В Рыбинском драматическом театре готовятся к необычной премьере: 13-го и 14-го февраля зрители впервые увидят пьесу «Фабрикант». «Счастливый случай» — так говорит о постановке директор театра Ирина Петрова.
— Совершенно неожиданно нам позвонили драматурги Юлия Каримова и Олег Шумилин, они из Оренбурга. Это на самом деле происходит редко — когда авторы сами предлагают свои произведения и к тому же с финансовой поддержкой постановки. Они же и режиссёра нашли — договорились с Алексеем Дорониным. Нашему театру нравится работать с новыми людьми — всегда интересный опыт, — рассказывает Петрова.
«Фабрикант» — первый драматургический опыт Каримовой и Шумилина. Изначально этот текст задумывался как сценарий для фильма.
— Пришлось с ним немало повозиться, — вспоминает режиссёр Алексей Доронин, — По сюжету действие происходит во множестве локаций. Это характерно для кинематографа, а не для театра. Конечно, задача не самая простая, но мы с ней справились.
Выпускник Щукинского училища, Алексей Доронин успел поработать в нескольких городах, в Орловском государственном академическом театре драмы был главным режиссёром. Рассказывает, как получил пьесу по электронной почте. Имея привычку всегда отвечать на письма, прочёл весьма длинный текст, заинтересовался и ответил авторам.
— Всё как-то закрутилось, вольно или невольно я стал посредником между авторами и Рыбинским драматическим театром. Наверное, в этом был какой-то скрытый смысл: в названии пьесы есть «ять» в конце слова, в Рыбинске весь исторический центр украшен аналогичными вывесками — символично! — говорит Доронин.
Алексей работает в Рыбинске впервые, поэтому горожанам предстоит оценить результат его сотрудничества с местными актёрами.
— Не буду говорить о содержании пьесы: в ней много детективных конструкций — будет не интересно, если заранее знать, что и как. Пьеса рассказывает об отношениях в семье: к чему приводит недоверие между близкими людьми. Недоверие — неважно, обоснованное или безосновательное — всегда накладывает определённые обязательства на человека: перед собой, перед членами семьи. Даже малейшее недоверие способствует появлению пусть минимальной, но трещинки в отношениях, — образно рассуждает режиссёр. — В основе пьесы — психологическая коммуникация, внутренняя жизнь семьи. Тема, близкая, наверное, каждому. Это позволяет зрителю сопереживать, проживать всю историю от начала до конца.
В афише жанр пьесы указан без особой конкретики — «семейная история». Сам режиссёр определяет спектакль как психологическую драму с элементами детектива.
— Знаете, у нас принято считать, что искусство должно инициировать вопросы у зрителей: к себе, к обществу, к мирозданию. Я считаю, что пришло время давать ответы. И ответ этот очень простой, и он даже прозвучит в конце спектакля в реплике одной из героинь, — сказал, сохраняя интригу, режиссёр.
Одну из главных ролей в спектакле играет актёр Юрий Задиранов. О своей роли отзывается категорично: «Таких людей, как тот герой, которого я играю — терпеть не могу».
— Зависть, гордость, самомнение — в герое всё это есть. Как и в каждом из нас, наверное. Пришлось заглянуть в себя, вытащить то, что прячешь от себя самого. Это непросто, выматывает не только морально, но даже физически. Актёру в прямом смысле слова приходится жить жизнью своего героя. Но знаете, сейчас, когда мы уже, можно сказать, на финишной прямой подготовки спектакля, я вроде свыкся с ним и даже в чём-то оправдываю: ведь каждый актёр — адвокат своей роли. Скажу так: идеальных нет, но и абсолютных злодеев — тоже. В каждом человеке есть человек: с плохими и хорошими качествами, — философствует Задиранов. — Для меня важно, что в этом спектакле мы не столько играем, сколько проживаем ситуацию, говорим серьёзно. На мой взгляд, сложился очень удачный творческих ансамбль, где каждый чувствует и ситуацию, и партнёра по сцене.
Всего в спектакле участвуют девять актёров. Действие происходит в нескольких локациях — так что зрители смогут увидеть героев в различной обстановке, декорациях.
— В жизни каждого человека случаются такие ситуации, когда просто невозможно объяснить произошедшее, поведение окружающих, понять свои чувства. В этом случае есть смысл прийти в театр: каждый спектакль даёт ответы по поводу сложных жизненных задач. Ты вдруг словно понимаешь, что ты не одинок, что-то похожее уже случалось с другими. Вот в чём великий смысл искусства. Поэтому я очень хочу пригласить рыбинцев на премьеру «Фабриканта», — подвела итог Ирина Петрова.