«Черёмуха» в преддверии столетия НПО «Сатурн» продолжает цикл материалов о становлении и развитии крупнейшего предприятия региона. Сегодня на исторической шкале 20-е годы. Консервация, историческая передача в ведение авиационной промышленности, разработка первых отечественных двигателей. Чем жили завод, город и страна в то десятилетие нашей истории? Вперёд, на 90 лет назад!

 

В Союзе

В 20-е годы прошлого века идёт становление новой страны. Лидеры союзных республик подписывают Договор об образовании СССР. На смену «военному коммунизму» приходит НЭП — новая экономическая политика, предполагающая восстановление народного хозяйства и рыночные отношения. В стране идёт массовая электрификация, появляются новые промышленные предприятия, зарождаются коллективизация и индустриализация.

Стремительно начавшийся в первых десятилетиях расцвет российской промышленности существенно затормозили войны: Первая мировая и Гражданская. Так, в Ярославской губернии не работали более половины предприятий, а количество рабочих, в сравнении с показателями 1913-го года, сократилось на 40%.

 

Переломный момент

Непростым было это время и для «Русского Рено». Предприятие, как и предписывали директивы свыше, занималось ремонтом и восстановлением грузовых автомобилей. В сложной экономической ситуации плановые показатели начали падать, производственные мощности загружали лишь наполовину. На заводе не хватало материалов, особенно резины. Тем временем трудоёмкость и себестоимость ремонта были чрезвычайно высокими. Все эти факторы в совокупности послужили основанием для остановки предприятия осенью 1922-го года, а уже в марте 1923-го государственный завод №3 в Рыбинске закрыли. Высококвалифицированных рабочих распределили между другими заводами в Москве и Ярославле. Часть коллектива осталась в Рыбинске для консервации цехов и обслуживания электростанции, которая, помимо завода, снабжала энергией город.

Подписание декларации об образовании СССР

Комиссия по консервации завода

Возобновление строительства корпусов

Осмотр двигателя М-17

Сброс колокола со звонницы Спасо-Преображенского собора

1920-е: эпоха в фотографиях

Впрочем, уже в 1924-м ситуация кардинальным образом поменялась. В столице посчитали, что консервация практически готового предприятия крайне нецелесообразна и приняли решение  сменить специализацию завода. Исторический момент в истории будущего «Сатурна»: ГАЗ №3 передали в ведение авиационной промышленности.

«Возобновление деятельности завода, этого гиганта, имеет большое значение не только для Рыбинска, но и для Советского Союза вообще. Наша промышленность усилится, не понадобится прибегать к помощи заграницы, покупая там авиамоторы», — сообщала городская газета «Рабочий и пахарь».

Чтобы слова воплотились в жизнь, прикладывались все усилия: реконструировали цеха, производили инструменты, ремонтировали железнодорожные пути, ведущие к предприятию. В новую эпоху своего развития объединение вступило с новым именем: Государственный авиационный завод №6.

 

Городская жизнь

Новое производство требовало квалифицированной рабочей силы, а её в Рыбинске в тот момент было немного. Сотрудников для авиационного предприятия искали в других городах. Увеличение числа жителей требовало развития инфраструктуры, в первую очередь — строительства жилого фонда. Новый район стал расти на Хомутовских пустырях, недалеко от предприятия. Первыми появились 12 двухэтажных деревянных домов именно для нужд рабочих завода.

Строили для рабочих и такие домики

Одновременно с очередным витком промышленного роста, в городе активно развивается культурная жизнь: открываются музеи, первая городская музыкальная школа, работает научное общество с историко-филологическим, физико-математическим и общественно-экономическим отделениями.

Но основой жизни города по-прежнему остаётся промышленность. К уже существующим предприятиям — мебельной фабрике «Свобода», авиационному, пивному, кожевенному и другим заводам — добавляются новые. В бывших хлебных амбарах заработала спичечная фабрика «Маяк». В 1928-м году железнодорожные мастерские переименовали в Рыбинский ремонтно- механический завод №2.

 

Годы возрождения

В ноябре 1925-го года на авиационном заводе в Рыбинске появился новый руководитель – Иван Михайлов. Рабочие прозвали его «красным директором» и характеризовали как человека, умеющего слушать и вникать в проблемы подчинённых, уделять внимание мелочам. Эти качества позволили Михайлову вывести ещё законсервированный завод в лидеры отрасли.

1926-й стал годом активного строительства и оборудования корпусов. Главной целью перед сотрудниками ГАЗ-6 поставили скорейший выпуск авиационных двигателей. Этому предшествовала долгая и трудоёмкая работа.

В 1927-м году один за другим начали запускать цеха: расширенный и переоборудованный инструментальный, механический, литейный, термический с лабораторией испытания материалов, кузницу, оборудованную пневматическими молотами «Эри» и другим актуальным для того времени оборудованием.

Нередко рабочим приходилось сталкиваться с неожиданными сложностями. Так, при установке молотов выяснилось, что под землёй находится «грязевая река». Вместо обычного фундамента пришлось сооружать укреплённый, с большим количеством дубовых свай.

К январю 1928-го года на предприятии работали уже 13 цехов.

 

Первые двигатели: от опытных образцов к серии

В 1925-м году в Научном автомоторном институте начали разрабатывать один из первых отечественных двигателей. Двенадцатицилиндровый, V-образный с жидкостным охлаждением. Двигатель М-13 имел высокие характеристики, но производство некоторых деталей к нему сопровождалось рядом технологических трудностей. Их разрешение поручили группе работников рыбинского предприятия, в состав которой вошли специалисты Прутков, Трейвис, Карсони, Смит и Кузнецов. Пересмотреть пришлось почти все основные составляющие двигателя. Для внесения доработок завод закупил дополнительное оборудование марки «Виккерс».

Итоговая комиссия, состоявшаяся в октябре 1927-го, сочла доработки рыбинских мастеров успешными, но серийным выпуск двигателя М-13 так и не стал. Всё ограничилось опытными образцами.

Но уже в 1928-м на завод привезли техническую документацию с завода BMW. Правительство СССР купило у немцев лицензию на производство авиационного мотора BMW-6 мощностью 500 лошадиных сил. Он и стал основой для отечественного М-17 и его модификаций.

М-17 в музее НПО «Сатурн»

Перенимать опыт рыбинские специалисты отправились в Германию. Весной того же года будущим моторостроителям пришлось проводить ремонт и испытания французских двигателей «Лоррэн-Дитрих». Опыта подобной работы у сотрудников ГАЗ-6 не было, а технологию сборки и вовсе рассчитывали «на ходу». В то же время появилась первая испытательная станция, представлявшая из себя сконструированный здесь же балансировочный станок, обшитый деревом. Все эти приобретённые навыки позволили предприятию перейти к более серьёзной работе: производству собственных двигателей.

Илья Новиков, старший преподаватель кафедры авиационных двигателей РГАТУ им. Соловьёва: «Двигатель М-17 создавался на основе агрегата BMW. Примечательно, что с самого начала серийного изготовления большая часть деталей была собственного, а не импортного производства, и со временем процент заимствованных составляющих снижался. Приобретённая лицензия позволяла узнавать о доработках в конструкции немецкого изделия и вносить правки в М-17.

Попытки производить отечественный двигатель были и на других заводах, куда поступали чертежи из Рыбинска, но качество изделий не всегда отвечало требованиям. Поэтому очень скоро наше предприятие самостоятельно обеспечивало потребности авиационной промышленности в двигателях М-17. Их устанавливали и на истребители, и на разведчики, и на бомбардировщики, использовали в гражданской авиации.

Последние М-17 вышли из строя уже в 40-е годы. Всего было изготовлено более 27-ми тысяч двигателей».

Первая испытательная станция завода

Взгляд в будущее

Выпуск первого отечественного серийного двигателя открыл новую страницу в истории предприятия и всего города. Конечно, было трудно, но это лишь повышало цену успеха. В цехах шла постоянная борьба за улучшение качества, велась исследовательская работа, повышалась квалификация рабочих.

В двадцатые годы на предприятии появился первый учебный центр: курсы и школы фабрично-заводского ученичества, где готовили токарей, слесарей-инструментальщиков, фрезеровщиков и шлифовщиков. Преподавали только опытные инженеры.

Завод рос. Число рабочих увеличилось вдвое. И всё больше рыбинцев решали связать свою судьбу с авиационным предприятием.

 

Запомните ключевые события этого десятилетия с помощью карточек:

Листайте слайдер, чтобы посмотреть все десять карточек

Поделиться мнением