В июле решение Арбитражного суда о расторжении концессионного соглашения в Рыбинске — при условии, что стороны не будут его оспаривать, вступит — в силу. Учитывая, что в ходе разбирательств главные участники договора — горадминистрация, «Рыбинская генерация», правительство области и «Теплоэнерго» — высказались за расторжение, вряд ли стоит ждать иска в суд высшей инстанции. Как дальше будет развиваться ситуация с теплоснабжением в Рыбинске? Узнаем со временем. Пока же «Черёмуха» собрала позиции и мнения по теме.
Дела судебные

Как говорится в решении Арбитражного суде Ярославской области, в феврале 2025 года городская администрация, выступив в качестве истца, предложила «Рыбинской генерации» расторгнуть концессионное соглашение «в связи с существенным нарушением условий». В число нарушений вошли несоблюдение обязательств по тепло- и водоснабжению потребителей, а также факт не предоставления безотзывной банковской гарантии. Она оформляется ежегодно на каждый из 20 лет действия концессионного соглашения на сумму около 50 миллионов рублей. В конце 2024 года «РГ» сообщила о сложностях с её получением.
В суд администрация Рыбинска обратилась после того, как получила от «РГ» ответ, что расторжение концессии по «соглашению сторон» невозможно. Рассмотрение иска продолжалось более трёх месяцев.
Привлечённый в качестве третьей стороны представитель «Газпром межрегионгаза Ярославль» указал на задолженность «РГ», и на то, что расторжение концессии повлечёт невозможность исполнения финансовых обязательств. Но суд посчитал, что наличие задолженностей перед поставщиками не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований о расторжении концессионного соглашения.
Что дальше?
Решением администрация Рыбинска, вероятно, осталась довольна. Планов на будущее, надо отметить, весьма оптимистичных, у главы города Дмитрия Рудакова, достаточно. Об этом свидетельствует его комментарий на июньском заседании Муниципального Совета в ответ на вопрос депутатов, как будут гасится долги перед кредиторами.

Дмитрий Рудаков, глава Рыбинска: «Мы взяли на себя ответственность и забрали „РГ“, что стало тяжёлой ношей. А можно было бы сидеть всё это время, показывать пальцем на ТГК-2 и требовать с них работы. Там действовала финансовая модель, которая была свёрстана следующим образом: долги прошлых лет гасили за счёт инвестиционной и ремонтной программ. Вот так был свёрстан тариф. Это не секрет ни для кого. Естественно, что за это время накопилась серьёзнейшая коммунальная проблема — износ сетей, который перешёл критическую отметку. Мы стали сами выполнять работы. Худо-бедно, но ремонтная программа стала выполняться. Конечно же, это поставщикам ресурсов не понравилось. „ОДК — Сатурн“ был прогарантирован факторингом. Банк платит как часы вперёд, за это банку 80 миллионов. Газовики были прогарантированы ТГК-2, их позицией. В итоге кто страдал? Только город. Всё шло кредиторам».
По мнению Дмитрия Рудакова, единственным выходом из ситуации станет участие в госпрограммах. Но с действующей концессией это было невозможно.

Дмитрий Рудаков: «Решение судом принято. Когда оно вступит в законную силу, у нас теплоснабжающей организацией снова станет „Теплоэнерго“. Кредиторы могут не беспокоиться. Мы все права кредиторов гарантируем. У нас нет цели что-нибудь обанкротить. Такого нет желания ни у нас, ни на областном уровне. Расчёты с кредиторами пройдут, их львиная доля — 1,2 миллиарда, в основном за счёт продажи сетей».
Деньги за проданные сети в администрации рассчитывают получить в августе в виде субсидии от области. Только вот «разница», которую, по словам Рудакова, администрация планирует «раскидать по 100 миллионов в год», кажется, существеннее.
Только компании «Газпром межрегионгаз Ярославль» по состоянию на конец июня «РГ» должна 1,6 миллиарда рублей — это неоплаченный газ в период с августа 2024 по май 2025.
При расторжении концессии сумма, оставшаяся в рамках договора о переводе долга — более 735 миллионов. Не всё гладко и у «Теплоэнерго». Здесь долги за газ составляют 435 миллиона рублей. Итого, по самым общим подсчётам — порядка 2,8 миллиардов рублей только за газ. А ещё есть «ОДК — Сатурн», «Яроблводоканал» и другие кредиторы.
Дмитрий Рудаков: «Мы в первую очередь гасим долги „ТЭ“, а потом „РГ“. Всё последовательно. Старые долги мы будем закрывать дополнительными средствами».
И ещё про долги
Администрация Рыбинска уже заложила в бюджет для «Теплоэнерго» более 400 миллионов рублей на ближайшие два года, сняв средства с уличного освещения, благоустройства, ремонта дорог и других статей. Чиновники утверждали, что это «формальность» и когда придёт время платить, найдутся другие источники. Если вернуться в февраль 2025 года, когда процесс расторжения концессии только запускался, а «Газпром межрегионгаз Ярославль» только начинал активную работу по снятию средств со счетов «Рыбинской генерации» через судебных приставов, газовики озвучивали вариант решения проблем с долгами.

Владимир Камешков, замгенерального директора «Газпром межрегионгаз Ярославль»: «Третьего сентября на совместном совещании у губернатора был выработан ряд мер по нормализации ситуации с „Рыбинской генерацией“. Были даны поручения как „РГ“, так и администрации, в том числе, о переводе долга на муниципальное образование со сроком погашения 10 лет. Указанные поручения выполнены не были. Вместо этого в октябре „РГ“ прекратила платить за поставленный газ».
Тогда Дмитрий Рудаков возражал, что не знает, как «избирателям в глаза смотреть, если мы миллиард на город повесим». И призывал, взыскивать долги не только с администрации, но и с ТГК-2. К лету позиция администрации, вероятно, изменилась, так как более 400 миллионов на город уже «повесили», а решение о расторжении концессии даже не вступило в законную силу.
Взгляд со стороны
Денис Добряков — один из тех, чья фамилия стоит в концессионном соглашении. В 2019 году он был главой Рыбинска и подписание документа на тот момент было решением вопроса жизнедеятельности энергетики города.

Денис Добряков: «Заключение концессионного соглашения с „Рыбинской генерацией“, на тот момент она была дочерним предприятием ТГК-2, тогда было единственным бизнес-предложением, которое позволяло через тарифное решение — оно было возможно только для концессионера — включить затраты на погашение многолетней накопившейся задолженности за газ и поставленное тепло „ОДК — Сатурн“. Мы предлагали в правительстве Ярославской области, в чьих полномочиях находится регулирование тарифов, остаться в рамках того же муниципального предприятия, но с теми тарифами, которые предполагаются для концессионера. Нам было отказано. На мой взгляд, на тот момент очень сильно торопились, в том числе в областном правительстве, на предмет заключения соглашения. Если бы была полностью выверена экономика будущего концессионера, я думаю, можно было бы избежать ошибок. Но само по себе концессионное соглашение — это не дурная практика. Вопрос только в состоятельности организации, которая встаёт на место концессионера.
Что касается нынешнего расторжения концессионного соглашения, то, я считаю, это — единственно возможный путь для того, чтобы использовать федеральные средства по перекладке сетей. Хотя мы с правительством области видели, что внутри долгосрочного тарифа включены средства, которые должны были пойти, в том числе, на восстановление сетей. Другое дело, что в рамках этого концессионера программу не удалось реализовать в связи с тем, что материнская компания — она работала не только в нашем регионе, но и в других областях — насколько я знаю, у них дела пошли под откос, причём не в Ярославской области. Предприятие ушло в минус, Рыбинск остался в заложниках. Эти риски должны быть ранжированы заключением предварительного соглашения и анализом экономики компании. Как я уже и говорил, торопиться было нельзя.
Текущая ситуация для меня понятна. Надо расторгать. Надо использовать возможности государства, которое сейчас говорит о том, что готово помогать муниципальным предприятиям. Как показывает практика, дочернее предприятие, которое находится в ведении органов местного самоуправления или субъекта федерации, может выдавать не худший результат по сравнению с бизнесом. Кроме того, такие предприятия имеют возможность субсидиарной поддержки со стороны собственного бюджета, области и федерации. По сути концессия и так уже отсутствует. Она существует только формально. Предприятие-концессионер есть, но его учредителем выступает город. Так или иначе, субсидиарная ответственность оказалась на городском бюджете. Единственное, что надо предусмотреть — выплату долгов кредиторам. Основные партнёры — это поставщики газа и наше домашнее предприятие „ОДК — Сатурн“. Я не знаю, каковы сейчас взаимоотношения с кредиторами, но если этот вопрос учтён, выход из кризиса возможен. Решение вполне нормальное».
Фото из архива «Черёмухи»
-
закон, что дышло...
-
Когда интересы исполнительной власти не заинтересованы в качестве коммунальных услуг, то результат будет таким какой сейчас в городе с теплоснабжением и водоснабжением, качество воды упало, сети и оборудование доведено до полного износа, федеральные программы осваиваются без результата, уголовные дела появляются. Когда бюджет тратиться для видимого хорошизма, а по факту внутри хаос. Это как повесить дорогую картину на дыру в стене. Конечно решение вполне нормальное для того чтобы в очередной раз отложить проблему на более позднее время и возможно не им решать ее придётся.