Рыбинский театр кукол, один из старейших в России, в этом году отмечает своё 80-летие. Большой праздник по этому случаю прошёл в минувшую пятницу, когда творческий коллектив принимал поздравления от администрации Рыбинска, своих коллег из Ивановского, Вологодского, Костромского, Ярославского театров кукол. В кукольном театре меня, как, наверное, и многих других людей, всегда интересовал не только конечный продукт – спектакль – но и закулисье, где происходит, пожалуй, самый таинственный процесс – рождение сказки. И круглая дата, пожалуй, самый лучший способ узнать об этом побольше.


Один из главных этапов подготовки любого спектакля – создание куклы. Начинается всё с чертежа художника, его детального рисунка, после чего к работе приступают бутафоры (работники театра, которые создают бутафорию, то есть декорации и кукол, что оживут в руках актёров), художник-конструктор, художник-модельер театрального костюма.

Сегодня в театре кукол трудятся несколько бутафоров под руководством заведующей художественно-постановочной частью Галины Роговой. Она пришла сюда совершенно случайно. Хотя… Когда она училась в Ярославском художественном училище, проходила практику в Театре юного зрителя. Ещё тогда её впечатлила работа бутафора. Но свою трудовую деятельность молодой специалист начала в бюро эстетики Рыбинского приборостроительного завода, в отделе, который оформлял комнаты отдыха, праздничные эмблемы, медали. Галина Львовна вспоминает: именно их подразделение в то время разработало эмблему ныне всемирно известного творческого объединения «Соколята».

Галина Рогова, зав. художественно-постановочной частью Рыбинского театра кукол: «В начале 90-х годов я перешла на работу в театр кукол, и за это время очень многому научилась».

Почти весь труд художников, которые занимаются изготовлением кукол – ручной, поэтому о маникюре женщинам-бутафорам можно забыть.

Анна Карамышева, художник-бутафор: «В нашей работе надо уметь многое: чертить, рисовать, вязать, вышивать, делать папье-маше, скульптуру, знать техники бисероплетения, макраме, обладать пространственным мышлением, видеть форму».

Процесс изготовления куклы для непросвещённого очень сложный. Сначала делается голова будущего персонажа. Создаёт её бутафор из пластилина. После чего заготовку разрезают на две части специальной гильотиной. Затем – отлитие гипсовых форм, а уже по ним голову кукле мастерят, как правило, из папье-маше. Кукла должна быть лёгкой и максимально удобной для рук актёра. Зачастую всем цехом находят более простые решения – где-то используют папье-маше, где-то поролон, пенопласт.

Один из важнейших этапов – работа художника-конструктора. Анна Сергеевна показала «полуфабрикат изделия» – вот готовы голова куклы, внутренний механизм для её управления, так называемый гапит. Кукла-девочка может хлопать глазками, открывать ротик, когда руки актёра приводят в действие этот механизм.

Конструкция готова, теперь за дело берётся художник-модельер театрального костюма.

Галина Рогова, зав. художественно-постановочной частью Рыбинского театра кукол: «Я вспоминаю 90-е годы, когда начинала работать. Не было никакой возможности купить ткань. Мы приобретали обычную белую бязь, в чанах размешивали краски и красили её в нужный цвет. Сейчас, конечно, огромное разнообразие ниток и тканей, поэтому наши куклы выглядят гораздо эффектнее. Появился большой выбор аэрозольных красок. А современные клеи не разъедают материалы.

Над художественной частью спектакля «Кот в сапогах» трудились художники из Санкт-Петербурга, для декораций они придумали даже металлические вращающиеся конструкции. Интересно было работать над недавно вышедшим спектаклем «Поросёнок Чок». Декорации оформляли объёмными кочанами капусты, морковкой. Как это сделать красиво и быстро – думали всем коллективом. Интересные решения подсказывают художники, которые приезжают работать к нам из других городов: двух столиц, Иванова, Владимира, Белгорода. Они расписывают лица куклам, мордочки зверушкам».

Если бы в театре кукол работал всего один художник, это было бы, наверное, скучно. Как правило, у каждого свой стиль. Важно передать характер куклы. Бывает, что и возраст. Вот висит на вешалке волк – он простоватый. Есть волк-разбойник, волк-озорник, медвежонок-маленький сыночек. Взяла в руки ёжика. «Колючек» у него много, а когда развернула куклу к себе, сразу увидела, что ёжик умный, даже очки носит на носу.

После окончания спектаклей куклы, как и актёры, отдыхают. В своём хранилище. Многие из них служат очень долго, до 15 лет. Их ремонтируют, реставрируют.

А сколько за 80 лет работы театра было сделано кукол! Галина Львовна провела только приблизительные математические подсчёты:

«Для спектакля в среднем готовим семь кукол, в каждом театральном сезоне выходит четыре премьеры. Уже около тридцати кукол. Их число только за мои 22 года работы перевалило за 700».

Сейчас в театре до сих пор хранятся куклы, сделанные ещё в 70-80-е годы, это, наверное, самые старые. Почти целая музейная экспозиция!

Когда я уже собиралась уходить, Анна Сергеевна подшивала «Живое дерево» для спектакля «Несносный Слонёнок» по сказке Редьярда Киплинга, а Галина Львовна с художником-декоратором Анастасией Воробьёвой придумывали, как во время «Праздника у дяди Стёпы» прикрепить к трём поросятам, нарушившим правила дорожного движения, бинты, ведь испортить кукол нельзя. Решение нашли быстро – белая ткань, скотч и клей.

Поделиться мнением

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: