Падение покупательской способности и выжива­ние вместо развития. Большинство предприни­мателей связывают всё это с очередным экономиче­ским кризисом. В ответ на снижение эффективности малого бизнеса в Облду­ме приняли решение вве­сти «налоговые каникулы». Но спасёт ли это ситуацию?

Во-первых, рассчиты­вать на льготу смогут толь­ко те, кто зарегистрировал­ся в качестве ИП впервые. Предполагается, что пред­принимателям не придётся оплачивать патент, а также платить налог при примене­нии упрощённой системы налогообложения. То есть тем, кто уже «заварил кашу» нововведение ничем не по­может. Во-вторых, льготы будут доступны лишь для видов деятельности, кото­рые связаны с социальной, научной и производственной сфера­ми. Но есть и ещё одно условие: объ­ём годового дохода бизнесмена, ис­пользующего «упрощёнку», не должен превышать норму, предусмотренную Налоговым кодексом, уменьшенную в десять раз. По состоянию на текущий год это без малого семь миллионов рублей. Но вот проблема. Даже пред­ставить себе малый бизнес, работаю­щий в производственной сфере, име­ющий при этом годовой доход меньше семи миллионов рублей, сложно.

«Черёмуха» задала вопрос о самочувствии и перспективах мало­го бизнеса экспертам и самим пред­принимателям.

В нашем городе сейчас зареги­стрированы около 6500 организаций и ИП, которые относятся к этому сек­тору экономики. Абсолютное боль­шинство — 95% — это микрофирмы и индивидуальные предприниматели. Такие цифры приводят в рыбинском управлении экономического развития и инвестиций.

Юлия Дмитриева, начальник про­фильного подразделения мэрии: «Малый бизнес работает прак­тически во всех отраслях экономи­ки: торговля, промышленность, стро­ительство, оказание туристических, бытовых, образовательных, медицин­ских услуг, культурная и научная дея­тельность. В структуре малых пред­приятий, включая микропредприятия, доминирующую роль играют органи­зации оптовой и розничной торгов­ли — их число в Рыбинске превышает 35%».

Такие показатели для России — явление нормальное. Но есть у Ры­бинска и особенность: доля обра­батывающих производств у нас пре­вышает 18%, подчёркивает Юлия Дмитриева. Такими цифрами не мо­жет похвастаться ни Ярославская об­ласть, ни вся страна в целом. Объяс­няется это просто: наличием крупных промышленных предприятий и авиа­ционно-технологического вуза.

Это общая картина. Теперь не­сколько слов о тенденциях. И поло­жительных, увы, совсем немного. Во-первых, за 2014-ый год 41-а малая фирма ушла из бизнеса. Численность сотрудников этой сферы уменьшилась на 11%. Правда, немно­го подросла выручка — всего на 5%. Как отмечают в городском управлении экономического развития, прогнозы на этот год далеки от оптимистичных: судя по предварительному анализу данных за первый квартал этого года, сокращение занятых в малом бизнесе продолжится. А ведь изначально од­ной из главных целей поддержки это­го сектора экономики ставилось обе­спечение занятости населения.

Юлия Дмитриева: «Есть тенденция отраслевых из­менений, например, сокращается ма­лый строительный и торговый бизнес, а производственный сохраняет и уро­вень занятости, и заработную плату».

Об общем спаде в сфере мало­го бизнеса говорит и вице-президент рыбинской Торгово-промышленной палаты Фёдор Симаков:

«Все-таки реальная покупатель­ная способность населения за по­следние полгода резко изменилась. Соответственно, продавать стало сложнее, особенно тем компаниям, которые предлагают продукты и услу­ги «второй» необходимости. Перспек­тивы развития — разные, всё зависит от самих предпринимателей: сдадутся они обстоятельствам или станут ещё сильнее».

Бизнесмены признаются, что пе­реживают сейчас не лучшие времена. Константин Чернов занимается про­изводством корпусной мебели. С фев­раля этого года количество заказов у его фирмы резко упало, денег едва хватает на поддержание бизнеса.

Константин Чернов, индивидуальный предприниматель: «Нужно развиваться, выходить на «поток». Но есть три проблемы: не­хватка кадров, оборудования и поме­щения. Нужны сотрудники, на которых действительно можно положиться. Но чаще приходят те, кто не могут похва­статься отсутствием вредных привы­чек, нарушают дисциплину. Люди не выходят на работу, а срок выполне­ния заказа истекает. В результате ино­гда приходится буквально брать всю работу в свои руки».

Впервые он зарегистрировался в качестве ИП в 2009-м. В течение года подал документы на областной грант, выиграл его и приобрёл обору­дование. Это стало отличным подспо­рьем, тогда удалось увеличить объё­мы и стабилизировать деятельность, отмечает предприниматель. А вот в 2013-м ситуация изменилась: резко увеличили страховые взносы в Пен­сионный и Медицинский фонды, плюс конкурентная среда требовала новых решений, денег на развитие найти не получилось — пришлось временно остановить работу.

Юлия Дмитриева подтверждает: в 2013-м количество предпринимате­лей в Рыбинске сократилось на 16,5%. И это вновь общероссийская тенден­ция. Виной тому, помимо ужесточения конкуренции, увеличение нагрузки в виде страховых взносов.

Для тех, кто стал частью механиз­ма, называемого бизнесом, перестро­иться очень сложно. Так получилось и с героем этого материала — через не­сколько месяцев он снова отправился в налоговую инспекцию с заявлением о регистрации в качестве ИП.

Константин Чернов: «Сейчас большие суммы уходят на аренду производственного поме­щения. Окупить это можно только на­растив объёмы, для чего нужно новое оборудование и, опять же, сотрудни­ки. Также не хватает информационной поддержки: как оптимизировать на­логи, в какой форме лучше создавать предприятие и куда можно обратить­ся за субсидированием».

В рыбинском Центре занятости, тем временем, продолжают реализо­вывать программу содействия само­занятости. Она предполагает предо­ставление субсидии — сейчас эта сумма равна 68 500 рублей — на от­крытие собственного бизнеса. За пять месяцев этого года финансовую по­мощь от ЦЗН сумели получить 12 ры­бинцев. Заявок было 14 — такую ста­тистику приводят специалисты Центра. Всего, благодаря программе, с 2009-го года начать своё дело смогли поч­ти 500 горожан.

Сумма субсидии невелика, но её достаточно для того, чтобы купить всё самое необходимое, рассказывает Юлия Кутузова. В 2011-м она органи­зовала швейный цех. Деньги, получен­ные от Центра занятости, потратила на закупку оборудования.

Юлия Кутузова, индивидуальный предприниматель: «Это действительно помог­ло «встать на ноги». А вот упрощён­ная система налогообложения — для меня скорее проблема, чем помощь. С одной стороны — налоговая нагруз­ка меньше. Но часть заказчиков отка­зываются работать с нами из-за от­сутствия НДС. Переход на общую систему — это до­полнительные сложности с бухгалтерией. Например, декларации по налогу на добавленную стоимость теперь принимают только по «электронке», а это до­полнительные расходы. Да и налоговое бремя вырас­тет».

Как и Константину Чер­нову, Юлии не даёт покоя кадровый вопрос. Найти хорошего бухгалтера ока­залось целой проблемой. Специалистам невыгодно брать на себя ведение учё­та предпринимателя. Ра­бота вроде бы небольшая, но и заработать много, со­ответственно, не получит­ся. Поэтому бухгалтеры предпочитают курировать организации. Выход один — предложить большую оплату, но в современных условиях это может стать непосиль­ной ношей. Появляются мысли о за­крытии, признаётся Юлия.

Стоит ли ждать какой-то помощи от государства? Фёдор Симаков со­мневается, что федерация реально может как-то облегчить жизнь мало­му бизнесу:

— Вопрос на самом деле спорный, учитывая то, что нашему городу и са­мому нужна помощь. Моё мнение: в первую очередь «спасение утопаю­щего — дело рук самого утопающе­го». И конкретно в современной эко­номической ситуации, на мой взгляд, у бизнеса больше шансов стать движу­щей силой для развития города, чем наоборот.

Что касается «налоговых каникул», затронутых в самом начале статьи, на­дежд предпринимателей они, конечно, не оправдали. Под все необходимые условия попадут единицы. В рыбин­ском управлении экономического раз­вития уверены: закон Облдумы помо­жет легализовать деятельность тех, кто уже работает без регистрации в небольших объёмах.

Фёдор Симаков, вице-президент городской торгово-промышленной палаты: «Любые послабления для начина­ющего бизнеса — это хорошо, в том числе и «налоговые каникулы». Но это не принципиальные вещи, если бизнес может стать сильным и прибыльным, он таким станет, даже если условия бу­дут ещё менее благоприятными, чем сейчас. Однако если бизнес-модель нежизнеспособна, как ей ни помогай, результата не будет, — делится своим мнением вице-президент городской торгово-промышленной палаты».

Большинство же официально ра­ботающих бизнесменов отмечают, что послабления в части налогов или уплаты страховых взносов могли бы в нынешних условиях спасти их фирмы. Но, судя по всему, рассчитывать на это пока не приходится.

Поделиться мнением