Вопрос варварского вандализма в последнее время встал особенно остро. Рыбинцы, а точнее некоторые их представители, постепенно разрушают и портят всё, что создаётся для их же благополучия. Про городскую эстетику, кажется, можно забыть: плафоны светильников разбиты, опоры фонарей погнуты, урны искорёжены, лавки поломаны и даже фонтан выведен из строя. Про стены зданий в центре и на окраинах говорить не приходится вообще. Что это за эпидемия и можно ли найти для от вакцину?

ДА БУДЕТ ТЬМА

«Как так можно!» — возмущается Владимир Федюнин, мастер участка наружного освещения Горэлектросети. Это предприятие не так давно закупило для пробы несколько профессиональных светильников с крепким литым корпусом и защитным стеклом в 10 миллиметров толщиной. Другими словами, камнем такой фонарь не разобьёшь. Но вандалы, поражённые больной и разрушительной идеей нашли выход: шесть таких осветительных приборов расстреляли из пневматики. Стоимость каждого – порядка шести тысяч рублей. Но этот случай совсем не единичный.

Владимир Федюнин: «В парке на улице Димитрова, с благоустройством которого заметно преобразился этот микрорайон, постоянно ломают опоры для светильников, которые несут декоративную функцию. На Стрелке (между Волгой и Черёмухой) сшибают защитные кожуха с фонарей. Примерно десять штук уже пришлось заменить».

Все наружные светильники, установленные в Рыбинске, считаются антивандальными – разбить их случайно не получится, чтобы вывести фонарь из строя, нужно приложить много усилий. Сильно страдают от рук хулиганов и лампочки, освещающие путь припозднившимся прохожим в частном секторе или около подъездов домов. Особенно на проспекте Мира, улицах Ворошилова, Щепкина, Рабкоровской. А вот на Слипе и в Заволжском микрорайоне лампочки служат долго. Видимо, ещё не везде разучились думать о своём же комфорте.

 

ФОНТАН НЕ БЬЁТ – ФОНТАН БЬЮТ

В первых числах марта без декоративной подсветки остался фонтан около концертного комплекса «Авиатор». Дорогостоящее световое оборудование подростки разбивали средь бела дня. Здесь, около «Авиатора», ни днём, ни вечером не бывает безлюдно. Поразило отношение горожан – никто не предпринял ничего, чтобы остановить хулиганов. Не было даже звонка в полицию. В чаше фонтана 25 светильников, в стеле – 2, плюс 36 воздухозаборников. Последние – штучный товар. Простояли всего две недели. Сделанные из цветного металла, они стали лакомым куском для подонков.

Сергей Масленников, начальник цеха перекачки сточных вод МУП «Водоканал»: «Теперь планируем поставить полипропиленовые трубки, чтобы они не были интересны сборщикам цветмета. Только это и остаётся».

во время нашего разговора Сергей не без горечи в голосе рассказал, какую теперь огромную работу нужно провести с приходом тепла, чтобы восстановить предусмотренную проектом подсветку фонтана:

«Закрепить светильники сложно — они были вмурованы в гранит. Придётся заново сверлить облицовку сооружения».

Только начинка для одного светильника стоит порядка 5000 рублей, в сборе он обойдётся в два раза дороже.

 

УРНА КАК БОКСЁРСКАЯ ГРУША

Урны несут на себе основной удар бескультурной необразованной армии разрушителей. Порядка 50 штук пострадали за последний год и требуют замены – некоторые из них  вандалы пинали ногами, какие-то просто вырвали с корнем.

Алексей Зубов, зам. директора «Управления городского хозяйства»: «Сейчас одна урна, её установка, бетонирование основания стоят порядка 1700 рублей».

А тем временем рыбинцы регулярно жалуются на нехватку урн. И вот одна из основных причин их дефицита.

 

ВАКЦИНА ОТ ВАНДАЛИЗМА

Словари определяют понятие вандализма как бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей, одну из форм разрушительного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения или частной собственности. Слово произошло от названия древнегерманских племён вандалов, разграбивших в 455 году нашей эры Рим и уничтоживших многие памятники античной культуры.

Но где искать истоки этого явления у современных рыбинцев?

Геннадий Савин, психолог, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник»: «В основе вандализма лежат, на мой взгляд, две вещи. Первая – отсутствие системы ценностей и оценок. До и после революции 1917 года в нашей стране такая система существовала, на ней было  воспитано не одно поколение россиян. Взрослые всё время говорили детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Сейчас в России таковой практически нет. Корни обрубили, а новые пока не выросли. В области культуры поведения, речи сейчас не свобода, а, скорее, анархия».

Сегодня подрастают дети так называемого «поколения 90-х». Это время, когда всё, что было запрещено, вдруг стало разрешено. И теперь, став родителями», большинство этих людей, не имея за плечами практически никакого культурного багажа, и своим детям дают такое же «воспитание».

Геннадий Савин: «Вторая причина – безнаказанность. На кладбищах были разрушены могилы и памятники. Кто за это понёс наказание? Дела были закрыты по примирению сторон».

Геннадий Савин

К слову, по словам пресс-секретаря рыбинского управления МВД Ольги Ионовой, за минувший год в Рыбинске не возбуждено ни одного уголовного дела по статье «Вандализм». Оказывается, просто не было фактов, которые бы под неё попадали.

В Великобритании в начале восьмидесятых появилась теория разбитых окон. Смысл буквально в следующем – если в доме разбито стекло, и никто не заменил его на новое, в этом доме скоро вообще не останется стёкол. Другими словами, признаки беспорядка и несоблюдения правил провоцируют других людей забывать об этих правилах. Незакрашенное граффити на стене подталкивает уличных «художников» к созданию своих «шедевров». Погнутый фонарный столб? Вероятно, кто-то тоже попробует проверить свои силы на соседнем.

Всё это вкупе – свидетельство снижения общего уровня культуры людей, и ярче всего это проявляется на детях и подростках. В силу своего возраста, несформировавшейся психики они ещё не могут определить, какой поступок достоин подражания, а какой – нет.

Об этом же говорят и учителя, директора школ, которые каждый день общаются с детьми и подростками. Многое идёт от безнаказанности, негативную роль играют фильмы со сценами жестокости, которые «крутят» почти на всех телеканалах.

Как правило, порчей общественного имущества занимаются люди, которые не могут проявить свои качества в других сферах или вовсе не нашли своего места в жизни. Часто таким образом, выплёскивается агрессия детей и подростков, которую они видят или которой сами подвергаются дома.

Несомненно, начало всех начал – это семья. Бережное отношение к чужому труду, вещам закладывается в первые годы жизни человека. Если ребёнок видит, что его родители работают, вкладывают в труд свои силы, получают определённый результат, то и он будет понимать, каким трудом всё достигается.

Нужна ли нам такая молодёжь?

ВЫХОД?

Об этом я спросила своих собеседников.

Владимир Федюнин, мастер участка наружного освещения Горэлектросети: «По факту порчи светильников написали заявление в полицию с просьбой установить личности, совершивших это противоправное деяние. Это дело МВД».

Сергей Масленников, начальник цеха перекачки сточных вод МУП «Водоканал»: «Около таких знаковых сооружений, как фонтан около клубного комплекса «Авиатор», необходимо устанавливать камеры наружного видеонаблюдения хорошего качества с инфракрасной подсветкой в ночное время суток».

Алексей Зубов, зам. директора «Управления городского хозяйства»: «Мы сотрудничаем с полицией, по фактам вандализма пишем заявления. В общественных местах города, конечно, нужны видеокамеры».

Все соглашаются с одним – если на улицах города будет больше людей в форме – это дисциплинирует наш народ.

Евгений Ершов, депутат областной Думы: «С правонарушителей нужно спрашивать жёстче. Конечно, можно придумать законы, ужесточающие наказание за разбитые уличные фонари и лампочки, изрисованные заборы и стены домов, испорченные фонтаны. Но даст ли это результат? Нужно работать с детьми и подростками, объяснять им, что такое хорошо и что такое плохо. Если сейчас Рыбинск пошёл по пути установки камер наружного видеонаблюдения, так и нужно их ставить. Ловить негодяев и наказывать их».

Но палочный метод – констатация бессилия методов культурных и образовательных. Всё-таки, чтобы свести вандализм к минимуму, нужно начинать с правильного воспитания в самом раннем детстве.

Поделиться мнением