Мы любим качественные товары. Большинство предпочтёт корейский телевизор китайскому, иномарку — отечественному авто, а одежду — с известным лейблом. Примерно то же самое происходит и в авиации. Покупая самолёт или двигатель, авиакомпания должна быть уверена, что он хороший. Только в отличие от бытового сегмента простых обещаний продавца и яркой рекламы здесь недостаточно. Соответствие стандартам нужно подтверждать сертификатами. И чем их больше, тем лучше.

Люди, далёкие от «кухни» крупных предприятий, управление качеством воспринимают довольно просто. Как правило, представляют несколько сотрудников, которые проверяют соответствие выпускаемой продукции определённым требованиям. Это верно, но лишь отчасти: среди большой службы по качеству есть группа, которая занимается работой на перспективу. Их задача — получение тех самых сертификатов, которые позволят предприятию выходить на новые рынки. О тех, кто создавал и создаёт такое будущее для НПО «Сатурн» — расскажем сегодня в «Заводных практиках».


Служба качества — это без малого тысяча человек, во главе которых стоит директор по качеству Александр Петров. Он пришёл на «Сатурн» в 2002-м.

Александр Петров:

«Разделение по численности очень разное: сертификацией занимаются только порядка 50-ти человек из 970-ти, работающих в нашей службе. Это те люди, которые сконцентрированы на будущем. Перед началом производства чего-либо мы прорабатываем рынок. На каждый вид деятельности есть свой вид лицензий или сертификатов. И он в каждой стране отдельный, за исключением Евросоюза. В ЕС работает Европейское агентство авиационной безопасности — EASA. Оно объединяет все страны союза».

За этой англоязычной аббревиатурой кроются огромные возможности: любое сотрудничество российских авиастроителей с Европейским союзом возможно только при наличии сертификата EASA. Получение такого сертификата — очень сложный процесс, сильно отличающийся от аналогичных процедур в других странах.

Например, для оформления документов ряда стран необходимо буквально несколько дней и один визит гостей из-за рубежа таковы регламенты и требования, тогда как подготовка к сотрудничеству с Евросоюзом занимает целые годы, — уточняет Петров.

На этом моменте к нашей беседе присоединяется Борис Ветров, заместитель директора по качеству, курирующий двигатели для гражданской авиации. Свой путь на «Сатурне» он начинал в 1997-м технологом в механосборочном цехе. В 2003-м году, сменив профиль, перешёл в службу качества и занимался сертификацией производства двигателя SaM146 в EASA.

Над тем, чтобы российские самолёты с рыбинскими двигателями продавались в Европе, «Сатурн» начал работать в 2009-м, а сертификат получил только в 2012-м. Долгих три с половиной года команда «Сатурна» занималась реализацией этого процесса.

Даже подготовка к подаче заявки — отдельный большой путь и колоссальный труд. По словам Бориса Ветрова, предприятие сначала пыталось добиться одобрения от EASA по факту соответствия предприятия российским требованиям. Вели переговоры в Кёльне, Москве.

Борис Ветров:

«Потом мы поняли, что процесс застопорился, и подали заявку на прямую сертификацию. Потом была ещё череда  встреч, где мы объясняли, кто мы такие и представляли нашу систему качества. Кроме этого, параллельно мы сделали полное описание производственной организации. Это специальный документ, описывающий все процессы внутри, которыми предприятие обеспечивает требования EASA».

Александр Петров:

«Пришлось по требованию специалистов EASA даже частично изменить нашу систему качества. Чтобы оценить нас, им понадобилось три визита. Они приезжали каждый раз на два-три дня, чтобы тщательно осматривать разные элементы производства: за один раз всё не охватишь.

Первый визит вспоминается случившимся казусом. Ехали из Москвы в Рыбинск в зимнюю стужу на автомобиле наши гости немец, исландец, а за рулем русский водитель, и вдруг застряли в дороге. Пока русский ходил по домам, чтобы попросить кого-то вытолкнуть забуксовавшую машину, исландец бурно выражал удивление русскими морозами. В итоге все закончилось благополучно, но исландец пообещал, что больше в Россию ни ногой. И хотя он был закреплён за нашим проектом, он действительно больше ни разу не приехал».

По договорённости с европейцами, официальное подписание документа состоялось 12-го апреля 2012-го, в День космонавтики.

Без преувеличений сертификацию EASA можно назвать прорывом для всей авиационной промышленности России: никто в стране ранее не доходил до этого уровня, и «Сатурн» стал локомотивом для многих производств.

Теперь у нас даже нет потребностей в получении каких-то других сертификатов, потому что признание и сертификат EASA принимается всеми действующими и потенциальными заказчиками, — уточняет Петров.

Рыбинское предприятие получило и очень важную привилегию от EASA, которая позволяет самостоятельно осуществлять финальную проверку двигателей и сразу передавать их покупателям, а также проводить их ремонт. Послепродажное обслуживание — большая, если не львиная часть доходов предприятия. Именно со стартом ремонтных программ новые двигатели выходят на окупаемость. Для SaM146, как ранее заявлял директор этой программы Михаил Берденников, она должна наступить в 2021-м году.

Но значит ли это, что работа проделана, и службе качества теперь можно расслабиться? Александр Петров не может сдержать улыбки, потому что сама основа его профессии говорит обратное.

Александр Петров:

«В управлении качеством есть главный принцип: нет предела совершенству. Непрерывное улучшение качества — одна из целей любой уважающей себя компании. Мы постоянно поддерживаем контакт с европейскими коллегами, и мы должны уведомлять их, если у нас что-то меняется в системе качества. Они всегда могут приехать и проверить что-то. Раз в год сертификат нужно подтверждать, поэтому работа идёт постоянная. EASA нужно всегда быть уверенными в качестве НПО “Сатурн”, и мы готовы дать им эту уверенность».

Визит комиссии EASA 13-го марта 2014-го. Фото Алексея Ленёва.
Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством
Управление качеством
kachestvo (1)kachestvo (2)kachestvo (3)kachestvo (4)kachestvo (5)kachestvo (6)kachestvo (7)kachestvo (8)kachestvo (9)kachestvo (10)

Уже точно известно, что достижение рыбинского предприятия пригодится пермским двигателестроителям. ОДК-Пермские моторы — бывший Пермский моторный завод — тоже начал работу по сертификации EASA, но в отличие от «Сатурна», им есть, у кого спросить совета. Не случайно предыдущего директора по качеству НПО «Сатурн» Сергея Антропова, возглавлявшего службу более шести лет, недавно назначили директором по качеству всей Объединённой двигателестроительной корпорации.

Служба качества рыбинской компании появилась 23 года назад, и многие из тех, кто налаживал её работу, трудятся здесь до сих пор. Новичков приходится учить самостоятельно, потому что…

— …нет в России и не было людей, которые уже проходили сертификацию EASA, мы все вместе бились об эти углы, набивали шишки и протаптывали дорожки, — заканчивает фразу Александр Петров.

Теперь эти дорожки должны стать широкой взлётной полосой, по которой пойдут на взлёт российские самолёты.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: