В каждом деле есть специалисты самого высокого уровня. Элита. Если говорить о спецподразделениях, это «Альфа» и «Вымпел». История этих отрядов окутана ореолом тайны и героической романтики. А стать частью этого братства невероятно сложно.
Сегодня, 19-го августа, исполнилось ровно 35 лет с момента образования «Вымпела», а если точнее — Управления «В» центра специального назначения ФСБ России. Его бойцы участвовали в множестве спецопераций, о большинстве из которых мы вряд ли когда-то узнаем.
Они были в числе тех, кто захватывал лидера боевиков Салмана Радуева в марте 2000-го. Ценой своих жизней спасали детей из школы в Беслане в сентябре 2004-го.
Судьба одного из ветеранов «Вымпела» неразрывно связана с Рыбинском. Не зная его историю, мало кто подумает и поверит, что этот молодой человек, появившийся на свет четыре года спустя после организации спецподразделения, имеет за плечами большой и во многом уникальный опыт опасной службы. Ну, какой ветеран в 31 год? Но иногда стереотипы рушатся.
Роман признаётся, с самого детства хотел быть офицером. Настоящим. Боевым. Первая попытка стать человеком в погонах провалилась — Рома не набрал достаточного количества баллов для поступления в тверское суворовское училище. Вернулся в Рыбинск и начал готовиться к следующему шагу навстречу мечте.
После окончания гимназии № 8 успешно сдал экзамены и стал курсантом череповецкого военного института радиоэлектроники.
Роман Яблочкин, ветеран подразделения «Вымпел»: «Несмотря на инженерный профиль, этот вуз входил в состав главного разведывательного управления Министерства обороны. Я попал на факультет специальной радиоэлектронной связи. Его выпускников распределяют в части постоянной боевой готовности.
Во время стажировки появилась возможность увидеть службу в спецподразделении изнутри. А ещё я познакомился с товарищем, который решил для себя, что хочет пойти по стопам отца и служить в “Вымпеле”. Идея попасть в настоящее боевое подразделение стала реальной и осязаемой».
Начался долгий процесс оформления. Долгий — не просто красивое слово. Процедура заняла больше трёх лет. За это время Роман Яблочкин успел окончить вуз с пятым результатом в рейтинге выпускников; попасть по распределению в престижную подмосковную часть. Служба в Подмосковье, признаётся Роман, позволила оперативнее приезжать на собеседования и контрольные испытания. И вот звучит долгожданное «вы нам подходите».
Роман Яблочкин: «У меня до сих пор нет чёткого объяснения, почему я захотел служить в спецподразделении. Я вырос в гражданской семье, но с самого детства присутствовало внутреннее понимание, что военный — это тот, кто защищает своих близких, свою страну, с оружием в руках выполняет боевые задачи. И что, если уж служить, то только в лучшем подразделении.
Долгий процесс оформления — это своего рода дополнительное испытание. Проверка на серьёзность намерений. Вся система отбора в спецподразделения связана с тем, чтобы оценить психологические, физические, морально-волевые возможности кандидата. Но, несмотря на всесторонние проверки, пока ты не попадёшь в реальную ситуацию, ты не проверишь на 100%, готов ли ты».
Проверка на прочность прошла в первый же день службы. Придя в «Вымпел», вместо одного из наставников, участвовавших в отборе, Роман увидел его портрет в траурной рамке.
— На меня это очень повлияло. Казалось бы, три месяца назад мы виделись, общались, и вот человека не стало. Он говорил мне: «романтика заканчивается с первым днём службы». Так и получилось.
— Не было желания уйти?
— Нет. Есть такое понятие — точка невозврата. Когда её проходишь, чётко понимаешь, что назад дороги нет. Так и здесь. Эта потеря наложила сильный отпечаток, заставила по-другому взглянуть на жизнь. Я проникся всей ответственностью военной службы.
О своей работе Роман рассказывает скупо: служил в горном отделе. Ездил в командировки в южные республики и на Северный Кавказ. Ответом на все просьбы приоткрыть завесу тайны служит молчаливая улыбка.
Роман Яблочкин: «Я горжусь тем, что мне удалось служить в “Вымпеле”. Это подразделение со своими славными традициями. Это настоящая семья, где всегда тепло принимают, поддерживают, помогают. Держатся вместе, как стая дельфинов.
Там несколько размыты должности и звания. Субординацию никто не нарушает, но всё остаётся на уровне понимания. Во время выполнения боевой задачи все равны: и вновь прибывшие для прохождения службы лейтенанты, и полковники — Герои России. Все в одинаковых условиях, с одинаковым риском для жизни. Такова специфика работы. И это даёт неоценимый жизненный опыт».
Прослужив в боевом спецподразделении пять лет, Роман вернулся в Рыбинск. Но как не бывает бывших разведчиков, так и спецназовское братство — это навсегда. Ещё во время службы Роман задумался над тем, чтобы проводить в родном городе турнир памяти погибших сотрудников. Вид спорта выбрал тот, которым сам занимался в детстве — самбо. Изначально состязания получились почти семейными. Как своеобразная поддержка для близких погибших бойцов. Проводили их на личные средства, пока, спустя три года, не подключились спонсоры. В 2016-м году турнир прошёл уже в седьмой раз. Его призовой фонд составил 230 тысяч рублей.
Роман Яблочкин: «Мы все глубоко уважаем ветеранов Великой Отечественной войны, но мало кто задумывается, что и в настоящее время ежедневно происходят локальные конфликты, в которых участвуют бойцы спецподразделений. О них редко пишут в СМИ. Время этих героев ещё не пришло.
Но я хочу сделать то, что в моих силах, чтобы память об этих людях жила.
Я хочу, чтобы мальчишки, которые принимают участие в турнире, задумались над тем, что цель жизни не только в престижной работе и красивой машине. Что есть что-то более серьёзное и важное. А защита Родины для мальчика — святая обязанность».
Для Романа это не пустые слова, а принцип, обусловленный его жизненным опытом. Он сам живёт по таким правилам, в традициях воинской чести воспитывает и сына. Но сразу уточняет: без навязывания и пропаганды. Говорит, если сын соберётся пойти по его стопам, как и любой здравомыслящий родитель будет отговаривать, рассказывать о риске. Но осознанному и взвешенному решению препятствовать не станет. Настоящий мужчина свой выбор делает сам.