КНДР — закрытая страна, и попасть туда совсем непросто. Приехать в Северную Корею можно только в составе организованного тура. Такая возможность представилась артисту цирка из Рыбинска Михаилу Стригину. Раз в два года в Пхеньяне — столице КНДР — проходит международный фестиваль. Группа артистов Российской государственной цирковой компании получила приглашение для участия. Михаил оказался в их числе.

— Михаил, как отреагировали на приглашение? Всё-таки закрытая страна с особым режимом. Не было страшно?

— Нет, конечно. Но подготовка потребовалась. Ещё до поездки я просмотрел весь интернет: что можно ввозить в эту страну, как следует себя вести, как принято общаться — всё, что смог найти. Перед самым отъездом нас инструктировали: рекомендовали взять строгую одежду, потому что программой визита было запланировано посещение мест, где почитают корейских вождей — Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына. Всю поездку оплачивала принимающая сторона. Честно сказать, удовольствие это не дешёвое: дорогая виза, много денег уходит на перелёт из Москвы до Пхеньяна с пересадкой во Владивостоке.

По прилёту мы прошли три таможенных проверки — нас тщательно досмотрели, опросили о том, кто что везёт. Потом отвели к гидам-переводчикам. Но, по сути, было понятно, что они «присматривают» за нами. Между собой мы их называли «кэгэбешниками», в шутку, конечно. Вообще было чувство, что за нами всегда наблюдают. Ничего конкретного сказать не могу, открытой слежки не было — но это ощущение не покидало меня всё время, пока мы были в Пхеньяне.

— Пришлось каким-то образом подстраиваться к местному образу жизни, правилам?

— Я считаю так: раз приехал в чужую страну, то нужно соблюдать местные обычаи и нормы. Нам рассказывали историю о каком-то американском туристе, который решил взять на память обычный бумажный плакат с улицы. За этот, казалось бы, невинный поступок его арестовали и вначале даже приговорили чуть ли не к смертной казни. Потом казнь заменили на 15-летний тюремный срок, но в тюрьме этот бедолага серьёзно заболел, что стало поводом его депортации на родину, где он и скончался. Правда или нет — не могу сказать, но запомнилось.

— Какое впечатление производит Пхеньян?

— Если у вас в свидетельстве о рождении указан СССР, то вам легко будет представить современный Пхеньян. Здесь всё как в славные советские времена, только вокруг корейцы. На каждом углу стоят плакаты с лозунгами: о труде, любви к родине и уважении к вождям. Вообще у них к своим лидерам трепетное отношение — всенародная любовь и признательность. В каждом районе установлены стелы с изображениями вождей, везде их портреты.

Внешний вид города — опять же отсыл к Советскому Союзу. Все здания культурного, спортивного назначения с мраморной облицовкой, смотрятся монументально, добротно. Поразило то, что у нас в России аналогичные спортивные комплексы, как правило, многопрофильные, то есть под одной крышей вполне уживаются абсолютно разные виды спорта. В Корее под каждый вид спорта есть отдельный не комплекс, а в полном смысле слова мраморный дворец: для тенниса, бадминтона, боевых искусств, тяжёлой атлетики и так далее. То есть подготовка даже на начальном уровне по какому-либо виду спорта сразу серьёзная, этому уделяется особое внимание. Точно так же и в культуре: есть народный театр, театр танца, цирк — всё глобально!

Зоопарки, аквапарки, парки развлечений — Пхеньян в плане возможностей для досуга не особо отличается от других столичных городов мира. Но самостоятельно из гостиницы мы не выходили.

— Времени для прогулок не было или запрещали?

— Нам не разрешали передвигаться самостоятельно, без сопровождения переводчиков. Однажды мы разыграли нашего гида — сказали, что выходили в город, чтобы сделать стрижку как у местных. Мой коллега действительно похвастался новой стрижкой, но сделал он её в салоне отеля. В общем, он нас серьёзно отчитал, сказал, что из-за нас его могут наказать. Даже после того, как мы признались, что просто пошутили, кореец не смягчился и отчитал нас ещё раз.

Во время прогулок по городу гиды следили за тем, что мы фотографируем, даже внешний вид оценивали до того, как выйдем из отеля! Если запланирована поездка в официальные места, то мы должны были выбирать одежду классического стиля, без всяких «вольностей». «Официальным» местом, кстати, считаются мавзолей — место погребения вождей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Они там лежат в стеклянных саркофагах, как наш Ленин. Вообще в КНДР действует строгое правило, касающееся уважительного отношения ко всему, что связано с вождями. Их любят, буквально боготворят! Не уважать вождя — лично оскорбить всех корейцев вместе взятых.

— Удалось оценить местную кухню?

Кормили нас в гостинице. Традиционный, понятный всем европейцам шведский стол с выбором блюд. Рис, мясо, овощи, салаты — ничего необычного. Специй корейцы не жалеют — на мой вкус еда довольно острая. Конечно, у них есть свои «фишки» в каждом блюде. Например, салат «оливье» — с яблоком. Отварной картофель — всегда недоваренный, жестковатый. Супы из местной лапши. Знаете, вроде всё выглядело довольно обыденно, но через несколько дней организм всё-таки отреагировал на другую пищу, появился дискомфорт. Видимо, обилие специй дало о себе знать.

— Что запомнилось больше всего?

— Северная Корея — страна уникальная, ни на одну другую не похожа. Здесь свои традиции, правила. И все им следуют! Утром, например, когда все идут на работу, девушки с барабанами в ярких национальных костюмах подбадривают окружающих — танцуют, отбивают национальные ритмы. Видимо, чтобы создать настроение, настроить на рабочий лад. Действительно, люди как-то интуитивно подстраиваются под заданный ритм, дружно шагают по своим делам.

Неоднократно наблюдали ещё одну любопытную картину: газоны корейцы сажают вручную. Представляете? Не просто расстилают готовые травянистые коврики из дёрна, а рыхлят землю, делают крошечные лунки и маленькими пучками высаживают молодую траву. Кропотливая работа!

На улицах можно встретить пионеров — вообще ничем не отличаются от тех, что были в нашем детстве!

— А к иностранцам чувствуется особое отношение?

— К гостям из любых государств корейцы относятся очень внимательно. Они стараются быть предусмотрительными, радушными, вежливыми, даже услужливыми! Никакой неприязни я не заметил.

— Корейцы любят цирк?

— Артисты цирка в Северной Корее — это обеспеченные люди, которые могут многое себе позволить: квартиры, автомобили, бытовую технику. Цирк популярен, особенно, когда приезжают иностранные труппы. На нашем фестивале были постоянные аншлаги, принимали очень тепло. Интересно, что во время фестиваля состав жюри скрывали. Нам объяснили, что ради справедливого судейства члены жюри сохранят инкогнито, придут под видом обычных зрителей. Голосовали они независимо друг от друга — просто передали закрытые конверты с выставленными баллами. Два наших номера — эквилибристы на першах «Противостояние» и жонглёр со шляпами Анар Джабраилов — были удостоены высшей награды. Первый номер — часть большой постановки «Гусары» заслуженных артистов России Ольги и Яна Польди, руководитель — Таалайбек Саралаев. «Серебро», кстати, досталось белорусам.

Фото из личного архива Михаила Стригина

Поделиться мнением