Четыре яруса, узкие винтовые лестницы, 264 деревянные ступени — такой путь несколько раз в неделю вот уже 17 лет проделывает хранитель главных городских часов Владимир Шабаев. Восхождение на высоту около 70 метров — примерно на таком расстоянии от земли находится механизм — необходимость. Как устроены часы, и в чём отличие рыбинских курантов от московских? Об этом говорим с мастером во время очередного рабочего подъёма.

 

О механизме

Изначально на колокольне Спасо-Преображенского собора были другие часы — почти четырёхпудовые, которые со временем пришли в негодность. В конце XIX века, в 1895-м году, им на смену в Санкт-Петербурге на известном заводе Фридриха Винтера изготовили новый механизм, который через год установили на колокольне главного рыбинского храма. Именно по этим часам мы сегодня и сверяем время. Ходят они уже 117 лет, правда, были годы, когда храм закрывали, и они тоже останавливались.

Сегодня часов фирмы Винтера в России осталось совсем немного — порядка тридцати штук, поэтому каждый такой механизм представляет особую ценность.

 

Всему можно научиться

Профессиональным часовщиком Владимир Шабаев себя не считает. Карьера началась внезапно, и словно была на то чья-то воля. В конце 80-х дома сломался будильник, стал его разбирать, а оттуда вылетели все запчасти.

Владимир Шабаев, хранитель главных городских часов: «Я его собирал три месяца, нашёл все детали, но, к сожалению, часы так и не пошли».

Можно было бросить это занятие. Но нет. Сначала Владимир разобрался в будильниках, потом в ручных часах.

Владимир Шабаев готовится завести куранты

У Владимира Шабаева два любимых часовых механизма: один — под шпилем колокольни, второй — всегда на руке.

Владимир Шабаев: «Я до сих пор ношу советские ручные часы «Ракета» конца 1979-го года с символикой московской Олимпиады. В своё время они были в большом дефиците. Я сам их разбираю, чищу, собираю. И они до сих пор ходят. И за это время не сменил ни одну запчасть».

В 80-е годы часы Спасо-Преображенского собора остановились, денег на их ремонт не было. Позже, в 1996-м, галерею-трапезную и соборную колокольню передали верующим. Настоятелем храма в те годы был отец Григорий, благодаря его стараниям часы начали восстанавливать.

Владимир Шабаев: «Когда я впервые поднялся на колокольню, посмотрел — они не разбиты. Конечно, не хватало некоторых деталей, шестерёнок. Их восстановил, ведь размер зубчиков известен. С грузами много проблем возникло — найти именно такие по весу сложно. А когда часы начали вновь отсчитывать время, спросил отца Григория, кто их будет обслуживать. «Так оставайся, обслуживай сам», — последовал ответ. Так я и работаю при них с 1996-го года».

Памятная запись о восстановлении курантов

 

Восхождение в 264 ступени

Мы начинаем восхождение к главным рыбинским часам. Впереди — длинная винтовая лестница. Этим деревянным ступенькам столько же лет, сколько и самой колокольне — две сотни.

— Ступеньки не меняли ни разу? — интересуюсь у Владимира Викторовича.

— Они ещё столько же лет прослужат!

Раньше для строительства храмов использовали всё самое-самое: и кирпичи делали крепкие, и дерево выбирали лучшее.

— Вы не торопитесь подниматься, держитесь рукой за столб, — подбадривает Владимир Викторович.

Держусь и чувствую — столб абсолютно гладкий.

Владимир Шабаев: «Судите сами — сколько раньше колоколов-то было, и звонарь при соборе служил не один, в лучшие времена их до шести человек доходило. И ко всем праздникам звонили. Во время постоянных спусков и подъёмов столб отполировали».

Колокольня рыбинского собора состоит из четырёх ярусов. Вышли на площадку первого. Красота вокруг!

— Да это ещё что, поднимемся на самый верх — вот где красота будет! — считает мой собеседник.

Вид на Рыбинск с колокольни Спасо-Преображенского собора

Лестница с каждым витком становится всё уже. Сквозняки здесь постоянные. Они играют особую роль при наведении чистоты. Если подметать ступени, то лучше при юго-западном ветре — всю пыль выдует в миг.

Следующая площадка — звонница. В декабре 2010-го, благодаря мэру Рыбинска Юрию Ласточкину, к уже имеющимся прибавились ещё 10 колоколов, отлитых на Тутаевском колокололитейном заводе Николая Шувалова.

В лучшие времена колокольный звон рыбинского Спасо-Преображенского собора слышали за 50 вёрст вокруг.

И снова винтовая лестница, которая неуклонно продолжает сужаться. В некоторых местах начинаешь задевать локтями за стены. Владимир Викторович открыл дверь — последняя площадка. Вид на город просто потрясающий. В ясную погоду можно увидеть купола церкви в селе Покров.

Вид на Рыбинск через окошко в циферблате

Последняя лестница на самый верх, в заветную комнату, где и стоит часовой механизм. Тук-тук-тук — слышно, как отбивают молоточки.

Мы подождали буквально пару минут, и часы пробили половину второго. В Москве бьют 11 колоколов, у нас три, о полном часе «сообщает» большой колокол — благовестник.

В середине 90-х на восстановление часов потребовался месяц. Только чтобы промыть детали от грязи и пыли у Владимира Шабаева ушло полтора ведра керосина. За семнадцать лет в работе часов были сбои, но весьма незначительные. Останавливались они всего один раз и то ненадолго, когда вышла из строя одна из деталей. Заменить её оказалось не проблемой.

Часовой механизм рыбинских курантов
Часовой механизм рыбинских курантов

В начале 2000-х сложности создавали троса, которые могли намокнуть и вытянуться, тогда в показаниях рыбинских курантов возникали погрешности.

Владимир Шабаев: «Троса теперь все новые, только с наступлением холодов приходится подниматься сюда и подтягивать их, прибавлять и убавлять ход на маятнике, чтобы часы шли точно. И регулировать колокола».

— А сколько часы проработают ещё? — интересуюсь у Владимира Викторовича.

— А что им будет? Они ещё 300 лет проходят! За ними просто смотреть надо.

Необходимый инструмент всегда под рукой

Заводятся рыбинские куранты вручную. В отличие от московских, здесь механизм не электрифицирован.

Чтобы часы постоянно показывали правильное время, не спешили и не отставали, необходимо раз в три дня затягивать пружины на трёх катушках. Делается это при помощи специального рычага, который нужно вращать по часовой стрелке.

Когда вся работа выполнена, предстоит такой же долгий путь, но теперь уже вниз. Благодаря мастерству и заботе Владимира Шабаева, проходя или проезжая мимо Спасо-Преображенского собора, рыбинцы могут уже много лет подряд сверять наручные часы с соборными, которые идут практически с такой же точностью, как и московские куранты.

Фото Александры Кузнецовой

Поделиться мнением