Морской транспорт вооружения «Геннадий Дмитриев» — самое большое судно, построенное на рыбинском заводе «Вымпел» за его 90-летнюю историю — спустили на воду второго июня. Сложная инженерная процедура прошла идеально: без проблем и внештатных ситуаций. «Без единой царапинки», — с гордостью говорят рабочие и фотографируются на фоне огромного судна, пришвартованного вдоль причальной стенки.
С рассветом, в половине шестого утра, «Геннадий Дмитриев» начал плавное движение по рельсам в сторону Волги. В 11.17 корма судна коснулась воды, а уже в 14.30 его полностью поставили на воду.
— Это событие — своеобразный поворот в новое для нас русло в плане компетенций, прежде всего, интеллектуальных. Строить маленькие катера — одно дело, которое «помещается» в голове. Строить такого красавца — совершенно другое дело, — говорит управляющий директор судостроительного завода «Вымпел» Евгений Норенко. — Всё оборудование, которое изготовили для спуска судна, сделано на предприятии впервые. То, что мы способны успешно организовать и провести такую операцию, несомненно, повлияет и на заказчиков. Мы доказали, что нам можно доверять такое строительство. А это совершенно другая экономика, другие горизонты, новый виток в развитии предприятия.
Судостроители подчёркивают: судно уникально не только своими габаритами. Для его спуска пришлось разрабатывать целую спецоперацию, продумывать каждый этап до мельчайших подробностей.
— Надо сказать, что спуск таких судов сам по себе уникален для «Вымпела»: у нас спуско-подъёмное устройство сделано для малотоннажных судов — оно продольное. Суда, подобные «Геннадию Дмитриеву», спускают на поперечных устройствах, как на «Верфи братьев Нобель», где суда такого тоннажа съезжают в воду бортом, — объясняет Норенко.
Для спуска морского транспорта вооружения рыбинские судостроители разработали и построили спуско-подъёмный поезд — механизм массой более двухсот тонн. Уровень достройки судна пришлось ограничить до 2200 тонн, чтобы не перегрузить систему.
— Для того, чтобы гарантированно спустить морской транспорт вооружения, нам требовался низкий уровень воды, чтобы судно ушло как можно дальше в сторону акватории реки. Далее мы договаривались с нашим гидроузлом о повышении уровня, чтобы судно могло всплыть. Планировали, что уровень воды нужно поднять примерно на два метра, фактически потребовался подъём менее метра для того, чтобы судно поднялось с кильблоков, — рассказывает начальник конструкторско-технологического управления Дмитрий Петров.
Обычно судостроители трактором стягивали суда и корабли до наклонного спуска, откуда они уходили в воду. «Геннадия Дмитриева» тащили стягивающими лебёдками, перетягивали через перевал к спусковой поверхности, потом медленно спускали сдерживающими лебёдками кормой вперёд.
— Умные люди не зря говорят: «Вершина одной горы — это подножье следующей». Предстоит немало работы: сейчас мы определимся по осадке, времени перевода на южную сдаточную базу, где пройдут швартовочно-ходовые испытания, — планирует Норенко.
Сейчас судостроители продолжают работу по строительству «Ламантина» для погранслужбы и «Грачонка» для Министерства обороны России. В эллингах достраивают «Молнии» для Каспийской флотилии и гидрографическое судно. Уже в ближайшее время на «Вымпеле» появится судно, аналогичное «Геннадию Дмитриеву»: его привезут с «Верфи братьев Нобель» для достраивания.
— Мы готовимся повторить всю операцию, но в обратном порядке: нам нужно будет поднять судно и закатить его в эллинг. Процент готовности у него меньше, но и заложили его на год позже, — говорит Евгений Норенко. — В следующем году, примерно в это же время, мы планируем спустить на воду уже второй морской транспорт вооружения.