Вопрос содержания дорог в частном секторе вызвал у рыбинских депутатов более эмоциональные дискуссии, чем выделение средств на покупку «Авиатора» или продажа «Бурлака». На октябрьском заседании Муниципального Совета были и обвинение в нецелевом использовании асфальтовой крошки, и примеры неравномерного её распределения, и рассказы о недельном дежурстве на Переборском тракте. Такого количества вопросов и высказываний (иногда на грани перехода на личности) от депутатов не было слышно давно. «Черёмуха» не могла не поощрить активность народных избранников очередным выпуском «Политшоу» с их участием.
Начали с общего
В повестке октябрьского заседания значились два вопроса, докладчиком по которым выступал и.о. директора рыбинского департамента ЖКХ, транспорта и связи Александр Вишняков. Первый касался непосредственно содержания дорог в частном секторе, второй — зимней уборки дорог. С последней он и решил начать, но весьма оперативно был возвращён на путь истинный председателем Совета Светланой Кочегаровой.
— У нас огромное количество округов с частным сектором, который во всех районах города располагается. Поэтому вопрос вынесен на заседание Совета, чтобы получить некоторые разъяснения: как содержатся и благоустраиваются соответствующие дороги, — обозначила председатель и предложила коллегам-депутатам сразу перейти к вопросам.
Первым слово предоставили Данилу Солодимову, по чьей инициативе вопрос включили в повестку заседания. В его округе, значительная часть которого приходится на Заволжье-1, 89 улиц, где расположены частные дома.
— Сколько бы мы не обращались в администрацию, мы не получаем в полном объёме содержания дорог. Хотелось бы привести все работы в соответствие нормативам и сделать так, чтобы за весенне-летний сезон все наши дороги проходили хотя бы грейдирование, а ещё лучше подсыпку инертными материалами, — обратился депутат к руководителю коммунального департамента. — Асфальта у нас нет, дети вынуждены ходить в резиновых сапогах. В школу идут и несут с собой и сменную обувь, и резиновые сапоги. Это происходит из-за того, что содержание дорог полностью отсутствует. Я называю вещи своими именами. Там, где можно было подготовить дорогу к осени, прогрейдировав её, мы этого в полном объёме не получили и не получаем в последние годы.
Александр Вишняков отметил, что все заявки подведомственные департаменту предприятия стараются отрабатывать, в зависимости от потребностей. Данил Солодимов возразил, что содержание дорог частного сектора должно быть системным и независимым от заявок.
— У нас существует статья расходов: летнее содержание дорог частного сектора. Как сделать так, чтобы оно было системным, чтобы ваше предприятие разработало систему, график и согласно этому графику выполнялось задание? — задал вопрос депутат.
Ответить на него взялся присутствующий на заседании глава Рыбинска Дмитрий Рудаков, который отметил, что вопрос для города крайне серьёзный, и предложил для его решения использовать возможности регионального бюджета.
— Есть программа, куда можно включить дороги частного сектора. В основном, сельские поселения её осваивали. Мы смогли только три дороги включить в этом году, — рассказал Дмитрий Рудаков. — Необходимо обратиться в правительство и Облдуму по корректировке критериев. Она работает, в основном, на село. Это несправедливо. Чем наши массивы частного сектора хуже? А по населению и по плотности мы должны быть в приоритете. По селу поддержка и так большая на федеральном уровне.
Системный подход глава предложил разрабатывать с привлечением всех заинтересованных сторон: департамента, коммунальных предприятий и депутатов. В связи с чем, возникла необходимость организации круглого стола.
— Дмитрий Станиславович, ваше твёрдое слово можно услышать, что к началу следующего весеннего сезона, мы сформируем чёткую программу? Чтобы понимать, что в этот период мы чистим канавы, в этот — проводим грейдирование. Каждый раз просить уже сил не хватает. Давайте работать, — обратился к главе Рыбинска Данил Солодимов.
В ответ глава рассказал о средствах, выделенных «ДЭСу» на приобретение новой техники, которая должна улучшить работу, о множестве обращений к нему от жителей частного сектора, просящих отправить грейдер или подсыпать улицы. Депутатам он предложил определиться к круглому столу с приоритетами — их Дмитрий Рудаков пообещал «отработать в первый год».
— Та программа, в которую, вы говорите, мы можем войти, она не закроет все потребности. Мы должны находить и другие варианты решения проблемы, — возразил главе зампред Совета Александр Сивков. — Формировать муниципальную программу по подсыпке, с последующей укладкой асфальтовой крошкой, которой, учитывая объёмы ремонта улично-дорожной сети, у нас должно быть очень-очень много. Мы в этом году, к сожалению, никак в этом вопросе не продвинулись. Решены точечные вопросы, остального я не вижу.
Слово предоставили старшему помощнику главы Антону Андрееву, который пояснил, что продвижение в вопросе есть. Например, на следующий год в региональную программу включили две улицы на Слипе и одну в Заволжье-1.
— Я почему Антону дал слово — потому что он отвечает за наиболее горячие точки по обращениям. Он мне докладывает, когда 10 и более обращений бывает по какому-то вопросу, — пояснил выступление своего старшего советника Дмитрий Рудаков, а далее речь вновь пошла о приобретении техники для «ДЭСа», который должен выполнять работы в частном секторе. Приоритет в этом вопросе отдаётся бюджетному учреждению, чтобы, по словам главы, «бюджет не раздулся в пять-шесть раз» как при привлечении подрядчиков. Задача же депутатов — «напитать “ДЭС” информацией».
Кроме техники, «ДЭС» планируют усилить и людьми. В бюджет хотят заложить средства на 50 дополнительных сотрудников, 20 — должны набрать до конца года, сообщил Рудаков.
— Ещё на этапе круглого стола необходимо подключить проектное управление, — внёс предложение депутат Илья Коршунов. — Подсыпают дороги, а после дождя по ним невозможно ходить. Хорошо, что у нас есть техника, но прежде чем её использовать, нужно всё продумать. А сейчас мы сыплем крошку в «болото», и она тонет.
С предложением по привлечению проектировщиков при благоустройстве Дмитрий Рудаков согласился. Затем, перечислив работы по улично-дорожной сети, затронувшие районы с частным сектором — Запахомовский, Гагаринский, Мариевку — он сделал акцент на том, что в целом на дороги Рыбинск потратил полутора миллиарда рублей.
— Вы поймите: у нас 15 лет 90% дорог выполнялись только по полотну, без тротуаров. Это было связано с монопольными подрядчиками, не буду их называть. Монопольные подрядчики не выходили на торги по полноценным проектам, а город подстроился под монополиста. Мы не могли себе позволить делать тротуары, — рассуждал Дмитрий Рудаков. — Появился асфальтовый завод — появилась конкуренция. Сразу ситуация поменялась. Мы смогли сделать Ворошилова, Гагарина.
Частный случай, затронувший многих
— Дмитрий Станиславович, вы сказали, что Антон Юрьевич [Андреев] занимается сбором и аналитикой, но в этом году он участвовал ещё и в распределении асфальтовой крошки, что, на мой взгляд, не совсем правильно. У нас получился неприятный момент: кому-то достались три машины, кому-то 20, а некоторым 130, — обратился к главе Данил Солодимов. — Нас — 24 депутата, почти у всех есть частный сектор с незакрытыми вопросами. Чтобы таких ситуаций не было, давайте либо крошку не давать никому, либо назначим человека, который будет за это отвечать и выдавать её согласно площадям. Думаю, коллеги меня поддержат, что так, как сейчас, быть не должно.
— Субъективный фактор везде и всегда примешивался. Что, в предыдущей администрации такого не было? — возразил глава. — Назовите мне факты, и я лично проконтролирую, чтобы субъективный фактор ушёл. Принцип простой должен быть: пропорциональное распределение по районам, честность, справедливость.
Данил Солодимов предложил главе сравнить Заволжье-1, куда выделили 20 машин, которые рассыпали на 25 улиц, и двор на улице Ворошилова, куда направили 130 машин асфальтовой крошки. Там ею засыпали существенную часть территории, являющейся придомовой у пяти МКД, сделав автомобильную парковку. У ситуации, когда на месте зелёной зоны появилась насыпь из крошки, нашлось немало противников.
Александр Вишняков попытался объяснить депутатам, что при фрезеровке дорог перед ремонтом в распоряжении города оказалось меньше асфальтовой крошки, чем рассчитывали, потому и хватило не всем. Глава заверил, что остро будет реагировать на подобные жалобы.
— Почему крошка попала в таких объёмах на придомовые территории, если есть потребность подсыпки дорог в частном секторе? И второй вопрос: при формировании любой парковки, её проект должен быть согласован с органами местного самоуправления. Это было сделано? — развил дискуссию Александр Сивков.
Александр Вишняков объяснял, что в случае с улицей Ворошилова департамент работал с депутатской группой, которая доложила о существовании решения общего собрания собственников, и предположил, что на парковку пошла часть асфальтовой крошки, выделенной на подсыпку проезжей части, проходящей рядом с этим двором.
Двор на Ворошилова относится к шестому избирательному округу, интересы которого в Совете представляет Ирина Сахарова, но комментировать сложившуюся ситуацию взялся другой депутат — Александр Осипов. Сахаровой на заседании по семейным обстоятельствам не было. Осипов представляет Заволжье-2, а живёт в том самом дворе, который стал предметом обсуждения.
— Что касается крошки, которая была доставлена по заявкам многоквартирных домов, мы должны брать в расчёт число жителей, проживающих там. Такая «коробка» сравнима с каскадником на Скомороховой горе. Что касается частного сектора, не вам бы об этом говорить, — обратился Осипов уже лично к соседу по округу Данилу Солодимову. — Когда в своё время снимали крошку с моста, вы её не распределили между первым и вторым Заволжьем, а всю увезли в Заволжье-1. Зачем сейчас вы говорите, о том, что мы между собой её как-то не делим.
Ещё одним аргументом в пользу того, чтобы рассыпать крошку не у себя в округе, а во дворе на Ворошилова, Александр Осипов назвал большие расходы на транспортировку крошки с места фрезерования до Слипа.
— Заволжье находится в 37 километрах от Ворошилова, нам проще сразу, может быть, в Тутаев отвезти и там подсыпать дорогу. То есть путь машины туда-обратно составляет более 70 километров. Плюс простой фрезы. Это золотая была бы крошка, — рассуждал депутат.
Дмитрий Рудаков попытался погасить спор, который уже был на грани перехода на личности. Он предложил балансировать распределение крошки, чтобы не было перекосов, а районам, которые оказались обижены, добавить её. Депутат Анна Чистякова обозначила своё мнение, что в случае парковки просматривается нецелевое использование материала для подсыпки.
— Я, честно говоря, не в курсе был этой парковки. Видимо, потому что Ворошилова близко, так и сделали. Это городская земля? — задал вопрос Дмитрий Рудаков.
Главе пояснили, что парковку разместили на участке, который является общедомовым имуществом, по сути территорией, принадлежащей собственникам квартир.
— При формировании любой парковки на придомовой территории должен быть проект, а не только решение собственников. И нужно ещё посмотреть на это решение, потому что их нередко на коленке рисуют. Должен быть проект, как минимум согласованный с органом местного самоуправления, а если парковка предусматривает установку дорожных знаков, то и с Госавтоинспекцией. Этого ничего не сделано, — вновь взял слово Александр Сивков. — По сути, мы город превращаем в деревню. Здесь всё решили хулиганским способом. Если кто не знает, Александр Николаевич [Осипов], но в любой смете закладываются затраты на перевоз грузов на утилизацию. До площадки «ДЭСа», куда крошка и должна сгружаться. Она должна находиться на каком-то оперативном учёте и после этого расходоваться, но не на придомовые территории. Это случай вопиющий, так нельзя делать.
Крошка под контролем депутата
— Знаете, что меня поразило в ситуации с асфальтовой крошкой, которую снимают с дорог? Нет никакого её учёта, — включился в разговор Владимир Пахарев. — Я лично неделю простоял у этой фрезы на Переборском тракте. Никаких 15 сантиметров они там не срезали, максимум сантиметров по пять. И один из рабочих сказал мне, что старый асфальт там очень качественный — он тупит фрезу в три раза быстрее обычного. А ещё он спросил: зачем вы на этой дороге асфальт снимаете, если у вас центральные дороги с такой колейностью? Но возвращаюсь к крошке, знаете, куда с Переборского тракта крошка уходила? Подрядчик сколько хотел, столько и вёз к себе на базу, объясняя, что часть нужна на подсыпку обочин, а оставшееся — на его асфальтовый завод. Половину снятой там крошки могли продать, но на Переборском тракте точно не продавали, потому что я там стоял. И вот срезали эту крошку, учли сколько машин? Кто учёл? Депутат, если он там есть, потому что он — заинтересованное лицо. А если его там нет? Так не должно быть, должна быть система учёта.
Александр Вишняков объяснил, что ту крошку, которую подрядчик увёз с Переборского тракта на завод, вернули после вмешательства замглавы Алишера Рустамова, и развезли по улицам.
Итогом жаркой дискуссии стало решение, за которое проголосовали все присутствующие на заседании депутаты.
— Необходимо подготовиться к вступлению в региональную программу, направив обращения в правительство Ярославской области и Ярославскую областную Думу. Второе — подготовить круглый стол, на котором разработать системную программу по содержанию улиц частного сектора хотя бы на ближайшие один-два года, — озвучил решения Данил Солодимов.
-
У нас можно использовать битый кирпич , который появляется после снесения домов. Крошить его и делать подсыпку в частном секторе. Поэтому и это надо взять под контроль.
-
А ещё лучше крупным щебнем, не в один слой. А от крошки толку мало, растает со снегом и все
-
-
Такое впечатление , что дальше дискуссий у депутатов деда не двигаются
-
Рудаков просёк и замолчал. Понял , что вляпались с распределением муниципального имущества на частную территорию. Прокуратура где ты?