В Ярославской области намерены заключить концессию в сфере обращения твёрдых бытовых отходов. Её результатом станет сокращение полигонов в регионе с существующих десяти до одного, отвечающего всем требованиям закона. Одним из тех объектов, которые вынуждены будут закрыться, станет полигон «Аксёново», расположенный недалеко от Рыбинска. Такие планы озвучили представители областного органа исполнительной власти на заседании Облдумы.

По словам зампреда регионального правительства Татьяны Потёмкиной, выступавшей перед депутатами, если ничего не предпринимать, то полигоны всё равно придётся закрыть, потому что объекты либо исчерпают вместимость, либо не будут соответствовать требованиям. В результате на всю область останутся полигоны в Некоузе, Большом Селе и Данилове. Их мощностей не хватит для обеспечения потребностей в захоронении твёрдых бытовых отходов. К тому же, в 2031 году 100% мусора в Ярославской области должно проходить сортировку, а захоранивать можно будет не более 61% от общего объёма.
Выходом, который по мнению регионального правительства поможет избежать мусорного коллапса, станет заключение концессионного соглашения. Но не простого, а с государственным участием. Для этого Ярославская область подала заявку на вхождение в пилотный проект федерального правительства. Отбор прошли 19 регионов, в том числе и наш. Как победитель он может рассчитывать на средства, выделенные Российским экологическим оператором под 7,6% годовых, а также разрешение заключить концессионное соглашение в упрощённом порядке — без проведения конкурса.
К будущему концессионеру тоже есть требования: он не должен быть частным, а доля, принадлежащая региону, не может быть менее 50%. Соглашение решили заключить с АО «Скоково». Компания полностью принадлежит областному правительству, а на её действующий полигон свозят около половины бытовых отходов региона.
— Соглашение подразумевает реконструкцию полигона «Скоково». Там мы создадим единый комплекс по сортировке, утилизации и захоронению отходов, — поделилась планами Татьяна Потёмкина. — Проект обеспечит все требования законодательства, касающиеся очистных сооружений для фильтрации, системы дегазации, участков для хранения грунта, шин, бетона. Это будет современный полигон, срок работы которого увеличится не менее чем на 25 лет.
Первый этап — его планируют завершить к концу 2028 года — потребует вложений в размере 2,9 миллиарда рублей. Второй этап будет включать в себя строительство участков по сортировке мусора мощностью 60 тысяч тонн в год. Его реализация займёт ещё год и обойдётся в 3,5 миллиарда.

Утилизировать отходы намерены путём компостирования, получая при этом техногрунт. Более качественный «продукт» планируют использовать для нижних слоёв строящихся дорог, менее качественный — для пересыпки тела полигона.
Вложения в объект отразятся на тарифе. Его активный рост, по словам Татьяны Потёмкиной, продолжится в течение 12 лет — за такой срок предстоит вернуть средства и проценты. В 2026 году увеличение должно составить 20 рублей с человека, а к 2032 году достичь 175 рублей. Затем, возможно некоторое снижение тарифов.
— С момента прихода «Хартии» тариф на мусор вырос более чем в пять раз. Нам обещали реконструкцию, а фактически ничего не поменялось, — напомнил о предыдущей мусорной реформе депутат Сергей Хабибулин. — Почему вы считаете, что сейчас произойдёт что-то хорошее, и готовы взять кредит, который ляжет на всех жителей области?
Татьяна Потёмкина возразила, что в соглашении с региональным оператором не предусмотрена реконструкция полигона, в отличие от концессионного соглашения, которое обязывает провести эти работы.
Депутат Илья Осипов поинтересовался, как в правительстве оценивают заключение Контрольно-счётной палаты, выданное на обсуждаемый проект. КСП предполагает наличие вероятности того, что, подписывая концессионное соглашение, бюджет понесёт дополнительные расходы.
— Мы не знаем какие будут тарифы. Нет территориальной схемы обращения, мы её не видим. Если она будет другая, тогда у «Скоково» не будет того объёма выручки, который заявлен. У КСП нет оснований предполагать, что будет именно так, как вы заявляете, — настаивал Осипов. — У вас есть план «Б», если КСП окажется права и оптимистические прогнозы не сбудутся?
— Вы про возникновение межтарифной разницы? — уточнила зампред. — Будем оплачивать, а как по-другому?
Представитель Рыбинска Руслан Полкуев поинтересовался, не закроют ли ещё один рыбинский полигон — «Глушицы» — куда привозят строительные, промышленные и прочие отходы. Татьяна Потёмкина успокоила, что речь идёт только о полигонах, где складируют бытовой мусор. Второй вопрос Полкуева касался полигона «Аксёново», о модернизации которого ранее говорили неоднократно.
— Мы прорабатывали вариант с перерабатывающим заводом в Аксёново, но отказались. Полигон сейчас почти исчерпал свою мощность. Остаточной вместимости практически не осталось. У нас были сомнения, что мы даже к 2030 году сможем обеспечить его реконструкцию, — объяснила Татьяна Потёмкина. — Просчитали сколько будет стоить его реконструкция — получилась баснословная сумма. А при учёте того объёма, который принимает рыбинский полигон, выходит большая нагрузка на тариф, очень большая нагрузка на бюджет.
Заинтересовал депутатов и рост тарифа, который предусмотрен для «Скоково» после заключения концессии. Если в 2028 году за одну тонну мусора полигон будет получать около 600 рублей, то с 2029 года — в этот период должен начаться процесс утилизации — стоимость вырастет до 11,4 тысячи рублей. У зампреда даже переспросили, не скрылась ли в её презентации опечатка. Нет, никакой опечатки, — годовой рост тарифа для полигона составит 1875,3%.
— В результате концессии мы рискуем получить «мусорного» монополиста, который будет стремиться максимально компенсировать свои издержки, раздувая тариф, — высказался перед голосованием Илья Осипов. — Помните, что в случае с концессией наша задача — не деньги получить, не отчитаться, а реализовать её. Пока же получается, что концессия в Переславле не реализована, концессия в Ростове не реализована, концессия в Рыбинске не реализована, трамвайная концессия — единственный пример реализации. Но и то не без уголовных дел. Жизнь показывает, что иногда всё идёт не так, как запланировано. План «Б» всегда должен быть.
За согласование концессии проголосовали 32 депутата, против — всего шесть.
-
одной концесии мало хватило, надо ещё.
-
"Утилизировать отходы намерены путём компостирования, получая при этом техногрунт. Более качественный «продукт» планируют использовать для нижних слоёв строящихся дорог, менее качественный — для пересыпки тела полигона." Интересно авторы презентации проекта и данной заметки знают точное значение термина "компостирование".? ИИ в Гугле Хром дает"Компостирование — это естественный процесс ускоренного разложения органических отходов (пищевых остатков, садового мусора) микроорганизмами и дождевыми червями, превращающий их в богатую питательными веществами почву, называемую компостом". И это в основание дороги?. Если писать то писать надо точно. Это не простой вопрос и от правильного его решения зависит жизнь большинства из нас.