
Путь до отдела систем инженерного анализа, где работает Кирилл Виноградов, оказался неблизким. В первый раз можно и заблудиться. Пока идём по лабиринтам опытно-конструкторского бюро, его коллега полушёпотом раскрывает секрет: «Он только что из свадебного путешествия. В Мексику летали».
Про себя отмечаю: выбор действительно оригинальный. Турция, Египет, Европа на худой конец – отдыхают у нас стандартно, и на такие дальние полёты мало кто отважится. Как заядлому путешественнику уже не терпится познакомиться с героем.
Кирилл встретил нас на своём рабочем месте с улыбкой и загаром. На столе подозрительно чисто. Оказывается, отпуск пока не кончился. Мексика всё ещё не даёт мне покоя, но вот ответ на этот вопрос получаю, признаться, совсем неожиданный:
«Может, это слишком пафосно прозвучит, но в Европе я очень часто бываю в командировках», — говорит Кирилл с некоторой скромностью.

Дрезден, Париж, София-Антиполис, Брюссель, Дюссельдорф, Антверпен – во всех этих городах Кирилл побывал всего за год. С осени 2013-го он – 25-летний инженер – от «Сатурна» руководит совместным с Евросоюзом проектом UMRIDA (Uncertainty Management for Robust Industrial Design in Aeronautics). Если дословно перевести на русский: управление неопределённостями для робастного промышленного проектирования в авиации.
Кирилл Виноградов, инженер-конструктор отдела систем инженерного анализа: «Если опустить все математические и прочие выкладки, мы стремимся повысить вероятность достижения проектных характеристик наших деталей и узлов. То есть конструктор строит трехмерную модель лопатки, компрессора или вентилятора, мы проводим инженерный анализ, считаем, какой коэффициент полезного действия даёт деталь, какие будут потери, затем отдаём в производство. В реальности деталь, конечно, получается не совсем такой, как мы её моделировали, везде есть отклонения. Учесть эти отклонения и научиться оптимизировать конструкцию – основные цели. Это самый передний край науки в Европе».
В проекте, помимо «Сатурна» – кстати, единственного российского партнёра – ещё два десятка авторитетных вузов и производств со всей Европы: французы, немцы, итальянцы, бельгийцы. Раз в полгода – обязательные встречи, доклады, дискуссии, ответы на вопросы. Сейчас удалось собрать огромный объём статистики, специалисты приступили к тестированию математических методов.
По планам, к концу 2016-го года инженеры должны получить инструмент, который позволит, пусть и с определённой погрешностью, проводить оптимизацию с учетом особенностей производства, а значит, экономить и время, и деньги.

Почему так важны расчётные методики? Простое сравнение. В 70-80-х годах вывод на рынок серийного двигателя занимал до 15 лет. Львиную долю этого времени съедали эксперименты, доводка и усовершенствование конструкций. Выпускалось порой до 25 опытных движков. В наши дни это вполне реально сделать за пять лет, выпустив при этом до десяти экспериментальных образцов. Цель инженеров: сократить сроки всего до трёх лет, причём больше всего времени должно уходить именно на проектирование, а не на доводку двигателей. В таких условиях реально обойтись несколькими единицами опытных моделей, что в разы удешевит производство.
Всё это – задачи, в том числе, и для Кирилла. Совсем недавно он закончил факультет авиадвигателестроения РГАТУ. О рыбинском университете – только тёплые слова.
— РГАТУ дал мне очень много. Это серьезный ВУЗ с качественным профильным образованием. Хочу отдельно сказать спасибо Александру Евгеньевичу Ремизову и другим педагогам. Когда началась специальность, у нас было несколько вводных лекций, которые полностью раскрыли суть предмета, и стало по-настоящему интересно.
— А как же стереотип про периферийный вуз с посредственным подходом к образованию?
Мой собеседник кивает, он и сам это не раз слышал. Но досужие домыслы легко разбиваются фактами:
— Что касается качества, приведу хороший пример. У нас есть всероссийская олимпиада по специальности «авиационные двигатели», где участвуют все профильные вузы страны, РГАТУ там регулярно заявлен, и я сам тоже участвовал. И, хочу сказать, мы занимали далеко не последние места. Выигрывали отдельные номинации у Самары, у Перми, поднимались на вторые и третьи ступеньки пьедестала в общем зачёте. На самом деле, качество образования у нас на уровне. Если ты хочешь научиться, ты научишься. Преподаватели свой предмет очень хорошо знают, материалы подаются понятно и доступно.
Из недостатков рыбинской высшей школы герой отмечает разве что хромающую экспериментальную базу. Будь у РГАТУ больше вычислительных мощностей и лаборатории получше, студенты смогли бы выбирать для исследований более интересные темы, и даже брать на аутсорсинг некоторые процессы, которые сегодня проводят на «Сатурне». Первые шаги к этому уже сделаны. Сегодня предприятие ведёт с университетом несколько совместных проектов на договорной основе, а сотрудники «Сатурна» нередко преподают в РГАТУ. Один из них и пригласил Кирилла попробовать свои силы не только в рамках студенческих разработок, но и на практике, решая реальные задачи.

Наш герой пришёл в компанию в 2011-м, когда учился на третьем курсе. Сначала работал в серийном отделе ОКБ, потом в отделе испытаний SaM-146. На пятом курсе начальник ОКБ-1 Павел Чупин пригласил в СИА – отдел систем инженерного анализа. По его тематике Кирилл защитил диплом, а потом пришёл сюда уже на постоянную работу.
Кирилл Виноградов: «Здесь мы моделируем различные процессы авиадвигателей, потом на основе полученных данных проводится анализ и принимается решение – хорошая конструкция или плохая. К анализу можно отнести как расчёты прочностных характеристик – как долго сможет работать деталь, какие нагрузки выдержит – так и аэродинамическую эффективность: мы моделируем процессы, происходящие в турбине, смотрим, какие будут потери, и какая получится эффективность».
Кирилл занимается моделированием процессов сопряжённого теплообмена. Его задача просчитать поток горячего газа и охлаждающего воздуха, вычислить температуру металла.
— Что-то вроде кондиционера? – спрашиваю, чтобы сделать предмет, близкий Кириллу, понятным для всех.
— Не совсем. Если упросить до бытовых вещей, представьте, что у вас в комнате горячая сковородка и её обдувает холодный воздух. Вам нужно понять, какая будет температура у этой сковородки с учётом охлаждения – подгорит еда или не подгорит.
Самый популярный вопрос, конечно, о зарплате и возможности карьерного роста. И здесь Кирилл, как и Михаил Хомич, герой первого материала из цикла «Заводных будней», говорит, казалось бы, простую истину – всё зависит от тебя.
— Когда я пришёл на Сатурн в 2011 году ещё стажёром,стартовая зарплата у меня была 13,5 тысяч. И на своём примере могу подтвердить: если не сидеть на месте, как офисный планктон, хорошо выполнять свою работу и проявлять инициативу, зарплата регулярно пересматривается и изменяется пропорционально достигаемым результатам. К тому же карьерный рост – не туманная перспектива. Во-первых, у нас есть инструмент категорирования. По достижению определённого стажа, либо, если есть выдающиеся успехи – проходишь аттестацию, комиссия оценивает твои знания и присваивается новая категория. Соответственно, пересматривается и заработная плата. Есть и кадровый резерв, откуда подбирают кандидатов на освобождающиеся руководящие должности.
В карьерном росте немалую роль играет знание английского языка. И здесь Кирилл снова говорит спасибо РГАТУ. В университете он получил дополнительное образование переводчика в сфере профессиональных коммуникаций. На это ушло два с небольшим года. Оказалось не зря.
— Первый вопрос, который задал мой куратор при устройстве на работу – «Как у тебя с языком?». Я говорю, смотря что. Если читать статьи – без проблем. Он ответил: «Хорошо». Дал мне кипу статей, и я начал заниматься своим дипломным проектом.
Знание языка сыграло не последнюю роль и в назначении Кирилла руководителем совместного с Еврокомиссией проекта UMRIDA.
Сейчас молодой инженер вносит последние правки в свою кандидатскую диссертацию. Обучение в аспирантуре РГАТУ заканчивается в ноябре – впереди защита. Тема диссертации тесным образом связана с работой. В ней Кирилл рассматривает новый метод оптимизации на основе результатов расчётов. Надеется, что метод пригодится предприятию, к тому же некоторые ноу-хау инженера уже используются.

Новая разработка, кстати, получила одобрение у ведущих специалистов со всего мира. Недавно Кирилл выступал в Дюссельдорфе на престижнейшей конференции «Турбоэкспо», которую проводит американское общество инженеров-механиков.
— На конференции присутствовали более 1500 специалистов со всего мира, масштаб огромный. Терзали и там вопросами. В итоге я подготовил публикацию, которая будет находиться в библиотеке Конгресса США, получил уникальный опыт, а ещё нам вручили диск с материалами всех докладов, он очень пригодился в нашем отделе, изучаем наработки иностранных коллег.
При этом Кирилл не живёт на работе. Любит активный отдых: горные лыжи, велосипед, плавание, верховую езду. И его пример – самый лучший ответ тем, кто так часто восклицает, что добиться в рыбинской промышленности ничего невозможно, перспектив нет и платят мало. А, да, и ещё о том, что образование, полученное в РГАТУ, ничего не даёт.
В конце материала традиционный фоторепортаж. Ксения Маренникова запечатлела рабочей процесс отдела систем инженерного анализа.