В этом году Рыбинск впервые отмечает День Победы в статусе Города трудовой славы. Вклад тех, кто в тылу трудился ради Победы, поистине велик. Они не жалели сил, работали в тяжелейших условиях, делали порой, казалось бы, невозможное.
К началу Великой Отечественной Ярославская область была одной из ведущих областей Центрального промышленного района. На её территории — тогда она была больше, чем сейчас — работали 590 крупных предприятий.
На первом месте по развитию промышленности находились машиностроение и металлообработка.
Крупнейшее предприятие Рыбинска — завод №26 (ныне — «ОДК — Сатурн») — с 1928-го года приступил к освоению мотора М-17 для многоцелевых разведчиков-штурмовиков Р-5 и тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1. Двигатель имел танковую и лодочную модификации.
Позже первым авиационным двигателем, разработанным в Рыбинске, стал М-103. Его устанавливали, в том числе, на скоростные бомбардировщики СБ-2бис. До начала Великой Отечественной рыбинские моторостроители собрали более десяти тысяч двигателей этой модификации. В предвоенные годы, по указанию Иосифа Сталина, на предприятии сконцентрировались на разработке и производстве моторов М-105. Ими оснащались новейшие для того времени истребители Як-1, Як-7, а также самолёты других типов.
К возможной эвакуации на предприятии начали готовиться ещё до начала Второй мировой войны. Эта работа велась секретно, создавали заводы-дублёры, которые осваивали аналогичное производство. Так, для производства авиамоторов М-105 дублирующим стал, в том числе, уфимский завод №384.
К началу 1941-го года 26-й завод представлял собой более 70-ти тысяч квадратных метров производственных площадей. Количество станков превышало 3,5 тысячи, число работавших — 27712 человек. С первых дней Великой Отечественной Рыбинск перешёл на военное положение. Работа моторостроительном заводе была приравнена к военной службе. Парк напротив предприятия превратили в территорию для бомбоубежищ, каждое из которых закрепили за определёнными цехами.
— Завод работал в необычайно нарастающем ритме, выпуская огромное, никогда до этого невиданное количество крайне востребованных авиационных моторов, — позже вспоминал Пётр Лаврентьев, бывший тогда директором предприятия.
Приказ об эвакуации в Уфу поступил в ночь с 15-го на 16-е октября 1941-го. Стояла задача снять и погрузить в железнодорожные вагоны всё уникальное оборудование, оснастку, приспособления и инструменты, силовые кабели, материальные склады, сырьё и полуфабрикаты. Оборудование отправляли в основном ночью, чтобы скрыть сам факт эвакуации от врага. При этом станки работали буквально до последнего. Основную работу по отправке оборудования выполнили в рекордные сроки — за десять дней.
Из-за огромной железнодорожной пробки в районе Куйбышева (ныне — Самара) многим работникам пришлось добираться до Уфы по Волге и Каме. Одна баржа принимала на борт не менее семисот человек. Последние суда отправились в начале ноября. Навигация на Волге к тому времени уже завершилась, бакены были убраны. Поэтому двигались только днём. Не все баржи смогли добраться до пункта назначения— реку сковало льдом.
Заводчан до Горького довезли с помощью грузового транспорта. И только в декабре эшелоны доставили их в Уфу. Три тысячи вагонов, 25 барж — столько потребовалось для того, чтобы перевезти на Южный Урал оборудование и личный состав рыбинского предприятия. Из Рыбинска прибыли 14,5 тысяч рабочих, более полутора тысяч инженерно-технических работников и 1300 служащих.
На запуск завода-гиганта ушло всего шесть недель и за 1942-й год предприятие выпустило чуть более 10000 авиамоторов серии М-105.
Мотор М-105 стал самым массовым авиационным двигателем Великой Отечественной войны. Больше всего их было выпущено в Уфе — 51179 штук. Почти на каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский двигатель. Им оснащали истребители и бомбардировщики Яковлева, Лавочкина, Петлякова. В 1945-м году заводу № 26 присвоили орден Красного Знамени.