Международные компании часто выигрывают в борьбе за кадры не только благодаря хорошей зарплате и лояльным условиям. Кандидаты ценят надёжность и большие возможности для карьерного роста. Отработанные годами стандарты, развитая корпоративная культура и шанс пройти международную стажировку дают сотруднику более выигрышное положение, нежели имеют его коллеги в большинстве отечественных компаний.
Чтобы начать карьеру в транснациональной корпорации, необязательно ехать в Москву и Петербург — некоторые из них сами пришли в Рыбинск. Например, Prysmian Group. Их кабельный завод — одно из восьми десятков производств, расположенных в пятидесяти странах на пяти континентах. Ежедневно более двадцати тысяч человек от Северной Америки до Новой Зеландии делают промышленный кабель, отвечающий всем мировым стандартам. «Черёмуха» открывает цикл материалов о Prysmian. В первом из них журналист Ирина Рязанова рассказывает о том, как устроен рыбинский завод и немного о самой компании.
Внимание к тысяче мелочей
В небольшой проходной завода посетителей встречает стенд с образцами продукции — на нём полный ассортимент производства от самых тонких проводков до массивных срезов высоковольтного кабеля. Все надписи и таблички дублируются на английском — первый признак международного предприятия.
Наш визит назначен в середине рабочего дня, поэтому на проходных свободно. Пока оформляли временный пропуск, обратила внимание: каждый входивший останавливался, чтобы вытереть ноги и отряхнуть прилипший снег — как к себе домой. Мелочь, но очень показательная.
В административном корпусе строго и стильно. В коридорах стоят разноцветные современные контейнеры для раздельного сбора мусора. Экологическая составляющая — важная часть производственной политики Prysmian.
Небольшой инструктаж по технике безопасности, и мы отправляемся на производство. Просторный цех с высокими потолками встречает ровным гулом станков и специфическим запахом кабельного производства. Неприятно, но не опасно, заверяет мой гид Юлия Рогожникова, которая работает инженером-технологом. Постоянные лабораторные исследования показывают: вредных для здоровья человека испарений здесь нет.
Зато есть специальная разметка на полу — цветные линии определяют зоны по степени опасности. Зелёный коридор — для движения сотрудников, здесь можно ходить свободно. Жёлтая зона требует повышенной внимательности. Заходить за красные линии опасно — это место для движения механизмов. По всему цеху расставлены ёмкости с берушами, чтобы избежать излишней нагрузки на слух.
— Представьте организм человека. Если проводить аналогии с кабельным производством, венозная система — это силовые кабели, а нервная — кабели связи, — рассказывает Юлия Рогожникова. — Силовые кабели нужны для передачи энергии на расстояние, а кабели связи передают информацию.
Цех низковольтной кабельной продукции сохранился ещё со времен «Рыбинскэлектрокабеля». С тех пор все станки и машины прошли через модернизацию: их обновили с учётом требований времени и установили современные системы контроля качества.
— За последние годы в оборудование вложено немало инвестиций. Кроме того, мы установили новые производственные линии, которые дополнили базовое оборудование бывшего здесь некогда завода. А вот высоковольтное производство абсолютно новое, — добавляет Павел Смирнов. На предприятии он отвечает за операционную деятельность.
Как это работает
Любое производство начинается с сырья. В случае кабельной промышленности это так называемая катанка — медные или алюминиевые прутки, которые проходят через линию волочения и вытягиваются в проволоку заданного диаметра. Внешне это напоминает огромную прялку: через механизм протягивается толстая металлическая нить, а после обработки давлением выходит более тонкая.
Внутри кабеля под изоляцией скрываются несколько скрученных проволок. Скрутка — это следующий этап. В зависимости от типа будущего кабеля в станок заправляется нужное количество барабанов с проволокой. В процессе обработки они скручиваются и уплотняются. На выходе из крутильной машины формируется профиль токопроводящей жилы: иногда вместо привычной круглой формы он может быть, например, треугольным.
Далее жила обретает «одёжку» — изоляционный слой. И здесь есть свои тенденции. Внешнее покрытие — изоляция — может быть из термопластичного полиэтилена. Но, производственники говорят, такие кабели не универсальны. У них неважные показатели к воздействию высоких температур. А вот кабель, изолированный сшитым полиэтиленом, более надёжен.
Чтобы легко различать жилы кабеля при монтаже, изоляцию в процессе производства окрашивают: желто-зелёные жилы — заземление, синие — «ноль», чёрные, коричневые и белые — «фаза». Фирменный кабель с маркировкой ППГнг(А)-FRHF — ярко-зелёного цвета и с оболочкой из полимерных композиций, которые не содержат в составе галогенов — не только имеет высокую сопротивляемость горению, но и обладает набором других полезных свойств.
— Представьте, насколько важно, чтобы во время пожара лифты, автоматические двери могли работать, обеспечивая беспрепятственный выход людей, а также функционировала система пожаротушения. Наш фирменный кабель покрыт дополнительной изоляцией из слюды. Это так называемый огнестойкий барьер, который может функционировать до трёх часов во время пожара. Кроме того, изоляция и оболочка при горении не выделяют едких веществ, которые отравляют человека, — с гордостью рассказывает Юлия Рогожникова.
Рыбинский завод Prysmian Group делает кабель не только для отечественного рынка. Здесь создают и опытные образцы, и экспортную продукцию. Загрузка цеха зависит от сезона. Летом, когда строительство требует большого количества кабеля, производство работает круглосуточно, семь дней в неделю. В это время выпускают до тысячи и более тонн кабеля в месяц. Зимой заказов меньше, поэтому цех переходит на обычный режим.
— Мы ставим перед собой задачу — достижение 100 % качества продукции. Бренд Prysmian задаёт высокие стандарты, которым необходимо соответствовать. К тому же Prysmian Group в России является членом ассоциации «Честная позиция». Это значит, что в своей работе мы руководствуемся этическими принципами и стандартами качества российского рынка кабельно-проводниковой продукции, — поясняет директор по качеству, охране труда и экологии Роман Валеев.
Сила тока
По цеху разносится резкий звук сирены. Так начинается работа линии по скрутке жилы для высоковольтного кабеля — вращение идёт с очень большой мощностью.
Даже если вы ничего не смыслите в физике, без труда отличите продукцию низковольтного цеха от высоковольтного. Исходный материал — одинаковый, различие только в диаметре проволоки. А вот изоляция в кабеле высокого напряжения совсем иная — намного прочнее. Полиэтиленовые гранулы для неё разогревают до 450-ти градусов, а потом медленно охлаждают. Это придаёт материалу повышенные механические характеристики: повышается не только плотность, но и температуростойкость, как в «+» так и в «-», стойкость к механическим повреждениям. Сшитый полиэтилен невозможно вторично переработать, он навсегда запоминает свою форму. Длина рабочей линии по изоляции кабеля высокого напряжения — более трёхсот метров.
В Prysmian уверяют, это одна из самых новых, современных и высокотехнологичных линий подобного типа в России и мире.
Вокруг жилы делают три изоляционных слоя, поверх которых накладывают медный или алюминиевый экран со встроенными оптоволоконными модулями. Они нужны для температурного наблюдения за работой кабельной линии, а также поиска повреждений. Благодаря этим модулям потребители могут заранее увидеть потенциальные места пробоя и точно определить участок, подлежащий замене.
Самая крупная жила — медная с сечением 2500 мм2, это больше шести сантиметров в диаметре. Если говорить про полностью готовый кабель, самый крупный может достигать в диаметре 14-15 сантиметров, весить его метр при этом будет 37 килограммов.
Для транспортировки кабель наматывают на барабан, маркируют, и отправляют заказчику. Самые массивные барабаны в диаметре доходят до 4,5 метров.
— Вес нашего грузоподъёмного устройства — 25 тонн. Поэтому при намотке кабеля на барабан мы ориентируемся не на длину, а на вес изделия, — объясняет инженер-технолог высоковольтного цеха Денис Барсуков. — Приходится решать и вопросы логистики. Например, проще отгрузить кабель на барабанах меньшего размера, чем организовать перевозку негабаритного груза.
Комплекс оборудования, который позволяет испытывать готовую кабельную продукцию с номинальным напряжением до 330 кВ, а также находить в изоляции частичные разряды, называют гордостью рыбинского завода. По словам инженера-технолога, брак на производстве — явление редкое.
— Мы одни из немногих в России выпускаем сертифицированную продукцию такого вольтажа, — добавляет Барсуков.
Достижения Prysmian в этом вопросе можно назвать стремительными: высоковольтное производство запущено в конце 2013-го. А уже в 2016-м году оно прошло процедуру аттестации ПАО «Россети». Это официально подтверждает соответствие продукции завода российским стандартам.
— Мы проделали большую работу и в результате можем уверенно сказать, что работаем не в российской компании Prysmian, а в компании Prysmian в России, — говорит генеральный директор российского подразделения Prysmian Чезаре Бидджоджера. — Управление производственными и технологическими процессами, мониторинг и контроль качества на рыбинском заводе происходит так же, как и на всех заводах Prysmian по всему миру. Идеальный продукт, к которому стремится любое подразделение группы компаний Prysmian — сочетание качества, профессионализма и делового подхода.
140 лет на рынке
Компания Prysmian ведёт историю от кабельного подразделения итальянского холдинга Pirelli, основанного в 1872-м году. Современное название она получила в 2005-м после выделения в самостоятельное предприятие.
В 2011-м итальянская Prysmian слилась с голландской компанией Draka Holding, так появилась современная Prysmian Group — один из ведущих в мире производителей кабеля, представленный в 50-ти странах мира и объединяющий 82 завода по изготовлению кабельной продукции.
Каждый из них отвечает за производство кабеля в конкретном регионе, имеет свою спецификацию. Место рыбинского предприятия в системе Prysmian Group Чезаре Бидджоджера определяет так:
— Пока российский рынок занимает незначительную долю в общем объёме продаж. Причина в том, что мы пришли на него совсем недавно. Можно нарастить продажи и считаться «большой» компанией, при этом не получив роста чистой прибыли. Но зачем? Я полагаю, разумнее выбрать стратегию выверенных инвестиций и постепенного роста. Так компания сможет получать реальную прибыль.
Большая часть рыбинской продукции Prysmian остаётся в России. Направления различны: строительство, нефтегазовая отрасль, автопром.
— Мы готовы выполнить практически любой заказ. Например, кабели высоковольтного напряжения — всегда уникальный проект, в котором необходимо учитывать пожелания заказчика относительно кабельной конструкции, особенностей монтажа, — говорит директор по операционной деятельности Павел Смирнов.
Несмотря на экономический кризис, санкции, политическую обстановку и отсрочку инвестиций, Prysmian считает успешным вложение средств в российский проект.
— Мы пришли в Россию, чтобы остаться здесь навсегда. Здесь много перспективных возможностей, рынок неуклонно развивается. Такому рынку нужна современная, развитая инфраструктура. У нас долгосрочные планы по присутствию в стране, — резюмирует Чезаре Бидджоджера.