Велосипед всё чаще и настойчивее становится участником движения на рыбинских дорогах. Но статус «педалей» определён законом и правилами неоднозначно, а потому велосипедисты появляются и на оживлённых магистралях, и на парковых дорожках. На практике каждая поездка превращается в своеобразное испытание для велосипедиста. Причина тому — полное отсутствие велоинфраструктуры в Рыбинске.
Городская среда
— Набережная в Рыбинске — своеобразная точка притяжения для горожан, поэтому там всегда многолюдно. Большинство выбирают более узкую дорожку вдоль берега, а не широкую, которая идёт через парк. Качество асфальта на верхнем ярусе набережной оставляет желать лучшего: там неудобно и пешеходам, и велосипедистам. Скейтеры и любители роликов вообще не проедут, — рассуждает основатель сети прокатов спортинвентаря AMAXTUR Максим Царёв.
Кажется, в городских условиях должно действовать простое правило: все, кто передвигаются пешком, остаются на тротуарах. Те, кто выбирают колёсный транспорт, занимают дороги. Правила дорожного движения предписывают велосипедистам двигаться по обочине, но если там припаркованы машины — что чаще всего и случается — любителям здорового образа жизни приходится либо смещаться к центру проезжей части, создавая помехи для автотранспорта, либо уезжать на тротуары.
Выход в такой ситуации есть — в современных городах оборудуют велодорожки. В идеале они должны иметь специальное покрытие, отделяться от пешеходной зоны и дорог специальными ограждениями. Но часто городские власти ограничиваются нанесением разметки и установкой специальных знаков.
— Пару лет назад мы поднимали вопрос о велодорожках в Рыбинске. Понятно, что сразу они не появятся — на их планирование и оборудование требуются время и деньги. К конкретному решению не пришли, но нам предложили самостоятельно нанести разметку на пешеходной дорожке набережной, разграничив зону для пешеходов и велосипедистов, — вспоминает супруга Максима Асель Царёва. — Мы, конечно, отказались: ведь любая разметка должна соответствовать каким-то нормативам, да заниматься этим должны специалисты. И первое, с чего следует начать — привести в порядок асфальт.
Ширина выделенной велосипедной дорожки не может быть менее полутора метров. Таких дорожек должно быть две — чтобы встречные потоки разъезжались без проблем.
— Мы замерили рулеткой ширину тротуара на нижнем ярусе набережной. Получается, там можно было бы выделить одну полосу для движения велосипедов, оставив достаточно места для пеших прогулок, но мешают скамейки — они занимают много места. Думаю, для них можно сделать ниши по принципу парковочных карманов на дорогах, сместив их в сторону газонов — тогда будет всем удобно, — рассуждает Максим Царёв. — А дорожку для обратного движения проложить по тротуару на верхнем ярусе. Если реализовать эту идею, то получится кольцевая велосипедная дорожка, протяжённостью около 10-ти километров.
Занимаясь популяризацией активных способов организации досуга, супруги Царёвы много путешествуют по России. Признаются: для их бизнеса важно наличие особой городской инфраструктуры, мест, где можно комфортно кататься на велосипедах, самокатах, скейтах.
— В Омске, например, очень длинная, живописная набережная — 13 километров вдоль Иртыша. Она, конечно, не в очень хорошем состоянии, отремонтирована частично — набережная в Рыбинске просто идеальная по сравнению с ней. Но важно, что в Омске она спланирована в виде ярусов: пляж, места для рыбалки, велодорожки в две стороны, тротуары для пешеходов, спортивные площадки. Причём, лавочки расположены не как у нас — вдоль всего маршрута, а зонально, чтобы не мешать движению, — говорит Асель. — Что мы увидели, когда приехали в Омск? Массу людей, которые катаются на велосипедах, самокатах, бегают, занимаются спортом на уличных тренажёрах — и это в будний день! Важно создать условия, возможности для подобной активности, доступные и удобные для горожан — в этом смысл городской среды.
Идти и бояться?
Рыбинцы регулярно жалуются на велосипедистов, которые ездят по тротуарам, разгоняются, иногда сигналят, чтобы обогнать прохожих. Часто интересы пешеходов и велосипедистов сталкиваются в местах, предназначенных для прогулок и отдыха горожан: на набережной, в скверах, на открытых площадках.
— Куда прёшь? Не видишь, ребёнок маленький! Невозможно погулять спокойно, — пожилая женщина, удерживая за руку малыша, который, очевидно, ещё недавно научился ходить, ругается вслед давно проехавшим велосипедистам. — Хоть трещотки бы к ним подвесить, чтобы вовремя в сторону уйти. А с другой стороны, что это я сторониться должна? Здесь для пешеходов дорога, а не велодром. Зимой в городе лыжни нет на тротуарах — так с лыжами-то никто не суётся туда, где люди ходят.
— У меня дочь только учится ездить на самокате. Оттолкнётся ножкой, проедет метр-два, встанет. Конечно, о какой-то скорости речи не идёт. Чаще всего гуляем на площади возле «Полёта» — удобно, места много, асфальт приличный, — рассказывает Оксана Плотникова. — Несмотря на то, что я постоянно за ней приглядываю, уже не раз её сбивали: один на велосипеде, второй — на электросамокате. Хорошо, пока отделывались ушибами и небольшими ссадинами.
Правила дорожного движения чётко дают ответ на вопрос о том, где кататься малышам: «Движение велосипедистов в возрасте младше семи лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон». То же относится и к подросткам до 14-ти лет.
— В тёплый вечер столько народу на набережной, что даже идти некомфортно. А деться больше некуда, не гулять же вдоль проезжей части, выхлопами дышать, — говорит Арина Котова. — Ладно бы на великах и самокатах по обочинам носились, так ведь гоняют по тротуарам! У многих современных моделей есть электропривод — те вообще скорость до 50-ти километров в час развивают. А если ехать под горку, например, в районе музея, когда спускаются с верхней части набережной на нижнюю — то это уже практически мотоцикл. С толстенными колёсами и мощной рамой. И едет он почти бесшумно! У меня как-то один такой «спортсмен» ключи из рук выбил — они отлетели на несколько метров в сторону. Пока бежала за ними, поднимала, чуть под колеса другого велосипеда не попала.
Вопрос о том, как передвигаться на велосипедах по тротуарам при условии, что поток пешеходов довольно плотный, тоже прописан в ПДД: «Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создаёт помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться правилами для движения пешеходов».
«Голландская болезнь»
— Я пару лет назад остался на лето «безлошадным» — одну машину продал, с другой как-то не складывалось долго. Коллега убедил меня попробовать на двухколёсного «коня» пересесть. Первый велосипед в прокате взял, потом уже свой купил — и понеслось! В общем, началась настоящая «голландская болезнь» — велосипеды теперь у всех членов семьи, даже на машину специальный багажник поставил, чтобы велики перевозить и за городом кататься, — говорит Артём Ворохов. — Утром прокатишься — бодрый, энергичный весь день. Вечером «кружок» лишний сделаешь по городу — усталость как рукой снимет. Перед проходными «Сатурна» парковка есть для велосипедов, не надо думать, где его оставить. Одно плохо — на дорогах таких, как я водители не любят, прижать пытаются.
По правилам человек на велосипеде — участник дорожного движения, а значит должен двигаться по велодорожкам или велополосам. Если таковых нет, как в Рыбинске, то по правому краю проезжей части. И только в трёх случаях велосипедист может ехать по тротуару — если ему ещё нет 14-ти лет, если он сопровождает ребёнка на велосипеде и если проезд по дороге невозможен. А вот любители самокатов законом приравниваются к пешеходам, и выезжать на дорогу не имеют права.
— Везде «трубят» про здоровый образ жизни. Отлично! А как, скажите мне, я должен его соблюдать, если закон меня — велосипедиста — рассматривает как ненужную «прокладку» между дорогой и тротуаром? — возмущается велосипедист Вячеслав Соколов. — Правая сторона дороги обычно запаркована машинами, особенно в старом центре — для меня там места нет. По тротуарам ходят люди: дети пугаются, мамы кричат, собаки порой кидаются и тявкают вслед. В общем, велосипедисты лишние везде! Если я хочу совместить приятное с полезным, прокатившись по городу, я становлюсь помехой.
На практике действительно получается так, что на тротуарах велосипедисты представляют опасность для пешеходов, а на проезжей части сами подвергается опасности. И по всему миру для велосипедистов строят отдельные велодорожки.
Несмотря на то, что в Рыбинске уже который год проходит обширный ремонт дорог, прокладываются новые направления, велодорожек в городе нет. В администрации подтвердили: запросы на выделенные полосы для двухколёсного транспорта поступают регулярно.
— Мы понимаем, что потребности горожан меняются, и городская инфраструктура должна им соответствовать, — комментирует начальник пресс-службы городской администрации Юлия Кремлёва. — Но, к сожалению, одномоментно во всём городе выделить особые полосы для движения велосипедов невозможно. На ближайшей комиссии по ПДД мы рассмотрим вопрос о возможности формирования таких полос. Для этого нужно определить минимальную ширину проезжей части, где это можно сделать, чтобы не создавать помех для движения автотранспорта. Очевидно, что с учётом сложившейся застройки, выделить велосипедные дорожки на всех городских улицах будет технически невозможно.