Рыбинский драматический театр
«Аленький цветочек»
Сергей Аксаков
Режиссёр — Наталья Николаева
Музыкальное и видео- оформление — Алексей Батраков
Художник-оформитель — Леонид Пантин
В канун новогодне-рождественских праздников Рыбинский драматический театр традиционно делает подарок юным зрителям. В этом году таким подарком стала сказка «Аленький цветочек».
Сюжет в основном не отступает от привычного. Но любая версия спектакля отличается чем-то своим, вносит нечто новое. По знакомой всем канве сказки Аксакова сценарист Ольга Черепова вышивает разноцветными шелками. Русские декорации, костюмы, может быть, даже лубок. Несмотря на причудливое сочетание технических приёмов — в постановке задействованы компьютерные спецэффекты — впечатления эклектики не возникает, всё стройно и органично.
Герои: купец Еремей Степаныч (Юрий Задиранов), младшая дочка Настенька (Дарья Виноградова — и это, надо отметить, её амплуа), старшие дочки — Гордея и Анфиса (Александра Капырина и Татьяна Канюкова). Добавлено несколько новых персонажей, которые могли быть просто «не проявлены» в классическом варианте: нянюшка дочерей (Людмила Храновская), приказчик Тришка (Сергей Батов), компания нечистой силы — Леший, Кикимора, во главе с великолепной Бабой-ягой (Наталия Левина). Зло в этой версии «Аленького цветочка» воплощается не в людях, а в посторонней нечисти. Люди — носители обыкновенных человеческих пороков, например зависти. А вот настоящая злоба, позволяющая всячески вредить, путать и пугать, — это точно «от лукавого».
— Хотя, если подумать, то и у Бабы-яги это всё от зависти, — говорит режиссёр-постановщик Наталья Николаева. — От недостатка любви. Вообще, все наши проблемы от недостатка любви.
«Зверю лесному, чудищу морскому» (Иван Сергеев) повезло — его полюбили. Но ведь и полюбили в ответ на его доброту, благородство, человечность. «Красота спасёт мир», но красота души, а не внешняя.
Два момента, на которые в постановке сделан акцент: «быть как все и жить как все», о чём страстно мечтает Чудище; и, конечно же — «не родись красивым, а родись счастливым!».
Видеоряд в спектакле играет роль чуть большую, чем всегда: ведь зрители — дети! Им нужна яркая картинка, желательно ещё и динамичная, и они её получили с лихвой. На задник сцены проецируются волшебные леса, горы, реки, моря… Небо, витражи. Магический перстенёк. И, разумеется, Аленький Цветочек, живой, дышащий, чудо из чудес… Красок добавляют контрасты и эффекты. Голос Чудища записан отдельно, с реверберацией, он громом и эхом раскатывается по залу, так, что малыши пугаются поначалу. Но и кроткая Настенька сперва шокирована, позже приходит в себя и не боится даже его косматой шкуры и дикого вида.
«Ты встань-пробудись, мой сердечный друг, я тебя люблю, я люблю тебя, как жениха желанного!» Слово сказано, заклинание произнесено, чары разрушены. Не ЗА-клинание, а ОТ-клинание.
И мир, и всех нас спасёт, прежде всего, любовь… Доброта и любовь.