Вся жизнь предпринимателя Бориса Логинова — череда поступков, которые не вписываются в представления обычного человека о правильном построении карьеры. В конце 50-х Логинов предпочёл провинцию Ленинграду, в 90-х бросил престижную работу с внушительным окладом, чтобы заняться бизнесом, о котором не имел особых представлений.

Он ставит в пример экономические системы Европы и Америки, но ни за какие сокровища мира не покинет родной Рыбинск. Но самое главное, он знает, что и как нужно сделать, чтобы жизнь горожан стала лучше. И удивляется, почему идеи, лежащие на поверхности, ещё никто не использовал.

— Борис Алексеевич, про вас известно немного: успешный предприниматель, автор инициатив по улучшению жизни в Рыбинске и стране. Но давайте посмотрим глубже. Кто такой Борис Логинов? Какой путь за свою жизнь он прошёл?

— Я — человек, который родился и живёт в Рыбинске, хотя были возможности уехать хоть в Москву, хоть в Санкт-Петербург. Мог стать ленинградцем в 1959-м. Мне предлагали работу на оборонном предприятии. Давали прописку, комнату. Но я не поехал, потому что решил, что в большом городе легко затеряться. А здесь все вокруг знакомые, приятели. Потому остался, и вся моя жизнь с тех пор неразрывно связана с Рыбинском.

Окончил техникум по специальности «радиотехник». Работал в КБ «Луч». Потом получил диплом вечернего отделения РАТИ и стал инженером. Ушёл на Приборостроительный завод. И почти все годы работал начальником конструкторского бюро.

— И как получилось, что серьёзный начальник стал бизнесменом?

— Однажды я понял, что как раньше завод работать не будет: гражданскую продукцию никто не хотел выпускать, а военная в таких объёмах уже была не нужна. И я решил уйти. 20-го сентября 1990-го уволился. Вышел на Крестовую, зашёл в горком партии, сдал партбилет. И стал свободным, безработным и без денег.

Открылась новая страница моей жизни: в неё пришёл бизнес. Я сообразил, что если есть возможность, то надо ей пользоваться, чтобы не жалеть всю жизнь. И последующие восемь лет работал без отпуска.

— Не страшно было?

— В 90-м начинать было просто. Все условия подходящие! Тематику выбрал автомобильную. Стартового капитала у меня не было. Я пришёл в банк и сказал: мне надо купить у завода станок. В финансовых делах ничего не понимал, не знал, что такое кредитный договор. Мне дали какие-то бумаги, я их подписал, не глядя.

Через несколько дней деньги пришли на завод, а ещё через два я получил станок.
Он обошёлся в 5700 рублей, а уже через 15 дней работы мы выпустили на нём продукции на 6,5 тысяч. Я отвёз её в Москву, сдал в центральный московский магазин автозапчастей. И через месяц рассчитался с кредитом.

— Шесть тысяч рублей в 90-м году были большими деньгами?

— На момент, когда я уходил с завода, зарплата у меня была порядка трёх тысяч. По тем временам это была отличная зарплата. Такую на заводе получали человек сто. Оклад инженера без надбавок и премий начинался рублей с девяноста. Зарплата в 200 рублей считалась по городу хорошей.

— Но на одном станке вы не остановились?

— Дальше появился спрос. Мы начали развиваться. Сначала на арендованных площадях.

Некоторые ребята, с которыми мы начинали, работают со мной и сейчас. В начале 90-х с кадрами проблем не было. На заводах переставали платить, и можно было пригласить к себе любого специалиста. С оборудованием тоже вопрос не стоял. Очень часто его продавали по цене металлолома. Нового на заводах было много. Выбирай деталь, технологию, покупай оборудование и работай. Налоги были 10% с оборота, а первый год — 2%. А сегодня с каждого рубля зарплаты почти 90 копеек разных налогов.

Это была постоянная учёба. Бизнес — это как интеллектуальная игра. Если ты сообразил в нужном направлении, будешь развиваться и работать. Если что-то пропустил, можешь прогореть. Это интересная игра. Побеждает, кто больше знает.

— Как ваше предприятие пережило кризисные годы?

— В 1998-м резко поднялся спрос на все товары. Я полгода не успевал выполнять заказы. Деньги стали переводить с предоплатой. Кризис затронул тех, кто имел дело с валютой. У нас же рост заказов был сумасшедшим. Покупатели новые появлялись, как грибы после дождя.

В 2008-м наоборот случился ужас, потому что брали много кредитов. Проценты выросли, объёмы заказов упали. У меня в январе-феврале 2009-го года обслуживание долга по кредитам составляло почти половину фонда заработной платы. Я не знаю, как мы прошли этот этап, было очень сложно. Я просыпался в пять утра от мысли, чем я буду платить зарплату?

Последний кризис нас не затронул. Помня опыт 2008-го года, я с валютой никаких дел больше не имел.

— Что же, опыта в бизнесе и производстве у вас действительно много, причём самого разного. Но как родилось желание баллотироваться в Госдуму?

— Жизнь такая разнообразная! Бизнес интересен сам по себе, но сил от меня требует всё меньше. Текущей работой у меня занимается сын, а перспективой — я. Ищу новые решения, стараюсь не прогореть, не разориться.

Политика ещё более опасное дело, чем бизнес. Первая попытка разобраться в ней была в 2008-м. И, по-моему, у меня неплохо получилось.

Уезжать жить в Москву я не собираюсь. В Рыбинске буду более эффективным. Мне здесь людей — два-три человека — легче набрать. Они будут гораздо грамотнее. В моём штабе все работают бесплатно, потому что денег на выборы у меня не хватает. Кампанию провожу на пенсию и часть собственных накоплений.
Госдума — это другие возможности.

У меня есть программа. Она называется просто — «Программа Бориса Логинова». Я предлагаю рациональную экономику. Пытаюсь понять, зачем мы совершаем те или иные поступки, куда тратим деньги? Нельзя развиваться, когда ты человека раздел, и он идёт голый. Мы граждан России раздели, у них упали доходы, а мы говорим, что не растёт ВВП. Покупать некому.

Мы изолировались от всех. Сегодня в изолированной системе невозможно развиваться. Такое было возможно при Сталине, когда основным оружием были лопата и тачка. Но сегодня любую деталь можно сделать 20-ю разными способами. Глобальнее стал мир, а мы хотим от него отделиться. Но это же глупость!

Одно из моих предложений: ряд кредитов нужно выдавать под 0%. Во всем мире они дешёвые. Но если мы начнём выдавать их через банки, то я боюсь, что их все украдут. Я предлагаю выдавать их через муниципалитет.

— Отмена некоторых налогов, бесплатная раздача земли, беспроцентные государственные кредиты: ваша программа достаточно резкая. Так, наверное, подумает каждый, кто её впервые прочитает. В вопросах экономики вы — радикал?

— Если ничего не делать, то ничего не будет делаться. Была система, она лопнула, стала разваливаться. Чтобы её восстановить, необходимо принять какие-то радикальные меры. Если мы начнём прямо завтра: поменяем налоговую систему, загоним в город не 4,5 миллиарда рублей, а восемь, то у нас будет совсем другой город! И это возможно. Я ничего не изобретаю, просто смотрю на опыт других стран.

Если удвоить бюджет города, то уйдёт масса проблем с уборкой, плохими дорогами. Мэрия будет лучше работать. Город будет развиваться. Нельзя ничего сделать без денег. А получить их можно, перераспределив налоги между регионом и городом в пользу последнего.

— Но большинство людей полагают и, возможно, не без оснований, что нельзя просто так взять и отменить налоги и бесплатно раздать землю. Не боитесь обвинений в популизме?

— Не боюсь. Это не популизм, а реальный выход из сложившейся ситуации. Один из пунктов моей программы: коммерческие кредиты города необходимо заменить бюджетными. Это будет первый закон в Госдуме, который я буду продвигать. Хоть города немного вздохнут, а мэры останутся на свободе. Невозможно сейчас не вступать в какие-то сомнительные отношения, работая мэром.

Город может сам зарабатывать. Нужно заменить НДС на налог с продаж. Сразу подешевеют товары. А то получается, что чем выше у тебя качество продукции, тем больше ты платишь налог. У меня рентабельность, чтобы нормально развиваться, должна быть 25%, а получается максимум пять. И на что я должен покупать оборудование?

Компания Ford в США имеет портфель кредитов размером с годовой объём выпуска, под 0,5% годовых. Я бы с удовольствием взял такой кредит.

— В одном из своих интервью вы сказали «Богат Рыбинск — богато и его население. У нищего Рыбинска нищие жители». Как сделать город богатым? У вас есть рецепт?

— Моя цель будет выполнена, если народ будет жить лучше. Весь народ. Потому что выделиться одному непросто. А если все вокруг будут жить лучше, то будешь лучше жить и ты. Рядом с богатым жить хорошо, а с нищим — плохо.

Когда ничего не читаешь и не смотришь, то ничего не понимаешь. Я всегда считал, что самая неорганизованная страна Италия. До тех пор, пока там не побывал. Езжу туда в горы. Вот простой пример: снегопад идёт, полметра за ночь навалило. А я встаю в семь утра на зарядку, выбегаю, а дороги и тротуары все чистые. Так организовано. Никто снег не возит на машинах, как у нас. Трактор его в реку, и всё. А мы везём куда-то. Потому что люди там думают постоянно. Чиновники больше думают, чем все остальные. А для наших же что главное? Чтобы начальник его не отругал. Поэтому у них такая психология.

У меня позиция всегда одна: если все хорошо, то это заслуга моего коллектива. Если всё плохо, то виноват один я — неправильно организовал, не того поставил, либо не научил работать. И мне не надо никаких виновных искать.

Последние два месяца я посвятил политике, убеждаю избирателей, что я самый лучший кандидат. Выбирайте меня, тогда обязательно появится перспектива.

Все фото сделаны в 2016-м году

Предвыборная агитация. Материал подготовлен 02.09.2016 штабом кандидата в депутаты Государственной Думы 7-го созыва по 195-му одномандатному округу Логинова Бориса Алексеевича. Размещение оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы 7-го созыва по 195-му одномандатному округу Логинова Б. А.

Поделиться мнением