В списке технологий, знаменующих приход Четвёртой промышленной революции, отдельное место занимают виртуальная и дополненная реальности. То, что большинством из нас воспринимается как обязательный антураж футуристических фильмов, на деле скрывает большой потенциал для промышленников, узких специалистов и их заказчиков. В преддверии V Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство», который пройдёт в Рыбинске с 16-го по 18-е апреля, разбираемся в двух технологиях, переставших быть фантастикой.

 

Что такое AR и VR?

Обе аббревиатуры означают изменение восприятия привычного пространства с помощью специального оборудования. Разница в том, дополняем мы реальный мир или выходим из него совсем.

Дополненная реальность или AR (augmented reality) — это способ сделать взгляд более функциональным. В таком случае цифровой контент ложится ещё одним слоем поверх реальных физических объектов. Например, так работают нашумевшие в 2014-м очки Google Glass.

В свою очередь, виртуальная реальность или VR (virtual reality), подразумевает выход в другое, альтернативного пространство и функционирование в нём. Для выполнения этой задачи требуются особые шлемы и датчики движения.

 

Может быть такое, что я уже с этим сталкивался?

Конечно. Хотя обе технологии всё ещё кажутся чем-то экзотическим, прогресс и относительная дешевизна сделали их демократичными, и большинство из нас уже успело испытать их на себе.

С дополненной реальностью вы сталкивались, если хотя бы раз использовали мобильные приложения, требующие доступ к камере телефона и изменяющие изображение в реальном времени. Например, так работают некоторые популярные разработки для туристов, модников и любителей поболтать. В первом случае пользователь получает возможность навести телефон на достопримечательность и увидеть информацию о ней без необходимости отвлекаться на путеводитель. Во втором — накладывать макияж и примерять одежду не в жизни, а глядя на себя в экране. В третьем — делать видео и устраивать прямые трансляции, накладывая эффекты вроде огромных глаз или смешных мордочек.

Виртуальная же реальность знакома всем, кто бывал в 5D-кинотеатре. Окунуться в другое измерение там позволяют звук, изображение, изменение положения в пространстве и тактильные ощущениями вроде вибрации, ветра и воды. Другой пример, набирающий всё большую популярность — индивидуальные маски со смартфонами. Благодаря им в любой момент можно оказаться, например, внутри Сикстинской капеллы и разглядывать каждую её деталь, поворачиваясь, как если бы это было в реальной жизни.

 

Звучит забавно. А есть ли от этих разработок реальная польза?

Само собой, было бы неразумным оставлять такие возможности только индустрии развлечений. Внедрение дополненной реальности уже обсуждается для ремонтных работ, например, на «ОДК — Сатурн». С помощью специальных очков параллельно с зоной самой поломки работник сможет видеть схему агрегата, визуализировать необходимые действия, получать подсказки по инструментам. Это позволит снизить требования к обучению и ускорит процесс, поскольку вся документация будет в прямом смысле перед глазами, а руки останутся свободными.

«ОДК — Сатурн»

Виртуальная реальность обладает огромным потенциалом для удалённой работы целых подразделений. Это похоже на совместное редактирование файла в облачных сервисах вроде Google.docs, но на новом уровне вовлечённости. В этом случае коммуникация между участниками упрощается настолько, что когда один совершает действие, другой сразу видит результат во всём его объёме. Для такого виртуального конструкторского бюро географическое местонахождение специалистов не будет иметь значения.

 

В каких областях производства может применяться и одна, и другая?

Дополненная реальность уже применяется в виде проекционных очков и цифровой голографии. Такие технологии используются, например, для тренировки лётчиков и судоводителей.

Возможности виртуальной реальности ещё более впечатляющие. Во-первых, инструктаж. Представьте, что вам необходимо обучить ремонтный персонал атомной станции. Строить полигон для тренировок крайне затратно и неэффективно, а вот погружение в виртуальную реальность даст необходимые навыки в почти реальном с точки зрения мозга мире.

Во-вторых, проектирование. VR может быть полезен при обсуждении сложных вопросов между участниками с разной технической подготовкой, например, конструктором и заказчиком. Объёмная визуализация максимально сближает картины в головах людей, с её помощью можно не только представить изделие, но и показать процессы, которые нельзя увидеть вживую из-за их длительности или экстремальности.

В-третьих, презентация. Технологии уже сейчас позволяют командную работу с 3D-моделями, для этого достаточно объединить пять-десять шлемов в одном виртуальном пространстве. При этом участники из разных стран и городов могут рассматривать и обсуждать детали проекта так, как если бы все они находились в одном помещении.

 

Благодарим Павла Бехера, руководителя проекта «Цифровая экономика» «ОДК — Сатурн», за помощь в подготовке материала.

Поделиться мнением