Сегодня, в День России, по всей стране проходят митинги, шествия и пикеты под эгидой акции «Требуем ответов». Впервые этот лозунг прозвучал после выхода документального фильма «Он вам не Димон», снятого Фондом борьбы с коррупцией. В нём оппозиционный политик Алексей Навальный рассказал о вероятной тайной империи председателя правительства Дмитрия Медведева, построенной через управляемые его однокурсниками благотворительные и общественные фонды.
Пока в нескольких городах, включая Москву и Петербург, автозаки забивали десятками и даже сотнями задержанных, в Рыбинске согласованная властями акция протеста прошла подчёркнуто мирно.
Площадь у ДК «Полиграф» — неудачное место для привлечения внимания и совсем не то, что изначально хотели организаторы. На компромисс пришлось пойти, чтобы получить официальное согласование в рыбинской администрации.
Без сцены, зато с хорошей звуковой аппаратурой, с бордюра говорили о коррупции, несменяемости власти, цензуре в СМИ, низкой явке на выборах, апатии в обществе и назревших переменах.
Николай Козерин, организатор митинга:
«Нам сейчас навязывают Единый информационно-расчётный центр. Люди из Москвы собираются брать со всех нас коммунальные платежи, достаточно большой процент себе оставлять, и только потом эти платежи пойдут в управляющую компанию [и ресурсникам]. К сожалению, подобного рода организации только множатся, множатся, множатся».
Перед стелой с пятью комсомольцами собрались около 150-ти человек. Организатор подчеркнул, что тема митинга «Против коррупции», а не агитация за конкретного кандидата. Тем не менее, некоторые называли со сцены имена конкретных политиков. Первое же упоминание Навального сорвало аплодисменты.
Пришедших охранял полицейский, стоявший неподалёку, и группа служителей закона в бронежилетах и камуфляже у входа в ДК «Полиграф». Определить «типичного митингующего» сложно: здесь и подростки лет 14-ти, и пенсионеры за 70. Были и представители движения «Артподготовка», и бизнесмен Борис Логинов, баллотировавшийся в Госдуму от «Яблока». К микрофону вышел директор Рыбинской художественной школы.
Николай Тарасенко:
«Я абсолютно уверен, что вина в сложившейся политической и экономической ситуации лежит на текущем руководстве страны».
Один из символов рыбинского митинга, как впрочем и других акций по всей стране — жёлтая уточка. Она и на плакатах, и на футболке, и даже на карандаше.
Некоторые пенсионеры присоединялись к митингу, просто проходя мимо. Кто-то слушал, пока критиковали положение вещей, но при переходе к виновным за это говорил «У нас всё хорошо, я за Путина». Кто-то оставался до конца и даже выходил к микрофону со своим взглядом на ситуацию.
Владимир Самороков:
«Сегодня нужна активность молодёжи, обязательно. Я призываю вас быть активными, потому что вы — будущее России. Именно то будущее, которое должно разобраться действительно в головах. Вы подняли тему коррупции, может быть и правильная тема. Коррупция негативно влияет на нашу страну. И я призываю вас быть активными, но не с того вы идёте, не туда идёте — затуманивать головы молодёжи. Самое главное — образование, стремление учиться, думать. А всё это случилось потому, что в 1991-м году либеральное правительство всё разрушило».
Михаил Дубков:
«Мы разговаривали здесь про ямы. Я ходил в прошлом году к Наталье Гордиенко, когда она стала заместителем Дениса Добрякова. Я сказал ей: “Почему у меня на Волжской набережной ямы?” Она говорит, ждём. Недавно клали асфальт, я спросил, почему не затронули мой двор? Мне поставить там стул и позвать журналистов? Ответ был таков: “Зачем нам эти конфликты? Зачем создаёте из мухи слона?” Страна находится в ручном управлении. Пока не скажут сверху, ничего не изменится. А чтобы тыкнули сверху пальцем, должна кровь произойти или я не знаю что. У Медведева дом для уточки больше, чем ваша квартира, я гарантирую это».
Те, кто не выступали публично, тоже пришли на Комсомольскую площадь со своими идеями и убеждениями.
Роман Храбров, студент третьего курса РГАТУ:
«Я активно поддерживаю Навального уже около полугода, с тех пор, как он начал свою президентскую кампанию. Так потихоньку открыл для себя группу его поддержки в Ярославле, а оттуда узнал про рыбинскую группу. Если бы здесь никто митинг не сделал, я бы поехал в Ярославль, я там уже был 26-го марта. Я понимаю, что если изменится власть, изменится текущая система налогообложения, то это коснётся и лично меня. Будут и цены в магазинах ниже, потому что не будет дурацких налогов на дороги».
По оценкам организаторов самое большое единовременное число участников составило порядка двухсот человек.
Николай Козерин:
«Я считаю, для Рыбинска это маленькая победа. Мы пообщались — это самое главное. Понятно, что никто из нас не является профессиональным оратором. Возможно, в следующий раз, когда у нас будет больше времени подготовить развёрнутую программу, будет лучше. Если другие организаторы не появятся, я и в следующий раз возьму это на себя, но в одиночку мне заниматься этим тяжело. Я работаю на трёх работах, и если кто-то другой возьмётся, будет хорошо. Но когда я увидел, что никто не подал заявление, я пошёл и сделал это сам».
Рыбинский митинг — пожалуй, первая за последние годы возможность услышать, что действительно беспокоит горожан. Молодая девушка, попросившая не называть её фамилию, говорила о том, что некоторые заводчане побоялись прийти из-за возможной реакции в «Сатурне», которая отразилась бы на их работе или работе родственников. Пожилой мужчина рассказал, что голосовал когда-то за Путина, потому что Владимир Владимирович офицер, но время показало, что «какой-то не такой офицер». Девушка-аспирант из Демидовского университета пожаловалась, что полная зарплата преподавателя сейчас составляет 15 тысяч рублей, а её оклад как исследователя-стажёра — меньше трёх тысяч. Александр Копыльцов из «Артподготовки» говорил о тотальных репрессиях, всё больше напоминающих 1937-й. Устав кричать выступающим, пенсионер Владимир Самороков подошёл к внуку.
— Ну что, всё закончилось? Пойдём, Антоша, домой. Обедать пора.