Рыбинск постепенно становится доступней для людей с ограниченными физическими возможностями. Где-то появляются подъёмники и пандусы, где-то — тактильное покрытие. В драмтеатре, например, приобрели экран для транслирования сурдоперевода. «Черёмуха» решила узнать подробнее, что изменилось в городе и чего пока не хватает инвалидам.
«Программа „Доступная среда“ нам очень помогла», — рассказывает Надежда Пайсова, мать инвалида-колясочника. Но это лишь поверхностная оценка. Стоит копнуть глубже, и при более детальном разговоре с людьми, которые не понаслышке знакомы с программой, выясняется, что и здесь много подводных камней. Например, процесс оборудования многоквартирного дома пандусом или подъёмником может занять годы. Пайсовы начали заниматься этим вопросом ещё в 2010-м году.
Надежда Пайсова: «Мы обращались в управляющую компанию, в администрацию, я даже на приём к Юрию Васильевичу Ласточкину ходила, но всё упиралось в отсутствие денег. Дело сдвинулось только тогда, когда начала действовать программа „Доступная среда“. И то пришлось самим искать организацию, которая подготовит проектно-сметную документацию. И, конечно, мы постоянно напоминали о себе. И вот, буквально на днях, закончили работы по монтажу пандуса».
Четыре года на оформление документов, переговоры с управляющей компанией и чиновниками ушло и у Юлии Хлюбцевой, которая передвигается с помощью инвалидной коляски. Много времени заняло согласование плана реконструкции подъезда с учётом его оборудования пандусом. Проект, к слову, так и не приняли.
Юлия Хлюбцева: «В конечном итоге, я сама нашла подъёмник. Он стоит 75 тысяч рублей. Оборудование и некоторую часть затрат на его установку мне оплатили. Но вот выполнять работы по монтажу подъёмника пришлось своими силами. Поскольку делать дополнительный выход в подъезде мне не разрешили, мы оборудовали подъёмником балкон. Для этого меняли балконную дверь, да и вообще грандиозного ремонта избежать не удалось».
Всего за три года — с 2012-го по 2014-й — в Рыбинске для инвалидов оборудовали семь многоквартирных домов, рапортуют чиновники. Работу в этом направлении намерены продолжить.
Наталья Шульдина, заместитель главы Рыбинска по социальным вопросам: «По жилому фонду мы планируем сделать ещё три-четыре дома. Но здесь ситуация сложней, поскольку в отношении муниципальных учреждений мы ни с кем не согласовываем, а при оборудовании многоквартирных домов необходимо согласование с собственниками, с управляющими компаниями. Это, как правило, долго. Ещё и жильцы не всегда соглашаются на установку пандусов».
Впрочем, выйти из дома — это ещё половина проблемы. Возникает вопрос — куда можно сходить? В 2014-м году в Рыбинске адаптировали 14 учреждений культуры и спорта. В их числе спорткомплексы «Полёт», «Олимп», «Метеор», спортивные залы «Восход» и «Атлант», драматический и кукольный театры, ОКЦ, дворцы культуры «Слип», «Волжский», «Вымпел» и «Переборы». Также в список попали библиотечные филиалы на Боткина и Расторгуева. На эти цели потратили более 12-ти миллионов рублей из бюджетов всех трёх уровней. Но часто, по мнению инвалидов, деньги идут не на то, что нужно в первую очередь.
Анна, инвалид-колясочник: «Да, за последнее время в городе сделали много. Теперь намного легче сходить в театр. В музее закупили отличное оборудование. Я путешествую, пусть не много, но, как говорится, есть, с чем сравнить. Например, таких ступенькоходов, как в нашем городе, я нигде не встречала. Вот только, на мой взгляд, как-то нерационально средства используют. Сотрудники музея мне рассказали, что учреждение закупило сразу три специальных приспособления, а посетителей на колясках приходит не так много.
Неужели нельзя было один ступенькоход выделить, скажем, для „Авиатора“ — там очень крутая лестница, и попасть в зал весьма проблематично. Или, например, в учреждениях культуры, которые попали под программу, специально переоборудуют туалет. Я считаю, что это не то, что нужно делать в первую очередь. Лучше бы те же деньги направили на то, чтобы сделать доступнее поликлиники. Лично для меня специально оборудованный туалет — это ненужная роскошь. Приятно, но можно и без этого».
Директор ДК «Волжский» Любовь Глухова пояснила, что учреждению выделили без малого миллион рублей. При этом уже предусмотрен проект, согласно которому происходит адаптация здания для инвалидов. И переоборудование туалетной комнаты, от которого не уйти.
Остаётся загадкой, по какому принципу составляют перечень объектов и список работ в них. Чиновники ссылаются на информацию от общества инвалидов. В ФОК»Олимп» нам пояснили, что в первую очередь оборудуют те здания, в которые людям с ограниченными физическими возможностями изначально реальней попасть. Например, «Юность» не стали рассматривать из-за того, что там спортзал находится на втором этаже, а это уже само по себе проблематично.
Сами же инвалиды и их близкие жалуются на ужасные условия в медучреждениях.
Юлия Хлюбцева: «Я живу в Волжском. Сходить к врачу в нашей поликлинике — очень сложно. Пандусов нет, регистратура абсолютно не адаптирована. Одной пойти просто нереально, да и помощников желательно, чтобы двое было».
Надежда Пайсова: «В поликлиниках кое-где пандусы есть, но они плохие, совершенно непригодные для использования. Либо слишком крутые — коляску слишком тяжело толкать, нужны сильные помощники, либо расстояние между рельсами не подходящее — на них встают только два колеса, а другие два — повисают в воздухе».
И, конечно, серьёзным препятствием становятся бордюры, которые мешают передвижению практически на всех улицах города. Удивляет, что на входе в небольшие магазины, например, на Стоялой, делают одну ступеньку, рассказывают колясочники. По идее, здесь ничто не мешает сделать покатый вход — это было бы удобно и для тех, кто перемещается на коляске, и меньше риска споткнуться для незрячих.
В целом же, ситуация, пусть и не так быстро, как хотелось бы, меняется в лучшую сторону. У инвалидов появились новые возможности для посещения культурных и спортивных учреждений. Программа «Доступная среда» охватывает и 2015-й год, а, значит, можно надеяться, что в ближайшее время в городе появится больше адаптированных объектов. «Черёмуха» следит за работами в этом направлении.