История отечественных снегоходов начиналась с примитивных саней с мотором. Сейчас речь идёт об электротяге и роботизации в производстве. Рыбинское издательство «Медиарост» представляет обновлённую книгу «Машинная тяга саней». Она об эволюции снежных машин. К 50-летнему юбилею «Русской механики» издание дополнили главами о новейшей истории техники и трендах снегоходостроения. С разрешения издательства «Черёмуха» публикует фрагменты книги.
Хотя паровой «самоход» Блинова имел универсальное предназначение, он не был оценен по достоинству соотечественниками. Одна из причин была подмечена газетой «Волгарь» в 1896 году (№ 227): «Вся беда в том, что русские изобретатели — РУССКИЕ. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело…»
То есть уже зародившиеся промышленники ждали, когда готовая конструкция придёт из-за рубежа, не вкладывая в «сомнительные» проекты. <…> Показательно, что эта тенденция сохранялась до середины 30-х годов ХХ века, когда уже полным ходом шла автомобилизация СССР, и при этом доминировали грузовые гужевые перевозки, в том числе зимой.
***
Пока в 60-е в СССР производство снегоходов застряло на межведомственных перепутьях, народные умельцы шли своим путём. Направляли их популярные общесоюзные журналы «Моделист-конструктор» и «Техника — молодёжи», выходившие миллионными тиражами.
Самоделки 60–70-х годов фактически продолжали наиболее простые направления, выявленные ещё в 20–30-е годы: лыжи устойчивости, гребные колёса, аэросани. Но уровень работ был низким, во многом из-за невозможности достать качественные узлы и детали. В это время в стране был острый дефицит автомобилей и мотоциклов, а также узлов к ним, и «лепили, из чего было…»
Это подчёркивалось в публикациях, чтобы «там» не заподозрили в воровстве или, не дай бог, растрате нужных для народного хозяйства ресурсов. Так, в описаниях изготовления гусениц обычно была фраза: «Использовалась списанная транспортёрная лента»…
Мотосани строили школьники во Дворцах пионеров, клубах и станциях юных техников, даже в школьных мастерских. <…>
Мотоцикл на лыжах ЧЗ-250, который построили восьмиклассники Вареговской средней школы Ярославской области под руководством А. Секацкого, оказался самым простым, но и менее всего приспособленным для езды по снегу. Уже известные лыжи устойчивости были дополнены цепными браслетами на заднем колесе.
***
Выбрав достойный «товар народного потребления», Павел Дерунов шёл к цели с упорством атакующего танка, и события в том далёком 1970 году развивались очень стремительно. Где-то в начале осени в обстановке полной секретности Дерунов озаботился достать «живой» экземпляр, что очень и очень непросто.
В то время нельзя было просто взять и купить за границей, а на обоснования и согласования могли уйти многие годы. И Павел Фёдорович действовал окружным путём на свой страх и риск.
Он привлёк своего помощника Адольфа Петрова, чтобы тот всё-таки купил машины законным путём, но, если надо, используя «ускоряющие» методы. А главное — полностью конфиденциально, чтобы слухи не просочились «наверх» и не закрыли тему раньше времени. <…>
Мытарства Адольфа Игнатьевича в коридорах столичных министерств и ведомств достойны отдельного рассказа. Но если кратко — обратился во всесоюзное объединение «Автоэкспорт»… Как было принято в то время, провинциального «ходока» без связей и рекомендаций «пустили по инстанциям»… Везде строго смотрели: нужно ли это государству и трудящимся, не буржуазные ли это штучки?
***
Решили оснастить «Бураны» специальными приспособлениями для скашивания трав. <…>
Летом 1980 года руководство завода поставило задачу — за три недели сделать несколько десятков таких машин. Две недели отводилось на разработку конструкторской документации. График был такой: в пятницу в 16:00 гендиректор раздавал начальникам цехов чертежи, а во вторник в 14:00 принимал первый опытный образец. Работали по субботам и воскресеньям, в процессе участвовали буквально все цеха, и в итоге справились!
Всего было переделано и отправлено 40 «Буранов», вместо передней лыжи установили два широко разнесённых колеса от мотороллера. Между ними на двух вынесенных метра на полтора вперед кронштейнах — коса, такая же, как у сенокосилок, только поменьше размером. Получились комбайны в миниатюре.
Управляли «буранокосилками» Михаил Иванов, Владимир Соколов, Михаил Русский, Олег Зайцев. Зимой они лихо гоняли на соревнованиях «Буранов», а вот сейчас парни выступили в новой для себя роли — косцов.
***
В Заполярье пробег каждого «Бурана» за сезон составляет не менее 10 тысяч километров. На них ездят в любую погоду. Мороз -50о не помеха. «Они “Буран” заводят паяльником! — рассказывает Д. В. Андросов. — Паяльной лампой нагревают цилиндры двигателя, потом он заводится. Это нам кажется, что минус 50 — холодно. А когда человек двигается, он не замерзает, наоборот, лучше охотится… Тут ни при какой температуре ничего не останавливается».
***
За время своей службы «Патрули» помогли спасти сотни жизней. <…> В 2017-м снегоходы использовали для помощи оказавшимся в снежной блокаде жителям села Териберка Мурманской области. Оттуда доставили женщину в родильный дом Мурманска. На Камчатке вызволили 15 туристов, заблокированных паводком в районе реки Мутновской: спасатели смогли добраться до них по полному бездорожью только на Камазах и снегоходах. <…> В 2021 году на дороге из города Спасск-Дальний Приморского края в снежных заносах застряли три легковых автомобиля. Им на помощь отправились два трактора, но они тоже увязли в снегу. Сотрудники МЧС прибыли на место на технике высокой проходимости, в числе которой был «Патруль», вывезли семерых взрослых, ребёнка, кота и козу.
Приобрести издание, основанное на исторических документах, научных исследованиях и опыте причастных людей, можно в интернет-магазине издательства «Медиарост». А третьего декабря в ОКЦ пройдёт презентация книги. Приглашают всех желающих. Начало — в шесть вечера.