В зале заседаний рыбинского муниципального Совета сегодня бурно дискутировали о судьбе предпринимателей. Поводом стало рассмотрение депутатской комиссией по экономической политике муниципальной программы по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Её народным избранникам представила начальник управления экономического развития и инвестиций мэрии Юлия Дмитриева.

Ситуация плачевная. Количество предприятий, занятых в малом предпринимательстве, за последние два года сильно сократилось: если в 2012-м их было чуть больше восьми тысяч, то в 2014-м уже шесть с половиной. Тенденция очевидная, но сделать с ней рыбинские чиновники ничего не могут. Как справедливо заметила Дмитриева, это не полномочия местной власти.

Юлия Дмитриева: «Вообще, развитие малого и среднего предпринимательства — это федеральная задача. Изначально федеральная программа, которая разрабатывалась в 2007-м году, предполагала, что главная цель — выйти на европейский уровень занятости граждан в малом бизнесе, то есть порядка 50%. Сегодня мы находимся на уровне 20-23%, это очень маленький уровень. Если мы спросим, что больше всего беспокоит предпринимателей, то это, как правило, проблемы, рычаги влияния на которые находятся на федеральном уровне, даже не на региональном».

Среди них и сложный доступ к кредитованию, и высокая конкуренция, и отсутствие спроса, и низкий уровень развития технологий. Всё, что могут сделать рыбинские чиновники, исходя из своих полномочий, — поддержать предпринимателей, в первую очередь, вовремя их информируя о существующих сегодня возможностях для развития и помогая получить базовое образование в области предпринимательской деятельности.

На эти цели управление экономического развития намерено получить в городском бюджете 2016-го года 160 тысяч рублей, ещё 440 тысяч, возможно, добавит регион. Областная целевая программа пока ещё не сформирована, однако предложения рыбинских коллег приняты к рассмотрению. Дмитриева уверена, что при достаточно невысоком уровне затрат эти мероприятия смогут привлечь немало действующих и потенциальных предпринимателей.

Юлия Дмитриева: «Мы предлагаем не осуществлять финансовую поддержку предпринимателей за счёт местного бюджета, но стоит информировать их о возможности участия в областной программе, в которой как раз предусмотрены самые разные виды субсидий».

Из зала поинтересовались, насколько целесообразно тратить 600 тысяч на информационную и образовательную поддержку предпринимателей при общем постоянно продолжающемся спаде и предложили сотрудникам управления по экономической политике делать это бесплатно, то есть за свою зарплату. Дмитриева уточнила, что информационная работа, по сути, и идёт за зарплату. А вот обучать они не имеют права.

Юлия Дмитриева: «Деньги нужны в первую очередь на обучение людей, которые хотят стать предпринимателями. Это обучение основам предпринимательства, финансового анализа, создания бизнес-плана, маркетинга. Мы не можем заниматься обучением сами, потому что в законе есть определённые требования к образовательным организациям. К тому же мы планируем провести мастер-классы и открытые уроки. Мы планируем, что на каждом мероприятии будут участвовать порядка 60 человек».

При этом городская программа, помимо двух пунктов, на которые намерены выделить деньги, содержит ещё пять, на которые не заложено ничего. Это финансовая поддержка предпринимателей, развитие инфраструктуры, содействие росту конкурентоспособности, содействие развитию инновационного бизнеса и содействие молодежному предпринимательству. Этот факт вызвал недоумение у Сергея Ситникова, который поспешил выступить со своим мнением с трибуны.

Сергей Ситников, депутат муниципального Совета: «Я посмотрел программу, и как вывод у меня возникла такая ассоциация. У нас целое управление экономического развития, там куча каких-то программ, которые им курируются. Это как шоу мыльных пузырей. Семь основных разделов. Предоставление субсидий — сколько денег? Ноль! Агитация и пропаганда — сколько денег? Ноль! Я обращаюсь к администрации, с целью экономии времени, давайте не будем этих пузырей надувать, красивые они, красочные, но они пустые, ни о чём. Я понимаю, что у нас целое управление сидит экономического развития, людей много, надо чем-то заниматься. Но давайте будем реалистами. Из семи пунктов программы надо оставить по большому счёту два, если вы понимаете, что по этой деятельности у вас не будет финансирования».

— Сколько у вас человек работает в управлении? — перенаправил Ситников вопрос из зала Юлии Дмитриевой.

— Шестнадцать человек, три отдела…

— Алексей Владимирович, у вас в департаменте ЖКХ сколько человек? — Ситников прервал Дмитриеву на полуслове и обратился к Алексею Рябченкову, директору департамента ЖКХ, транспорта и связи.

— Тридцать шесть.

— Шестнадцать в управлении, тридцать шесть во всём городском департаменте ЖКХ, транспорта и связи. Для сравнения, — подытожил Сергей Ситников, похоже, с намёком на слишком большой штат управления экономического развития.

— Для сравнения давайте посмотрим, какие отделы работают и какие функции выполняют, — попыталась протестовать Юлия Дмитриева.

— Я вам обещаю, я вашу просьбу удовлетворю! Посмотрим обязательно! — произнёс Ситников, покидая трибуну.

— Отлично! Буду счастлива.

В защиту Дмитриевой выступил депутат Дмитрий Барвинок, который со скепсисом отреагировал на озвученные ранее доводы Сергея Ситникова:

«Я бы проголосовал за принятие программы именно в этом виде. Как кто-то однажды грубо выразился „за деньги и дурак сможет“. Меня не смущает отсутствие денег на ряд программ, и я бы оставил всё именно в таком виде, потому что я вижу ожидаемый результат. Да, денег нет, но есть указанное в программе целевое значение. То есть добиться результата планируют, пусть и без финансирования. Так что все эти пункты имеют право на существование. Поэтому программа меня не смущает, и я бы за неё проголосовал».

Председатель постоянной комиссии по экономической политике Игорь Палочкин предложил внести в программу два изменения: разместить утверждённый администрацией города список коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих содействие малому предпринимательству, а также справочно указать все виды финансовой поддержки, которую предприниматель сможет получить из регионального и федерального бюджетов, после чего выразил своё мнение о документе:

«От городской программы содействию малому предпринимательству у меня создаётся впечатление, что администрация не слышит пожелания как депутатов, так и горожан. Цели не меняются, есть какие-то модные тренды, эти турбины… кластер по развитию газотурбинных… у меня тут перед глазами нет точного названия, во всей стране цели уже поменялись, и во всех эшелонах власти говорится, что все крупные предприятия и монополии должны отдать долю малым предприятиям, вот где очень ёмкая ниша — финансовая и интеллектуальная, которую надо развивать».

Впрочем, эта нападка на создаваемый кластер выглядела нелепой, учитывая, что одна из основных его задач — как раз привлекать и развивать малые производственные предприятия и оказывать им содействие с сертификацией продукции.

В итоге комиссия всё же проголосовала и за принятие муниципальной программы, и за внесение предложенных изменений. Окончательное решение должны принять на заседании муниципального Совета.

Поделиться мнением