Представители городской администрации накануне собрали журналистов около разрушенного дома. От трёхэтажного особняка на перекрёстке Бульварной улицы и Преображенского переулка осталась одна стена, и той оставалось жить какие-то минуты. Пока главный архитектор Рыбинска Любовь Тихонова отвечала на вопросы, машинист экскаватора готовился закончить начатое.
Тихонова сразу подчеркнула: мэрия к сносу отношения не имеет, а предупреждать её о своих планах собственник вроде бы и не обязан.
Любовь Тихонова, директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Рыбинска: «Здесь появился новый собственник здания. Сейчас как раз строительный сезон, начали работы. Владелец сделает проект, который воссоздаст облик старого здания. Пока занимаются демонтажем его остатков, которые представляли опасность для жителей города — есть заключение. Через две недели нам обещали показать рабочий проект, который мы рассмотрим на Градостроительном совете и утвердим. Фасады и объём будут такими же».
Представитель собственника, который тоже пришёл на встречу, рассказал, что в новом помещении сделают гостиницу с магазинами на первом этаже.
Аргумент, что это не объект культурного наследия и совсем не историческое здание, звучал рефреном в каждом комментарии и представителей официальных структур, и владельцев.
Заведующая сектором истории края Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова считает иначе. История у этого дома есть, и насчитывает более полутора веков. На плане Рыбинска 1852-го года на этом месте значился дом купца Сыроежина на 14 комнат. Затем его приобрёл купец Иван Жилов, утверждают музейные источники. Он переделал здание под доходный дом, то есть сдавал жильё в аренду. Жилов в 1860-м году вместе с семьёй переехал в Царское село, но бизнес не оставил и периодически посещал Рыбинск, чтобы следить за делами. Он же расширил и перестроил дом, придав ему облик, который и сохранился до разрушения.
В 1892-м году Иван Жилов скончался, здание досталось в наследство брату Николаю. Жиловы владели домом вплоть до прихода советской власти, которая отдала помещения под уплотнение и расселение.
Когда несколько лет назад дом признали аварийным, жильцы жаловались на отваливающиеся куски штукатурки и кирпичей из стен и с потолка. После расселения всё здание постепенно выкупил частник. Сотрудники находящегося по соседству музея Мологского края вспоминают: складывалось ощущение, что дом готовили к реставрации. Убрали сгнившую крышу и окна; видимо, жгли ветхие деревянные перекрытия. На фото с мобильного телефона музейный работник показала подпалины в некоторых местах кирпичного остова. В главном музее подтвердили — прошлые собственники часто интересовались историей дома, просили показать фотографии облика и фасадов. «А теперь жаль до слёз. Так нельзя. Это же центр города, надо сохранять историю, а не разрушать» — с волнением произнесла одна из сотрудниц музея.
Работы за забором начались 29-го июня рано утром, «без объявления войны». Кассир музея услышала сильные удары по стенам и выбежала посмотреть, что случилось.
Угроза повреждения их здания была настолько велика, что директору пришлось лично следить за сносом. Кирпичи падали сверху вниз и перелетали через невысокий забор.
О том, что работы шли с нарушением техники безопасности, говорят снимки, сделанные фотокорреспондентом «Черёмухи» Александрой Кузнецовой. Остатки дома падали и на дорогу, и на так называемый «безопасный коридор» для пешеходов.
На снос дома весьма болезненно отреагировали в профессиональной среде. Архитектор и член Градостроительного совета Николай Лосев заявил, что это большая утрата для города. Оксана Гожалимова тоже считает это здание ценным:
«Здание передавало дух купеческого города своего времени. В одном из интервью глава Денис Добряков заявил, что после Красной площади будут восстанавливать и Преображенский переулок. И в это же самое время идёт уничтожение истории. Купеческий дух города сохраняется в историческом центре до улицы Стоялой. Заметно меняется облик города. Конечно, хороший новодел — лучший итог в этой ситуации. Но знатоки истории и архитектуры увидят, что это не 19-й век. Пусть сохранят хотя бы облик. И нам это будет урок — как не нужно относиться к таким историческим постройкам, хоть они и не носят статус памятника культурного наследия».
Юрий Антонов, заместитель директора «Рыбинскгражданпроекта» — компании-проектировщика новодела — поясняет, что в первую очередь закон требует сохранять безопасность, а здание давно дышало на ладан. Отреставрировать можно всё, но это вопрос очень больших денег. Дешевле снести ветхий дом, а затем построить новое и безопасное строение «без угрозы обрушения, столетнего грибка, плесени и туберкулёзных палочек», считает подрядчик.
Специалисты уверены, раз вернуть здание уже невозможно, нужно собрать максимум исторических артефактов — сделать замеры, сохранить элементы лепнины, провести хоть какие-то раскопки. Если фасадные украшения уже утрачены навсегда, сделать ряд других исследований ещё не поздно.
Любовь Тихонова: «У нас будет возможность провести здесь археологические работы, как только закончат разбирать. Понятно, сделали неправильно, что никого не предупредили о начале демонтажа. Проектировщик должен был обратиться в Градостроительный совет, мы бы опубликовали, ознакомили общественность с проектом. И все были бы спокойны. Думаю, что в следующий раз будем тщательнее следить».
Экскаватор за пару минут разрушил оставшуюся ветхую стену, будто пенопластовую декорацию.
Центр Рыбинска знает удачные и неудачные попытки придания исторического облика новым зданиям или хотя бы их стилизации под окружающую застройку. Какой будет эта — сейчас судить не берётся никто.