Жаркие споры в последние годы бывают в Муниципальном Совете Рыбинска нечасто. А на декабрьском заседании комиссии по местному самоуправлению градус обсуждений оказался высок. Причём разногласия возникли вокруг проекта, внесённого не администрацией, как это происходит в большинстве случаев, а самими депутатами. Докладчиком по вопросу выступала председатель Светлана Кочегарова.

— Мы проработали длительное время, и назрели некоторые вопросы в работе аппарата Совета, — сообщила коллегам председатель. — В целях оптимизации деятельности аппарата и совершенствования его штатной структуры, устранения неопределенности в подчинённости сотрудников, предлагается ввести полную ставку консультанта-юриста и выделить должность начальника отдела — главного бухгалтера в самостоятельную структурную единицу.
Светлана Кочегарова пояснила, что решение потребуют «определённых финансовых изменений».
— На данный момент у нас с вами в структуре по целевой статье о депутатах числится одна единица заместителя председателя, а по депутатским расходам существует статья компенсации, которую мы с вами увеличили до семи с половиной тысяч. Для того чтобы внести изменения по финансовой части, нам нужно сначала изменить структуру, а вторым этапом — содержание целевых статей по оплате, добавив средств на содержание половины ставки юриста, — объяснила Кочегарова.
Напомним, решение о сокращениях ставок рыбинские депутаты принимали около года назад. Сейчас штатное расписание аппарата насчитывает четыре с половиной единицы. Это начальник отдела и его заместитель, начальник отдела — главный бухгалтер, специалист первой категории, а также полставки консультанта-юриста.
— Помимо сокращения ставки юриста, мы с вами сокращали половину ставки пресс-секретаря, — обратился к председателю Максим Мясцов. Депутата поправили, что ставку сократили вовсе. — Я на этой неделе два раза пользовался услугами пресс-секретаря, мы как это оплачиваем?
Светлана Кочегарова пояснила, что пресс-секретарь числится в штате Общественно-культурного центра Рыбинска, а за Муниципальным Советом «закреплена на полную ставку».
— Наш Совет непоследовательные решения принимает, сначала мы по сути людей лишаем работы, а потом восстанавливаем, — выступил зампред Совета Александр Сивков, а когда Светлана Кочегарова с ним согласилась, уточнил: — на сколько в рублях вы планируете увеличить полставки юриста и бухгалтера?

Председатель пояснила, что затраты на главбуха не увеличиваются, предлагается лишь сменить подчинение, выделив в структуре бухгалтерский отдел. Александр Сивков попросил обратить внимание на цифры: в 2025 году на нужды Совета в бюджете города было заложено девять миллионов рублей, а на 2026-й запланировано уже 11.
— Сюда входит компенсация депутатам, которая была распределена с должности заместителя. А поскольку у нас должность заместителя из штатного расписания не ушла никуда, запланировать финансовое обеспечение на 2026 год на неё мы обязаны, — объяснила Светлана Кочегарова. — А для того, чтобы профинансировать половину ставки юриста, нам нужно 763 тысячи рублей дополнительно на год.
Депутат Владимир Пахарев напомнил, что год назад инициатива изменения штатного расписания шла от него, но в его проекте было лишь упразднение разделения на отделы, чтобы не дробить и без того небольшую структуру аппарата Совета. Но в итоге, по словам депутата, принимать предложили другой проект, где были предусмотрены сокращения, в том числе и половины ставки консультанта-юриста.
— Тогда у меня не было предложения по сокращению консультанта-юриста, и я согласен, что ставку нужно вернуть. Но зачем нужно создавать отдел для главного бухгалтера? Что мешает ему оставаться в структуре орготдела? — задал вопрос Владимир Пахарев. — Второй момент — по строке «депутаты» могут рассматриваться только средства на компенсацию затрат, а также на депутатов, которые работают на постоянной основе. Прежде чем выходить к нам с бюджетом, департамент рассматривает штатное расписание с затратами на Совет. Вы предоставили им штатное расписание с должностью заместителя председателя? Так это незаконно, так как депутатом на постоянной основе может быть председатель, заместитель или просто депутат. В каждом случае Совет принимает отдельное решение. Решения о принятии на работу кого-то из них нет, значит и оснований подавать штатное расписание нет, и закладывать эти средства в бюджет оснований нет.

Владимир Пахарев попросил предоставить ему штатное расписание, в котором значится зампредседателя, работающий на постоянной основе, и пообещал приложить этот документ к письму, которое он направит в прокуратуру.
— У нас с вами были в штатном расписании председатель и заместитель. Поскольку Уставом города определено, что председатель работает на непостоянной основе, в штатном расписании остался один заместитель. Его оттуда никто не убирал. Штатное расписание мы с вами не изменяли, и не заложить средства на единицу, которая там есть, мы не имеем права, — парировала Светлана Кочегарова.
Но Владимира Пахарева такой ответ не устроил.
— В бюджете по этой строке стоúт 1,95 миллиона. По вашей логике, в эту сумму «заложен» и заместитель. А сейчас вы увеличиваете её ещё на два миллиона, и ссылаетесь опять на этого же заместителя? — поинтересовался депутат.
Светлана Кочегарова ответила положительно, пояснив, что в 2025 году эти средства были передвинуты на повышение компенсации депутатам.
— Когда мы повышали компенсации, то разговор шёл о том, что если кто-то изъявит желание работать на постоянной основе, мы с вами будем уменьшать размер компенсации, — напомнила председатель.
— Вы меня услышьте! Если Совет сейчас примет решение о структуре, то только это даст вам право увеличивать финансирование половины ставки юриста, — не сдавался Пахарев. — Решение о принятии депутата на работу на постоянной основе, которое даёт вам право вносить изменения в финансирование, покажите мне.
Светлана Кочегарова стояла на своём: изменений по штатному расписанию не принималось, а значит финансирование на гипотетического «освобождённого» заместителя председателя закладывать надо. При этом председатель была готова «дополнительно проработать» вопрос по штатному расписанию.

— Я считаю, Владимир Витальевич [Пахарев] прав, — поддержал коллегу по Совету Александр Сивков. — Есть штатное расписание, а есть штатное замещение — это фактическое наличие работника. Если следовать логике вашей, то мы тогда должны заложить деньги и на председателя Муниципального Совета. У нас же два депутата имеют право работать на постоянной основе. Почему мы закладываем только на одного? Давайте и на второго заложим. А если серьёзно, мы имеем дело с бюджетом и излишних средств закладывать не должны. Пока не появится депутат, желающий работать на постоянной основе, и нет решения Совета, позволяющего ему работать, я предлагаю эти средства из бюджета убрать.
Владимир Пахарев напомнил, что он всё ещё не услышал ответа на вопрос о смысле появления в аппарате рыбинского Совета бухгалтерского отдела.
— Смысл в том, чтобы развести двух начальников отделов, чтобы бухгалтерский отдел занимался прямыми обязанностями, — ответила председатель.
Депутат Пахарев поинтересовался, чем сейчас занимаются начальник отдела и главный бухгалтер, что их обязанности могут пересекаться. Светлана Кочегарова пояснила, что по штатному расписанию в аппарате два начальника отдела, а сам отдел один — организационный.
— Председатель Совета не в состоянии руководить пятью специалистами? Зачем мы придумываем ещё и начальников отделов? Или председатель может работать только с начальниками отделов, а они уже должны взаимодействовать с подчинёнными? — один за другим задавал вопросы Владимир Пахаев. — Я бы вообще убрал начальников отделов, а руководителем аппарата оставил председателя Совета. Давайте не будем дробить аппарат на структуры, всё равно люди будут получать ту же самую зарплату. По консультанту-юристу вводим полставки. И точка.

В поддержку позиции опытного коллеги высказался и депутат Максим Мясцов.
— Есть такое понятие, как норма управляемости. Если мы говорим про отдел, то у начальника должны быть в подчинении несколько человек. Если департамент — то несколько отделов. А если у нас один человек, то о каком отделе мы можем говорить. Зачем нам это нововведение? — высказался депутат.
Несмотря на существенную поддержку, поправка Владимира Пахарева — не вводить в структуру Совета бухгалтерский отдел — нужного количества голосов не набрала. Большинство депутатов, входящих в комиссию, поддержали предложенный председателем проект. Окончательное решение должны принять на Муниципальном Совете.