Они, словно живые существа, бывают совершенно разные: большие и маленькие, лёгкие и очень тяжёлые, боевые и гражданские. На создание иного катера, например, композитного, достаточно нескольких месяцев от подготовки проекта до спуска на воду. Другие, как судно на подводных крыльях, могут строиться ни один год. Процесс рождения корабля – сложный и невероятно зрелищный. На глазах у сотен рабочих листы металла, оборудование, приборы превращаются в единый механизм, способный бороздить морские и речные просторы. Да, пожалуй, они действительно живые, ведь каждый сотрудник «Вымпела» вкладывает в них свою душу.
Жизнь любого корабля начинается в конструкторском бюро, где создаётся технический проект, отражающий будущие облик и назначение. От проектанта документация передаётся в конструкторско-технологический отдел «Вымпела», состоящий из множества подразделений, каждое из которых отвечает за «свою» часть проекта.
Отсюда цеха получают всю необходимую информацию для постройки, включая, например, карты раскроя металла, эскизы деталей, рабочие чертежи. Затем вся информация аккумулируется в программе «Лоцман», а программа AVEVA MARIN позволяет отследить весь цикл создания корабля.
Бюро материальных нормативов рассчитывает материалы по всем строящимся заказам. Его начальник – Василий Кондратюк – один из самых опытных специалистов «Вымпела», отдавший заводу без малого полвека. Трудовой путь Василий Иванович начинал фрезеровщиком, а своим бюро руководит уже 34 года.
Из КТО рабочая конструкторская документация отправляется на производство.
Строительство начинается с подготовки металла. Стальной прокат очищают от ржавчины и окалины, затем красят. Линия дробеструйной очистки и окраски фирмы Rösler способна обработать до 30 000 тонн металла в год.
Затем производят раскрой металла. В работу вступают специалисты по газо-плазменной резке.
Если металл требует гибки, это делают на гидравлических прессах.
Подготовленный металл идёт на сборку плоских и объёмных секций. Секции собирают отдельно, затем соединяют их в корпус. Бригада на фото снизу занимается сваркой так называемого «белого» металла – алюминиево-магниевых сплавов. В кадре специалисты Владимир Соловьёв и Алексей Агарков. Оба работали на важных для «Вымпела» проектах – скоростном патрульном катере «Мангуст», судне на подводных крыльях «Комета 120М», противодиверсионном катере «Грачонок» и многих других.
Различные сборочные узлы и детали, которыми потом оборудуют корпуса катеров, создают в механосборочном цехе.
Следующие шаги – изоляция и грунтовка как снаружи, так и внутри, установка судового оборудования, систем жизнеобеспечения корабля.
Когда в машинном отделении монтируют двигатели, катер обретает сердце. Параллельно идёт работа по установке винто-рулевой группы и судовых устройств.
На корабле монтируются кабели, трубопроводы, аппаратура, радио- и навигационное оборудование.
Производится отделка внутренних помещений, установка судовой мебели, которую «Вымпел» изготавливает сам.
Завершающий этап в цехе – покраска корпуса.
Ответственный момент – спуск на воду. Процесс достройки завершается, когда корабль уже в родной стихии. После спуска начинаются испытания: швартовные, ходовые и самые главные – государственные. Успешно принятый катер прощается со своим отчим домом и отправляется заказчику.
Благодарим Алексея Фокина за часть предоставленных снимков