Близость к природе, возможность вести собственное хозяйство и при этом пользоваться развитой социальной инфраструктурой делают проживание за городом всё более привлекательным. О том, как сегодня живёт пригород, в чём особенности управления обширной территорией рассказала глава Рыбинского района Татьяна Смирнова.
О полномочиях и сотрудничестве
— Рыбинский район занимает большую территорию, поселения удалены друг от друга. Как удаётся уследить за всем, что происходит на вверенной территории?
— Прежде всего, нужно досконально знать то, чем ты управляешь. А потому работать исключительно в кабинете, удалённо, абсолютно невозможно. Одному человеку с таким огромным хозяйством не справиться — это факт. У нас 11 сельских поселений, 600 населённых пунктов. И они очень различаются не только по уровню развития, благоустройства, но даже по настроениям, эмоциональной составляющей. Выезды, встречи с людьми — всё это позволяет понять особенности территорий, их потребности. Помогают главы сельских поселений — это люди, которые в прямом смысле слова знают лично своё население, ежедневно с ними общаются. Информация, которая поступает от них очень важна. Здесь главное — организовать взаимодействие с местным самоуправлением, чтобы найти наиболее эффективный способ решения актуальных задач.
— У вас ведь должность назначаемая, а не выборная. Накладывает ли это какие-то ограничения в плане принятия решений?
— Дело в том законодательстве, которое сейчас действует в Ярославской области. Главу района избирает комиссия районных депутатов, но при этом я отвечаю за всё, что происходит на нашей территории, отчитываюсь перед всеми. С другой стороны, возникает парадокс: кандидатуру главы утверждают депутаты Муниципального Совета, которые являются одновременно всенародно избранными главами поселений. Поэтому формально что-то приказать главе поселения я не могу — здесь уместны отношения взаимодействия.
— Кроме глав поселений вам приходится работать и с депутатами. Как складываются взаимоотношения?
— Депутатов у нас много: 22 человека в районном Муниципальном Совете и по десять представителей в каждом сельском поселении — ещё 110 человек. При этом в районный Совет входят по два представителя от каждого поселения, один из которых — его глава. Взаимодействие есть, но есть и сложности. Прежде всего, связанные с тем, что депутаты избираются от разных территорий, где очень разные потребности. Считаю, что ключевым фактором успеха в работе с депутатами стал системный подход.
Когда есть понятная, работающая система, то противостояния не будет.
Мы открыто обсуждаем все планы и программы, устанавливаем последовательность действий. При этом все намеченные планы должны непременно исполняться.
— В чём проявляется системный подход?
— Исходная точка любого планирования — наказы и пожелания жителей. Совместно выезжаем на территории, встречаемся с населением. Но объять необъятное невозможно —разом не решить все задачи. Нужно учесть, что у поселений бюджет крошечный, у нас тоже финансовые возможности ограничены — мы являемся дотационным районом, зависим от финансирования из вышестоящего бюджета. А потому и проблемы можно решить только сообща. На таких встречах присутствуют глава поселения, депутаты, часто приезжает депутат областной Думы Михаил Боровицкий — он избирался от нашего округа. Начинаются встречи всегда одинаково: анализируем, что сделано, что ещё требуется, ранжируем потребности по степени значимости и возможности исполнения.
— О чём говорят люди на таких встречах?
— Вообще тематика встреч изменилась. Раньше, конечно, было непросто: люди жаловались на то, что доступно для решения на уровне управляющей компании — типа упавшего забора или разбитого стекла в подъездном окне. Либо говорили о неконкретном: типа «всё плохо» и «никто ни за что не отвечает». Сейчас всё-таки больше говорим о конкретных делах «местного» значения. Например, обсуждаем возможность достроить уже имеющуюся дорогу до какого-то объекта. Все запросы конструктивные: «базара» и криков тоже не бывает. Все предложения, поступающие во время встреч с населением, непременно фиксируются, сообща решаем, кто какой задачей будет заниматься, определяем сроки.
Да, бывает, что люди говорят о надуманных или нерешаемых на данный момент проблемах — мы сразу говорим об этом, прямо и открыто.
Переживали по поводу того, что за время пандемии, когда встречи организовать было невозможно, вопросов накопится чрезмерно много. Но опыт этого года показал, что отлаженная система вполне может работать какое-то время и без вмешательства: многое из того, о чём говорили люди, уже решается путём включения в различные программы.
Скромный бюджет, большие инвестиции
— Люди не обижаются из-за того, что каким-то территориям уделяется больше внимания, каким-то меньше? Ведь при разном уровне развития, о котором вы упомянули, и финансирование поступает разное?
— Например, по программе формирования комфортной городской среды, которая называлась у нас проект «Решаем вместе», многие поселения благоустроили все свои дворы — такого даже в городе не встретишь: парковки, зоны отдыха, игровые и спортивные площадки. Но четыре поселения не смогли претендовать на федеральное финансирование из-за своей малочисленности — их включаем в региональный проект инициативного бюджетирования. Так, в Огарковском сельском поселении, где нет многоквартирных домов, провели комплексное благоустройство площади в деревне Волково: обустроили клуб, привели в порядок прилегающие территории.
— Как в таком случае удается привлекать финансирование?
— Для нас очень важно участие во всевозможных нацпроектах. К примеру, появился проект по оздоровлению Волги, а у нас проблемы стоков были актуальны практически для каждого поселения. Думаю, мы стали самым активным районом из всех, кто участвовал в этой программе: заявили сразу несколько объектов. Построили 30-километровый коллектор для очистки воды по ярославскому направлению и очистные сооружения, канализацию в Тихменево. Средств затратили много: только на коллектор более миллиарда рублей, на очистные — около 400 миллионов рублей. А вообще, участвуем во всех программах, где попадаем под условия.
Много проектов по социальной сфере. В этом году начали строительство школы в Глебовском сельском поселении — село Погорелка. Там школа располагается в здании старого постоялого двора — конечно, его переоборудовали давно, но время требует совершенно иных условий для образовательного процесса. Ремонтируем спортивные залы, обустраиваем школьные «Точки роста» — центры профильного образования, представляющие собой современную среду с особой атмосферой, новым оборудованием. Участвуем и в проектах, связанных со здравоохранением — строим новые ФАПы, ремонтируем и обновляем амбулатории.
При этом мы предусматриваем дополнительное финансирование помимо того, что выделяется по нацпроекту — уже из своего бюджета. Хочется сделать всё идеально, комплексно. При этом следует учитывать и наши особенности: из-за удалённого положения многих населённых пунктов не так и просто найти подрядчика, наладить логистику.
— А с местными предпринимателями налажены отношения?
— Для нас крайне важно сотрудничество с нашим производством. Мы оказываем предприятиям поддержку — в том числе, для получения государственных грантов — для того, чтобы они смогли реализовать свои проекты. В конечном итоге, развиваясь, они создают новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления, благоустраивают прилегающие территории, а сам Рыбинский район становится более привлекательным как с точки зрения туризма, так и с позиции выбора места постоянного проживания.
— Показатели жилищного строительства очень высокие. Кажется, район активно застраивают новым жильём?
— Действительно, показатели здесь очень высокие: ежегодно делаем больше, чем планировали. Но прирост происходит за счёт индивидуального жилищного строительства. Для нас это показатель того, что район действительно стал интересным и комфортным для проживания — причём, речь идёт даже не о временном, сезонном жилье. Люди регистрируются, проживают на постоянной основе. С учётом того, что за последние годы много усилий было направлено на обеспечение транспортной доступности, сюда стали переезжать и горожане. Добраться утром до работы, отвезти детей в сад или школу в городе совершенно не проблемно.
А для жизни на самом деле у нас всё есть: и красивые места, и инфраструктура. О строительстве многоквартирных домов пока речи не ведём — для застройщиков этот вариант не интересен в связи со сложностями в реализации такой недвижимости. Всё-таки на данный момент людям интересно иметь индивидуальный дом за городом, на одну семью. Многоквартирные строим только в рамках программы по расселению ветхого и аварийного жилья.
О женском начале в работе и жизни
— Женщина во власти — до сих пор явление довольно редкое. Возникают ли какие-то сложности в работе из-за этого?
— Ключевой принцип достижения успеха в любом начинании — командность. Тем более, если речь идёт о масштабных делах. Мне повезло: у нас есть работоспособная команда, которая сообща готова решать поставленные задачи. Результаты есть, и они положительные. Значит, женщина-руководитель — явление вполне оправданное (улыбается). Всё-таки сейчас женщин на руководящих должностях становится больше и в этом есть некий смысл.
Перед руководителем, управленцем стоит много разнообразных задач. Такая многозадачность на самом деле вполне соотносится с женской психологией, ведь хозяйка должна видеть и замечать детали, но в то же время, заботиться о благосостоянии домохозяйства в целом. Можно и в мелочах «потеряться», поэтому нужно найти баланс между желанием всё довести до совершенства и необходимостью решить поставленную задачу в определённые сроки.
Вообще мы в районной администрации не любим термин «проблемы». Мы говорим «задачи».
Принципиально разный подход получается, потому что во втором случае ты занимаешься тем, что предполагает твоя работа. На самом деле, проблем как таковых у нас нет: есть понимание того, что нужно сделать на перспективу ради дальнейшего развития.
— Как вы относитесь к критике в свой адрес?
— Спокойно. Конечно, внутри себя переживаю. Искренне хочу сделать как лучше, но не всегда всё получается, как планируешь. В любом случае, стараюсь держать себя в руках. Критика ведь во многих отношениях полезна, если правильно её воспринимать.
— Как вы отдыхаете и где черпаете вдохновение для работы?
— Нравится отдыхать на природе — у нас места красивые. Зимой предпочитаю лыжные прогулки в лесу. Я, наверное, оптимист по жизни — не бывает таких моментов, когда полностью опускаются руки и возникает желание всё бросить. Скорее, наоборот: есть желание двигаться вперёд, развиваться. Вдохновение приходит во время работы — когда общаешься с людьми, когда достигаешь результатов. Самое важное, на мой взгляд — надо любить то, что ты делаешь. Тогда и возможные сложности воспринимаются как закономерная часть работы.
Знаете, многие ведь считают, что чиновник ничего особо и не делает — ну, бумажки перекладывает, на разных мероприятиях присутствует — и только. На самом деле, это огромная ответственность — причём, не за себя, а за других.
-
Знает ли Татьяна Смирнова,что в поселении "Искра Октября" (Бумажка),где находится Покровская администрация,школа в аврийном состоянии,а поселок живет без канализации.