Коробки баллончиков с аэрозольной краской, массивные респираторы, умения и вдохновение — это потребуется для создания огромных живописных изображений на стенах. В Рыбинске с четвёртого по десятое октября проходит фестиваль граффити и стрит-арта. Художники из разных городов России расписывают кирпичные стены предприятия «Мега-пак», расположенного на левом берегу Волги — на Слипе.
Начали с грунтования и покраски фасада здания в белый, подготовив «холст» для работы. Вечером, когда стемнело, наметили контуры будущих изображений: для этого специально разработанный эскиз спроецировали на поверхности стен и обвели контуры.
— Мы делаем акцент на будущее — это как некая визуализация вектора развития производства через науку, технологии, — говорит краснодарская художница Татьяна (Tako), автор концепции самой объёмной композиции рыбинского фестиваля. В основе рисунка — особенности Рыбинска с точки зрения истории и природы, стремление подчеркнуть тренд на экологичность производства.
— В центре — портрет сотрудника Анатолия — персонаж вымышленный, но имя я ему всё-таки дала. Он добрый, очень позитивный, увлечённый наукой. Демонстрирует свою разработку из биоразлагаемого полиэтилена — внизу не случайно появилась формула. Подобные технологии помогают уменьшить антропогенное воздействие на природу — вокруг пробирки появляются растения. Связь поколений представлена реликтовыми растениями, древними видами рыб — так называемыми живыми ископаемыми, — продолжает Татьяна. — Мне хотелось бы подчеркнуть: даже когда человечество изобретает новые вещества, материалы, нужно понимать — мы, люди, всего лишь мелкая частица в бескрайнем природном мире, и наша задача — сохранить этот мир для будущих поколений.
Татьяна работает над фасадом в паре с художником Григорием (Sarz). Он родился в Иваново, сейчас живёт и работает в Москве. Стрит-артом занимается более десяти лет, специализируется на шрифтах. Утверждает, что фасадное искусство не имеет ничего общего с вандализмом, наоборот, масштабные, профессионально выполненные изображения сейчас становятся всё более популярными и востребованными.
Уличные художники общаются в соцсетях, узнавая друг друга по никнеймам — «тэгам», участвуют в совместных проектах, «ездят на покрас», а для того, чтобы получить точные линии или лёгкие тени, используют разные «кэпы» — насадки-колпачки на баллоны с краской.
Питерскую художницу Елизавету «свои» знают как Amfri. Около десяти лет она занимается портретной живописью, граффити — относительное новое увлечение, появившееся в её жизни пару лет назад.
— Несмотря на то, что мы все рисуем разные сюжеты, проект общий, объединён темой будущего, — рассказывает Лиза. — Техника рисования банкой отличается от того, как если бы вы рисовали кисточкой: здесь свои приёмы, «фишки», которые позволяют добиться нужного эффекта. Тренируемся на фестивалях, на заброшенных зданиях — учимся на практике, по-другому не получится. Такой вид искусства в нашей стране нелегальный, работу могут на следующий день закрасить. У нас остаются фотографии — работы продолжают жить в цифровом виде.
Стрит-арт нельзя сравнивать с хулиганством, когда на стенах за несколько секунд появляются неопрятные росчерки — как правило, в виде одного-двух слов или незамысловатого рисунка, часто понятного лишь автору. Таких «живописцев» называют «бомберами».
Стрит-арт художники учатся годами, совершенствуя навыки, оттачивая мастерство. Почти у всех профессиональное образование. Им интереснее работать с цветом и композицией и при этом спокойно и вдумчиво рисовать в безопасном месте, не опасаясь быть «пойманными». Это полноценные произведения, вписанные в городское пространство с учётом его архитектуры. Такое творчество требует большего мастерства и техники, продуманной идеи, собственной философии. Оно понятно и интересно обычному зрителю.
В перерывах между фестивалями и исполнением «уличных» заказов многие занимаются иллюстраторством, пишут картины, реализуют другие творческие проекты.
Увлечение стрит-артом не дешёвое. Банка аэрозольной краски стоит 400 — 450 рублей, на полноценную работу нужно более десяти баллонов. Работают художники в респираторах и перчатках — краска токсична.
Ярославец Сергей (Master-Blaster) по образованию архитектор. Увлечение граффити началось с простых шрифтов, потом появились персонажи, портреты.
— Сейчас мы создаём изображение по мотивам известной картины Микеланджело «Сотворение Адама», фрагмент, где рука Создателя касается кисти Адама. У нас стилизованные руки, которые символизируют научный прогресс, рождение новых технологий, — рассказывает Сергей. — Работать будем до вечера, пока не стемнеет. Так что к выходным закончим.
Десятого октября на Бурлацкой, 14 рыбинцы смогут рассмотреть уже законченные работы. В воскресенье, с полудня и до 15:00, здесь пройдёт семейный праздник с развлекательной программой для детей и взрослых.