В первый по-настоящему жаркий летний день, девятого июня, перед зданием опытно-конструкторского бюро НПО «Сатурн» было многолюдно. Играл Муниципальный духовой оркестр, а разновозрастная аудитория — ветераны и работники, школьники и студенты — прятали в тень цветы, с волнением сжимая их в руках. Событие, ради которого все собрались, ждали особенно. Памятная доска в честь главного конструктора Петра Колесова вот-вот будет открыта.
Роман Храмин, генеральный конструктор НПО «Сатурн»:
«Сегодня мы вспоминаем наших отцов. Пётр Алексеевич был одним из тех людей, которые создавали авиационную промышленность. Он руководил КБ без малого четверть века и создал научно-технический задел, которым пользуются до сегодняшнего времени».
Сын Петра Колесова Михаил и Роман Храмин убрали атласное белое полотно и под аплодисменты открыли мемориал.
Пётр Колесов родился в 1915-м году в селе Емельяново Калининской области в семье сельского учителя. Конструировать двигатели мечтал с детства и после семилетки, в 14 лет, уехал в Москву. Полвека трудовой жизни начались с должности техника в ЦИАМе. В 1941-м Колесов закончил МАИ и уже тогда считался среди коллег сильным конструктором. Пять лет он работал в Воронеже на моторном заводе № 16, где тогда создавали самый мощный в стране поршневой двигатель. Вскоре его в составе опытно-конструкторского бюро под номером 250, возглавляемого Владимиром Добрыниным, перевели в Рыбинск, на завод № 36 — так в те годы назывался «Сатурн».
Через год опытно-конструкторское бюро под номером 250, возглавляемое Владимиром Добрыниным, перевели в Рыбинск, на завод № 36 — так в те годы назывался «Сатурн».
Владимир Галигузов, работавший главным конструктором Рыбинского конструкторского бюро моторостроения с 1984-го по 1988-й, вспоминает Петра Колесова человеком сильным и до конца преданным своему делу.
Владимир Галигузов:
«Это здание, на котором теперь находится памятная доска, изначально предназначалось для агрегатного завода. Построена была коробка, и больше ничего не было. Пётр Алексеевич добился того, что здание передали ему, и началось строительство. Должность главного конструктора, особенно в то время, требовала больших физических и нравственных сил. Это помещение, площадь перед ним и прилегающая территория — его личный труд. Мы и наше будущее поколение обязаны помнить, что Пётр Колесов — основоположник Рыбинского конструкторского бюро».
На счету Колесова действительно много достижений. Одно из первых — создание в конце сороковых под руководством Владимира Добрынина двигателя ВД-4К для дальнего стратегического бомбардировщика Ту-85. За него группа сотрудников РКБМ получила Сталинскую премию.
Валерий Полетаев, ректор РГАТУ имени Соловьёва:
«Дело, которому служил Пётр Колесов, и которому сегодня служим все мы, — исключительно благородное. Оно важно для государства. Пётр Алексеевич всё время рос как профессионал и как личность, потому что ставил перед собой задачи до него нерешаемые. Но главное, что такие люди оставили для нас дом и среду, в которых мы можем продолжать их дело. И это замечательно, что мы помним и чтим память своих учителей».
В конце 50-х госиспытания выдержал двигатель ВД-7. После на его базе под руководством Колесова разработали мотор для первых сверхзвуковых отечественных самолётов. Он же стал самым мощным турбореактивным двигателем в мире.
Генрих Сабаев, работавший в КБ с 1958-го года и занимавший в 1989-1998 годах пост первого заместителя генерального конструктора, вспоминает:
«В книге „Опережая время“, которая написана на основе воспоминаний ветеранов КБ, сказано, что Пётр Алексеевич работал на опережение. Та материально-техническая база, которая создана специалистами КБ при нём, стала основой российского двигателестроения. Однажды он сказал мне, начальнику отдела перспективы: „Имей в виду, за вертикально взлетающей авиацией будущее“. Так и вышло. Я бы очень хотел, чтобы поколение конструкторов, которое работает в этом прекрасном здании, продолжало работать в направлении, задуманном Петром Алексеевичем».
Важные ступени в карьере Колесова — создание подъёмных двигателей для самолётов вертикального взлёта и посадки и мотора для первого отечественного пассажирского сверхзвукового самолёта ТУ-144Д. Колоссальный вклад в авиамоторостроение, сделанный Колесовым, сложно переоценить. Он отдавал почти всё своё время работе, а семья ждала редких минут отдыха, чтобы побыть с мужем и отцом.
Михаил Колесов:
«Пётр Алексеевич рано начал самостоятельную и трудовую жизнь, но когда после курсов поступал в институт, уже прекрасно знал, что ему нужно изучить наиболее глубоко. После учёбы его заметил Владимир Добрынин. Отца сразу выдвинули на должность ведущего конструктора, а в 30 лет он уже стал главным. В 34 года получил государственную премию СССР, что само по себе уникально. Он пользовался уважением не только своего коллектива, но и других ведущих конструкторов страны: Туполева, Мясищева, Алексеева. Под его началом начинали работать Владимир Ширманов, Сергей Мешков и Александр Новиков, которые прославили ОКБ на других предприятиях. На примере таких людей стоит воспитывать детей».
Праздничную акцию, посвящённую открытию мемориальной доски Петру Колесову, закончили коллективной фотографией, которая по массовости могла бы посоревноваться за первое место в городе.
Родственники Петра Алексеевича высказались за создание общего памятника двум главным конструкторам РКБМ — Колесову и Добрынину. С предложением установить памятник на территории города планируют обратиться к администрации Рыбинска.
Авторы идеи хотят, чтобы, глядя на него, все горожане могли вспоминать трудовые подвиги двух выдающихся конструкторов, прославивших Рыбинск на всю страну и за её пределами.