Крошечные ручки с изящными пальчиками, блестящие, словно подёрнутые слезой глаза, нежный румянец на щеках. В последнее время интерес к вещам с отметкой «hand made» вырос: авторские вещи привлекают своей неповторимостью, уникальностью. Популярными становятся и игрушки — ведь умелый мастер способен вдохнуть в куклу жизнь, наделить характером, подарить ей частичку своей души. Кто они, мастера-кукольники? Сколько времени уходит на создание шедевра? И где искать вдохновение для того, чтобы продолжать творить? Корреспондент «Черёмухи» Ирина Рязанова узнала ответы на эти вопросы.

 

Увлечение родом из детства

Когда приходишь в дом к мастеру, невольно ловишь себя на мысли, что открыл дверь в другой мир. Всюду коробки, шкатулки, корзинки с настоящими сокровищами — с кусочками тканей, причудливыми кружевами, тесьмой, бусинами, миниатюрными пуговицами. Рядом краски и материал для лепки. Блестящие стальные инструменты — как в медицинском кабинете. Тут же кисти — такому набору позавидовал бы и профессиональный художник: плоские и круглые, с коротким ворсом и с длинным, жёсткие и мягкие, собранные в тугой пучок и веерные. Стандартная квартира Ольги Рулёвой выглядит как настоящая мастерская, место, где воплощаются творческие фантазии и идеи.

Это увлечение с самого детства: во время каникул меня отправляли к бабушке, а чем там заняться, кроме как рукоделием? Пупсам и куклам шили одежду из лоскутов, домики клеили из картонных коробок, вспоминает мастерица. — Первых кукол мы делали уже в два-три года: сорвёшь жёлтый цветок одуванчика, расщепишь стебель на полоски и опустишь в лужу – они завьются кудряшками — голова готова. Воткнёшь спичку, на неё с другого конца ещё один цветок прицепишь, вот и получилась «кукла».

Ольга любила наблюдать за тем, как бабушка шила на швейной машине лоскутные жилетки — дарила их внукам. Другая бабушка научила вязанию. А вот школьные уроки труда Ольга не любила, считала их неинтересными и формальными.

После окончания школы я хотела стать портнихой, но родители мою идею не поддержали. Сказали, что в училище только двоечники идут. В итоге я стала экономистом, только по профессии ни дня не работала. Вот что значит «душа не лежит», рассуждает Ольга.

Замужество, декрет, первый ребёнок. Несмотря на то, что забот с рождением первенца прибавилось, просто сидеть дома было скучно, хотелось делать что-то для души, разнообразить досуг.

Сейчас женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком, имеют возможность для самореализации. Одни становятся блогерами, рассказывают о себе, делятся советами. Другие занимаются творчеством, осваивают дополнительные профессии. И это несмотря на то, что нужно за малышом ухаживать, вести домашнее хозяйство. Думаю, дело здесь в личном желании и самоорганизации: будет желание — найдёшь время, не будет — придумаешь отговорки, говорит Ольга Рулёва.

 

Куклы — мишки — куклы

Всё началось с куклы-тильды. Эти милые толстушки с глазками-точками, румяными щеками и пышными платьями покорили своей простотой и в то же время какой-то аккуратной точностью, выверенностью кроя. Захотелось попробовать своими руками сделать нечто подобное, — рассказывает мастерица. — «Зависала» в интернете — тогда скорость была очень низкая, приходилось долго ждать, пока загрузятся все картинки с выкройками. Их я не распечатывала, принтера не было. Накладывала тонкую бумагу на монитор и обводила контуры.

С материалами тоже были проблемы: лишних денег на покупку тканей для нового увлечения не было, да и семья не особо одобряла новое хобби — казалось, что это всего лишь трата времени. Первую куклу — ангела — Ольга сшила из капюшона: распорола старую куртку, обнаруженную на антресолях, синтепон использовала для набивки. Получилось неплохо. Куклу купила соседка, а вырученные деньги Ольга потратила на материалы для очередного «шедевра».

Я три года занималась тильдами: поняла, как строить выкройку, какие особенности нужно учесть, чтобы готовое изделие получилось аккуратным и привлекательным. Были и зайцы, и мишки, и куклы-девочки. Они даже успели немного надоесть. Сшила их очень много, уж скучно стало, говорит Ольга. — Но тут я увидела медведей-Тедди на выставке в Ярославле! Я привезла туда коллекцию текстильных кукол, а уехала с твёрдым намерением шить этих плюшевых красавцев.

Пришлось осваивать новые техники: другие выкройки, шплинтовые крепления, особенности набивки — так, чтобы медведь не заваливался на бок или на спину.

Это лишь кажется, что нет разницы сшить куклу или мишку. Знатоки, ценители, коллекционеры смотрят на каждую мелочь. Например, когда классический медведь-Тедди сидит, у него передние лапы должны чуть заходить за задние — будто он обнимает себя, — посвящает в тонкости дела мастерица. — С набивкой тоже непросто. В каждой фигурке может быть три-четыре различных набивки: мелкие древесные опилки, древесная шерсть, камушки. Сейчас спрос на винтажные игрушки, состаренные — приходится тереть плюш пилками, наждачной бумагой, подпаливать огнём. Материалы тоже специальные. Такие ткани в обычных магазинах не продают: их заказывают на специализированных сайтах, часто везут из-за границы. Потому и стоимость рукотворных игрушек намного выше, чем цена тех, которые стоят на полках магазинов.

За два года Ольга посетила курсы по моделированию, разработала авторские выкройки, научилась работать с пластикой и новыми видами тканей. Кроме того, стала принимать участие уже в столичных и международных творческих выставках. Появились и контакты единомышленников — других мастеров, увлечённых созданием авторской игрушки.

 

Вдохновлённая детством

Очередной обучающий курс Ольга Рулёва прошла по лепке. В процессе занятий «родилась» первая кукла: голова, руки и ноги из пластики, тело — из ткани. Занятие увлекло: уже пять лет мастерица увлечённо создаёт человечков, каждый из которых неповторим, со своим характером и историей.

Кукле надо дать имя: иногда сразу рождаются ассоциации с каким-нибудь персонажем. Эскизы не рисую, просто начинаю работать — руки сами подскажут, каким будет новый герой, рассказывает Ольга. — Мне часто пишут, что у меня все куклы печальные. Это не так. Они задумчивые, мечтательные, романтичные. Зайдите в любой магазин — там с каждой полки на вас будет смотреть румяная улыбчивая красавица. Но ведь в жизни так не бывает.

В руках у мастерицы небольшой комок мягкой пластики. Постепенно из бесформенного куска появляются черты человеческого лица: добавляются объёмы, прорисовываются губы, крошечный нос, глаза, веки. Для работы Ольга использует стоматологические инструменты — они позволяют вылепить мелкие детали: уши, нос, ногти на крошечных пальцах.

Мастерица придирчиво рассматривает голову будущей куклы со всех сторон: нет ли асимметрии, хорошо ли очерчен профиль, достаточно ли места для глаз. К слову, глаза можно тоже сделать из пластики или купить готовые. В последнее время Ольга сделала несколько «слепых» кукол — у них нет зрачка.

Сфотографировала первую куклу, разместила фото в соцсетях — и понеслось! Чего только мне не писали: и критика была, и откровенная ругань — словно я кого-то лично обидела. Говорили, что это кукла-покойница! Всё не так, здесь совершенно иной смысл: эта кукла мечтает о детстве, она смотрит не на окружающий мир, а заглядывает вглубь своего сознания, живёт в мире собственных фантазий. В готовом виде её удивительные глаза закрывают очки-бабочки из цветных стёкол. Разве не очаровательна?

На соседнем столе — волосы, прикрепленные к основе. Это козья шерсть, которую после обработки, окраски мастерица пришьёт к пластиковой голове. «Макияж» пастелью — дело творческое, от него зависит, будет ли красавица обладать румянцем или, напротив, останется аристократично-бледной.

Когда кукла готова, наступает время для пошива одежды. Шью полный комплект: от чулок до жакетов или пальто. Верхняя одежда обязательно на подкладке, со всеми вытачками, складками и рельефами, пуговицами, воротниками и карманами. Это трудоёмко, работа кропотливая, требующая усидчивости и точности, рассказывает Ольга. — Мне очень нравится винтажный стиль: длиннополые платья, неяркие, глубокие цвета, изящные линии. Получается романтично и нежно.

Такая кукла не подходит для игры — это украшение интерьера или предмет коллекционирования. По словам Ольги, на одну куклу могут уйти недели напряжённой работы.

— Нет, кукол уже не брошу, — улыбается Ольга. — Бывает, конечно, что чувствуешь усталость от девчонок, хочется чем-то другим заняться. Но достаточно прогуляться, отдохнуть, посмотреть хороший фильм — и желание творить возвращается вновь. И опять сидишь днями и ночами, доводя работу до совершенства. Всё для того, чтобы следующую куклу сделать ещё интереснее: передать ей частичку своей души, мечтаний и вдохновения.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: