Помните, как в начале 2000-х мы не могли представить смартфоны, сопоставимые по мощности с домашним компьютером; доступные по цене и необъятные по размеру плазменные панели; возможность за несколько секунд скачать из сети архив на пару гигабайт? Большинство из нас уже не замечает, с какой скоростью меняется мир. И происходит это не только с телефонами и холодильниками. Сегодня полностью переосмысливается подход к промышленному производству и разделению труда. На первое место выходят цифровые технологии и накопленные знания. Учёные предвещают скорую технологическую революцию, которую ознаменуют роботизация цехов и искусственный интеллект, способный учиться на собственных и чужих ошибках. В понедельник, 16-го апреля, в Рыбинске стартует V Международный технологический форум «Инновации. Технологии. Производство». В его преддверии разбираемся, что такое цифровая экономика, и почему она касается каждого из нас.

 

Давайте по порядку. Что ещё за цифровая экономика?

Это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства служат данные, хранящиеся в цифровой форме. Другими словами, это возможность повысить эффективность компаний, прибыль их владельцев и благосостояние работников за счёт сбора, хранения, обработки, анализа больших объёмов данных. Вот пример из промышленности: использование компьютерного моделирования и мощностей для вычислений экономит время и деньги на создании прототипов.

Мощные компьютерные кластеры могут за считанные минуты получить вычисления, на которые обычный компьютер потратил бы месяцы, а группа инженеров — годы.

Благодаря этому, разработчик может получить идеальный продукт, заранее просчитав возможные изъяны и внеся изменения в конструкцию.

 

А можно ещё примеры?

Конечно. В 2010-м году анализ генома любого человека занимал огромное время и стоил порядка 50 000 долларов. Сегодня на это уходят сутки и сумма в 50 раз меньше. Процесс стал доступным именно благодаря развитию цифровых технологий, которые открывают большие возможности не только для промышленности, но и для других сфер жизни. Например, для медицины. Благодаря «цифре», точные исследования, а вместе с ними и эффективное лечение, становятся доступнее.

 

И как у России обстоят дела с цифровой экономикой?

Пока не очень. Всемирный экономический форум предложил использовать для оценки готовности стран к цифровой экономике индекс сетевой готовности, актуальная версия которого охватывает данные за 2016-й год. Исследование замеряет, насколько хорошо национальные экономики используют цифровые технологии для повышения благосостоянии и развития конкуренции.

Россия заняла в этом рейтинге 41-е место со значительным отставанием от десятки ведущих стран, куда входят Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, США, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония.

В рейтинге экономических результатов от использования цифровых технологий Россия на 38-м месте, и снова с серьёзным отрывом от лидеров.

Эксперты объясняют это отсутствием благоприятной среды для ведения бизнеса и внедрения инноваций вкупе с низким уровнем применения цифровых технологий бизнесом.

 

Но ситуация же меняется к лучшему?

Да, меняется. Президент Путин в 2017-м году подписал Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. В ней признаётся, что конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основаны на технологиях анализа больших объёмов данных. В документе говорится о необходимости создать в России новую технологическую основу для развития экономики и социальной сферы. Ключевые цели этой стратегии — создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на мировом рынке. Особый акцент на обработке больших объёмов данных, искусственном интеллекте, облачных вычислениях, интернете вещей и индустриальном интернете, робототехнике и биотехнологиях.

Суперкомпьютер «ОДК — Сатурн»

 

И как всё это будут воплощать в жизнь?

Для реализации этой стратегии разработана правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая предполагает конкретные шаги.

Немалую роль в этом играет Национальная технологическая инициатива. Это программа мер по созданию и поддержке российских компаний на тех перспективных рынках, которые сегодня либо не существуют, либо существуют в зародыше, но при этом имеют большой потенциал роста и предполагают многомиллиардные обороты в будущем. Большой вклад в работу НТИ вносит Ярославская область. Рыбинское ПАО «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию госкорпорации «Ростех») — активный участник одного из девяти направлений Национальной технологической инициативы — трека «ТехНет», который занимается развитием и внедрением тех самых передовых производственных технологий, лежащих в основе цифровой экономики.

 

Хорошо, с цифровой экономикой всё понятно. А что такое общество знаний? Раньше разве жили без них?

Конечно, прогресс и до этого строился на знаниях. Вся разница в том, что в новой экономике знаниям отводится ключевая роль. Общество знаний стоит на интеллектуальных продуктах, к которым относятся технологии, патенты, ноу-хау. Эти так называемые нематериальные активы при должном подходе могут из любой российской компании сделать глобального промышленного гиганта.

Развитые страны уже сейчас конкурируют экономиками знаний. Их основные доходы формируются за счёт создания интеллектуального капитала, тогда как производственные площадки могут размещаться в других странах, если это выгоднее.

То есть если раньше корпорация производила крупные партии в своих цехах, теперь она переключается на разработку и продажу интеллектуальной собственности — цифровой модели, состава изделия, набора качественных характеристик или лицензий.

 

А можно примеры?

Конечно. Самое известное такси в мире — Uber — не имеет своего автопарка. Uber — это программное обеспечение, которое позволяет водителям и пассажирам находить друг друга, а ещё инфраструктура для проведения платежей.

Другой пример — франшизы. Основатель и владелец бренда сети ресторанов может в реальности не владеть ни одним из них. Его бизнес строится на разработке технологий, инструкций по обслуживанию клиентов и устройству кухни, рецептам блюд в меню, которые потом вместе с брендом передаются в пользование предпринимателям в разных уголках мира по лицензии, а правообладатель получает свой процент от их прибыли.

 

И как построить общество знаний?

Для больших компаний в обществе знаний главное — наличие отлаженного единого информационного пространства предприятия и механизма передачи знаний от опытных сотрудников новичкам. Важнее всего в новой реальности — выстроить эффективную образовательную систему, которая будет стимулировать работников постоянно обновлять личную и профессиональную компетенции. Обучение становится ключевой ценностью.

Приведём в пример опыт рыбинского «Сатурна». Чтобы организовать процесс передачи знаний, нужно было привлечь к обучению молодых кадров не просто опытных специалистов, а тех, кто мог грамотно этим опытом поделиться. Экспертов в компании немало, но почти все из них заняты основной работой и не могут брать на себя наставничество. Выход нашли в создании методических пособий, в которых объяснялись способы решения ключевых производственных задач. За первый год проекта в службе генерального конструктора разработали около 60-ти инструкций.

На предприятии внедрили систему управления знаниями, которая позволила оцифровать большой пласт накопленного опыта, который до этого хранился локально и разрозненно. Теперь, когда все разработки лежат на корпоративном портале «ОДК — Сатурн», достаточно воспользоваться внутренней сетью.

Система управления знаниями позволила сократить время получения информации в 15 раз, а время на принятие решений в семь раз.

Эти показатели смогут стать ещё более впечатляющими, когда «ОДК — Сатурн» объединит свою систему управления знаниями с аналогичными других компаний Объединённой двигателестроительной корпорации.

 

Судя по всему, «Сатурн» далеко продвинулся во внедрении передовых технологий. Можно сказать, что мы живём в инновационном регионе?

Похоже, что можно. «ОДК — Сатурн» действительно делает шаги в будущее. Компания третий раз выступает индустриальным партнёром всероссийского акселератора стартапов Generation S, на котором отбирает и помогает развивать перспективные для своего бизнеса решения молодых учёных и предпринимателей. «Сатурн» — один из отечественных лидеров в разработке и внедрении аддитивных технологий и применении новых материалов. В компании установлен один из самых мощных в российской промышленности суперкомпьютеров, который позволяет в разы ускорять вычисления, необходимые для работы конструкторского бюро. На базе рыбинского предприятия создаётся одна из первых в стране «умных» фабрик — испытательный полигон, на котором будут тестироваться и дорабатываться высокотехнологические решения, разработанные российскими компаниями. Стоимость проекта оценивается в семь миллиардов рублей, одним из инвесторов станет «Ростех».

 

И как мы будем жить в новом информационном обществе?

В начале этого материала говорилось, что ещё в начале двухтысячных мы не могли представить, как будем жить всего через два десятка лет. Учитывая скорость развития технологий, заглянуть в будущее и дать точный прогноз очень сложно. Стратегия развития информационного общества в РФ ставит цель к 2030-му году развить успешные российские технологические компании, которые будут производить конкурентоспособные на мировом рынке продукты. Их интересы должны быть защищены государством. Само государство при этом создаст условия для внедрения информационных технологий: усовершенствует законы и уберёт административные барьеры. В России должны быть сформированы платформы для доступного и качественного онлайн-образования и онлайн-медицины, а цифровая экономика должна оказывать существенное влияние на темпы роста российского ВВП.

Что касается каждого из нас, одно можно сказать точно. В новом обществе выиграют те, кто будут инвестировать время и деньги в обучение и постоянное саморазвитие.

В условиях, когда для производства высокотехнологичной продукции уже не нужно столько рабочих рук, хорошо оплачиваемые рабочие места получат только самые квалифицированные специалисты.

При подготовке материала использованы статьи Павла Биленко «Ключевые компоненты экономики знаний: информационные платформы и консорциумные экосистемы» и Александра Фертмана «Цифровизация экономики знаний» из 13-го номера корпоративного журнала ОДК «Трамплин к успеху».

Поделиться мнением