
— Разве это не чудесно — почувствовать себя в другом времени? На мне викторианское платье, с корсетом и кринолином. Чёрный краситель в то время был невероятно дорогим, значит, барышня я знатная и весьма обеспеченная, — кокетливо замечает постоянная участница студии «Сорок чемоданов» Дарья Федотова. — Помните, в фильмах о той эпохе девушки то и дело в обморок падают? Это не просто дамская уловка: корсет очень жёсткий и плотно сжимает грудь — действительно тяжеловато дышать, чувствуешь себя как в клетке.
Посетители не оставляют девушек в костюмах ни на минуту: фотографируются с ними, расспрашивают об особенностях их нарядов.
— По натуре я человек робкий, застенчивый, — улыбается Юлия Васильева, представляя костюм эпохи Голливуда начала XX века. — А здесь есть возможность примерить на себя совсем другой образ, другое поведение.
Музыка, игры, шоу
Второй этаж картинной галереи собрал ценителей музыки. В импровизированном зале нет свободных мест, часть зрителей заняли проходы. Московский гитарист Александр Миронов исполнил для рыбинцев свои любимые произведения. Редкая для современной концертной сцены семиструнная гитара звучит нежно и лирично, наполняя центральный зал бывшей хлебной биржи удивительными мелодиями Августина Барриоса, Доменико Скарлатти, Георга Генделя и других композиторов.
— Невероятная публика: даже совсем юные зрители слушали настолько заворожено, что хотелось играть ещё и ещё, — делится впечатлениями после концерта Александр Миронов. — Причём, стоит отметить, программа была вовсе не развлекательная: она нацелена более на философствование, раздумья, нежели на лёгкость или развлечение. Мне невероятно повезло: та музыка, которая нравится мне, пришлась по вкусу и рыбинским зрителям.
Для самых юных рыбинцев московские актёры показали кукольный спектакль. Такое сотрудничество неслучайно: ведь 2019-й год объявлен годом театра. Театру посвящена одна из действующих экспозиций музея.
Особо посетители оценили возможность выйти на балкон, обычно эта часть здания музея закрыта для посетителей. С него открывается чудесный вид на Волгу, мост, набережную. Многолюдно было и в остальных залах: где-то открыли мастер-классы, где-то предлагали участвовать в квестах или разгадывать кроссворды, можно было просто насладиться звучанием старых виниловых пластинок.
В этом году в завершение «Ночи в музее» впервые организовали световое шоу: с Красной площади на центральную часть здания Новой хлебной биржи спроецировали красочное изображения, рассказывающее об истории музея.
Прейскурант на культуру
— Получается, что в свой праздник мы работаем до полуночи — улыбается Сергей Черкалин. — Более тысячи посетителей: всех надо принять, развлечь, чем-то удивить. В общем, задача непростая, но интересная.
Вопросов перед организаторами стоит немало: нужно и программу придумать для разных по возрасту посетителей, позаботиться о сохранности экспонатов. Во время «Ночи» в музеях работает весь штат сотрудников.
— Часто задают вопрос о том, почему акция, которая везде позиционируется как бесплатная, проходит у нас по билетам. На самом деле, ответ кроется в различных аспектах финансирования регионов: в столице, например, выделяются дополнительные бюджетные средства для того, чтобы компенсировать музеям бесплатное посещение, — объясняет Черкалин. — В Питере придумали другую «фишку» — ввели единый билет, по которому можно посетить все музеи города. В Ярославском музее-заповеднике сделали бесплатный вход на территорию музеев, а вот посещение экспозиций — по билетам.
В Рыбинске есть правило: каждый может бесплатно посетить музей днём. Вечерняя программа, которая включает в себя постановки, концертные выступления и мастер-классы — по единому билету. В этом году стоимость такого абонемента составила 200 рублей. За эти деньги можно было пройтись не только по всем залам музея-заповедника, но и посетить музеи Мологи и Ухтомского, где тоже организовали «ночные» мероприятия для посетителей.