Член Совета Федерации, экс-губернатор Ярославской области, начинавший свою политическую карьеру в Рыбинске, — авторитет для многих людей. С ним советуются, к нему часто идут за помощью. Он же на всё имеет своё мнение, которое, порой, нравится не всем, включая власть имущих. Сам он добавляет: «За это меня не любят». Ниже – позиция Анатолия Лисицына по некоторым ключевым аспектам жизни города, которую он обозначил на встрече, состоявшейся в Общественно-культурном центре.
О финансах и столице
Сегодня региональная политика ушла на второй план и сильно отстала от столичной. До 70% налоговых отчислений уходит в федеральный бюджет — для примера, в мою бытность губернатором, в 1999-м году, этот показатель не превышал 50%. В итоге, мы видим богатую, буквально купающуюся в роскоши Москву, где ломают вчера положенный асфальт и меняют его на плитку. И одновременно с этим существуют бюджеты территорий нашего региона, где социальная нагрузка достигает 80%. Иначе говоря, на инвестирование и строительство остаётся максимум 10-12%. Депутаты называют бюджет социально развитым, но развития-то нет.
Если вернуться на несколько лет назад и вспомнить времена Лужкова, который привёл в порядок не только Москву, но и занимался поддержкой регионов, вокруг неё расположенных, в Ярославле появились четыре гостиницы, в город пришли строительные организации, которые занимались реконструкцией зданий. Сегодня же столица замкнулась в себе и более не является для нас примером.
О депутатах
Главная проблема депутатов в их партийности. Большая их часть относится к одной политической партии, которая в свою очередь не чувствует, что у неё есть оппоненты, и оттого становится неактивной. Поэтому народные избранники живут в этом прокрустовом ложе установок свыше и чётко работают в заданных условиях, понимая, что от этого зависит их личная судьба.
О пассивности общества, выборах и сити-менеджерах
Мы всегда были сильны отстаиванием своей позиции, но сейчас очевидна пассивность нашего общества, мёртвая тишина, внутренние конфликты. Яркий пример — отмена выборов. Ни в Ярославле, ни в Рыбинске яркого протеста этому не было. Всё было воспринято достаточно равнодушно. К чести рыбинцев, и Ларисы Ушаковой, которая вновь подняла эту тему, выборы вернулись в город. И это правильно. Отмена выборов — прямое нарушение закона о муниципальных образованиях, суть которого в максимальном приближении власти и к народу, а сделать это можно только через выборы.
Сити-менеджер в нынешних финансовых условиях — это пустая тема. Он может хорошо и эффективно работать, когда каждое назначение бюджета чётко профинансировано, а у нас что не статья, то нехватка средств.
Я всегда упрямо стоял на своём мнении, что отмена выборов — это плохо. Я публично заявлял и писал об этом, за что меня не любят.
О новом главе Рыбинска
Главная задача для нового мэра — создать команду. Команду, которая сможет решить проблемы народа. С этими людьми уже можно будет идти на следующие выборы, как с командой созидателей.
Ещё я бы советовал мэру на время приостановить членство в партии: на период становления команды или на весь срок. Это будет правильно. Мы в Совете Федерации работаем без партийных фракций и кардинально отличаемся от тех же депутатов Госдумы.
Также главе стоит сразу наладить работу с общественностью. Например, создать городское общественное собрание, в которое войдут представители всех партий, движений, организаций, конфессий. Таким образом, получится найти точки соприкосновения со всеми структурами города, а они, в свою очередь, окажут мэру поддержку в его работе.
Про Ласточкина
Я регулярно общаюсь с Юрием Васильевичем, навещаю его, что вызывает осуждение в некоторых кругах. Считаю, этого человека — таланта для авиации, стоявшего у истоков «Суперджета» — осудили незаконно. Я открыто даю оценку судам всех инстанций. Вопрос этот не закрыт, я очень надеюсь на решение Верховного суда, который, быть может, смягчит все предыдущие решения.
Про Сталина
Я считаю, что к своей истории нужно относиться более терпимо и толерантно, взвешенно и уважительно. Сталин — это личность, роль которой в истории страны ещё не оценена до конца. Да и роль его в Великой Отечественной войне никуда не денешь. Мне сложно сказать, нужен ли памятник ему в Рыбинске сегодня. Я не знаю.