На протяжении двух дней – 11-го и 12-го августа – в Рыбинском городском суде защитники Юрия Ласточкина выступали в прениях сторон. Уголовное дело временно отстранённого главы Рыбинска насчитывает полсотни томов, поэтому четверо адвокатов разделили материалы между собой и участвовали в прениях по очереди.
Первым слово взял Георгий Юдин. Основное внимание защитник уделил делу о продаже водоочистных сооружений. По мнению адвоката, сопоставление дат, событий и документов, на которые ссылается сторона обвинения, позволяет сделать вывод, что Ласточкин обладает способностями к ясновидению.

Георгий Юдин, адвокат Юрия Ласточкина: «Обвинение заключается в том, что Ласточкин был ясновидящим. Ему бы не мэром быть, а играть в «Спортлото». Потому что везде в материалах дела написано: предвидя, допуская, достоверно. Видимо, Ласточкин, в момент оформления сделки знал, что будет мэром в 2009-м году, знал, что его переизберут в 2013-м и знал, что в 2011-м будет принята программа по улучшению водоснабжения Рыбинска.
Если почитать обвинения, то найдём ещё много необычного. Есть такой психологический термин — прекогниция — форма экстрасенсорного восприятия, паранормальная способность получать знание о будущих событиях или будущих мыслях другого лица. Вот, следователь Фёдоров, подписав такое заключение, допустил способности Ласточкина к прекогниции, которая, кстати, отрицается научным сообществом».
Далее адвокат перешёл к более земным вещам. Так, по мнению стороны защиты, дело о водоочистных вполне можно было решить в арбитражном суде, а не превращать в уголовный процесс. Для этого пострадавшей стороне, достаточно было сообщить о понесённых убытках, но за несколько лет, прошедших между продажей водоочистных и появлением уголовного дела, обращения к правоохранителям так и не последовало.
Говоря о событиях 2008-го года, защита настаивала на том, что тогда реализация непрофильного актива пошла предприятию во благо. Так как это позволило избежать многомиллионных расходов на его реконструкцию.
В заключение своей эмоциональной двухчасовой речи Георгий Юдин заявил о том, что дело, возбужденное по части 4-й статьи 160-й уголовного кодекса следует прекратить.
Свое выступление в прениях адвокат Рубен Маркарьян начал с комплимента стороне обвинения. Он подчеркнул, что был удивлён, что прокурор, превратила прения в настоящую речь. Особенно Маркарьян отметил тот сарказм, который периодически звучал в речи гособвинителя, и пообещал придерживаться выбранного стиля изложения.
Рубен Маркарьян, адвокат Юрия Ласточкина: «Речь — это попытка донести суду то, что было непонятно в ходе судебного следствия. В данном случае мне импонировало, что прокурор, выступая с речью действительно превратила своё выступление в речь, а не в сухое изложение фактов. Она применяла определённые риторические приёмы.
Уголовное дело в отношении Ласточкина было возбуждено по заявлению, подписанному генерал-полковником, заместителем генерального директора «Ростеха». Возбуждал дело генерал-полковник юстиции Леоненко, на основании проверки генерал-лейтенанта Сугробова. Срок следствия продлевался генерал-полковником Бастрыкиным и обвинительное заключение утверждал государственный советник юстиции первого класса Малиновский. У меня дух захватывает от такого созвездия генералов. Как вы думаете, неужели в рыбинском суде представитель гособвинения скажет что-то против того, кто утверждал заключение, даже если тот сто раз неправ? Конечно, нет. И при такой ситуации, я и почувствовал саркастические нотки в выступлении государственного обвинения. При таких обстоятельствах вопрос «совершал или не совершал» не задают.
Вопрос только один: сколько Ласточкину дадут? Никому не приходит в голову, что такое созвездие могло ошибаться. Никому не приходит в голову, что если в Москве так решили, то здесь в Рыбинске Ласточкина могут оправдать. Даже если все жители Рыбинска будут восхищены действиями Ласточкина и полностью ему доверять. Звучит только вопрос: сколько? Ставки даже делают. Все прекрасно понимают, что происходит. Все прекрасно знают, что он хороший руководитель. Многие верят и понимают, что никаких взяток он не брал».
Говоря о проведении сделки по продаже водоочистных, защитник указал суду на экономическую ситуацию в стране в 2008-м году, на кризис, который коснулся в том числе и НПО «Сатурн», на шаги по оптимизации расходов, в свете которых продажа объекта, запрещённого к эксплуатации и требующего серьёзных финансовых вложений, кажется вполне логичной. К тому же, предприятие могло и вовсе отдать водоочистные городу на безвозмездной основе. Было достаточно лишь обращения руководителя Рыбинска — в то время обязанности главы исполнял Владимир Хмелёв — и объект перешёл бы на баланс города. Но и ему в той финансовой ситуации такой подарок был не нужен, считают адвокаты.
Что же касается цены, по которой были проданы водоочистные, то она, по мнению защитников, как и полагается, была взята из заключения БТИ. А то, что она расходится с цифрами, приведёнными экспертами в рамках рассмотрения уголовного дела, объясняется двумя фактами: свои расчёты они делали на основе цен на аналогичные объекты в Подмосковье, а также, не учитывался и тот факт, что под водоочистными сооружениями находится стратегический объект — бомбоубежище — что значительно снижает цену.
Дело о взятке, по мнению Рубена Маркарьяна, гораздо проще в рассмотрении. Так как доказательств факта получения Ласточкиным денег практически нет. Всё строится на показаниях свидетелей, а, значит, работает принцип «слово против слова».
Защитник привёл суду расшифровку разговора Владимира Иванова с Геннадием Телегиным, где первый говорит о деньгах, о необходимости вновь устроиться работать в МУП «Теплоэнерго», о непростой финансовой ситуации и о том, что глава обиделся на него. Данная беседа проходила за несколько дней до ареста Ласточкина, и, по мнению адвоката, глава не знал ни о каких деньгах, а, значит, о факте вымогательства взятки не может быть и речи.
В конце своего выступления адвокат, обращаясь к судье, выразил надежду на справедливый приговор.
Рубен Маркарьян: «Единственное, на что мы надеемся, что суд все-таки объективно подойдёт к рассмотрению этого дела, примет доводы и несмотря на очень сложную ситуацию, в которой находится судья, все-таки примет справедливое решение. Хотя я оптимист, но я понимаю, что судье очень сложно принять решение, основываясь на материалах дела. Безусловно, такой груз ответственности давит. На таком высоком уровне дело возбуждено, выше только солнце. И принять решение здесь в Рыбинске и сказать, что там в Москве были неправы, очень сложно. Для этого нужно фактически совершить гражданский подвиг».
Второй день прений посвятили вопросу о взятке адвокаты Владимир Анискин и Михаил Солнцев, вновь приводили цитаты из разговоров Телегина и Иванова, оперировали статьями уголовного кодекса. Для того, чтобы убедить суд в том, что Ласточкин не вымогал, и не получал взятку.
Сам Юрий Ласточкин высказжет мнение в последнем слове обвиняемого в пятницу, 14-го августа. После чего судья возьмёт время на вынесение приговора. По предварительным данным, на это уйдет месяц.