Новость об объединении первой и второй рыбинских больниц возмутила городскую общественность, уставшую от бесконечных реорганизаций. В конце прошлой недели делегация из Ярославля под шефством Марии Можейко, руководителя областного министерства здравоохранения, встретилась с городскими и районными депутатами, чтобы рассказать о планах региона в сфере медицины и ответить на их вопросы.
— Реорганизация — тренд федеральный. В лидерах, конечно, крупнейшие города. Ярославская область, наверное, проводит её в числе последних. Большинство регионов вступило в эту программу сразу после ковида, — начала свою речь Мария Можейко.
Представительница минздрава сразу пояснила присутствующим, что реорганизация по своей сути является укрупнением клиник, а не их сокращением. По её словам, времена пандемии продемонстрировали врачам необходимость междисциплинарной команды.
Процесс реорганизации предполагает объединение семнадцати муниципальных округов Ярославской области в несколько крупных территорий со своими центрами здравоохранения. Самыми большими станут союзы Рыбинска и Пошехонья, а также Углича, Некоуза, Мышкина и Брейтова. Объединение чуть меньшее образуют Данилов, Первомай и Любим. Также отдельными территориями на карте здравоохранения будут альянсы Ростова, Борисоглеба и Гаврилов-Яма; Ярославля и Некрасовского; Тутаева и Большого Села. Переславль-Залесский, будучи воротами в область, пока сохраняет автономию в сфере здравоохранения.

Необходимость оптимизации в медицинской сфере обусловлена многими причинами, считает и.о. министра. В первую очередь Можейко «забраковала» фонд недвижимого имущества рыбинского здравоохранения.
— Ваши больницы — это преимущественно старые здания, построенные 20-30 лет назад, — напомнила чиновница депутатам. — Когда-то они были нестандартными для больниц решениями, но это время прошло. Тогда не было тяжёлой техники, современной для нас. Мы безоговорочно будем приводить эти здания в порядок, но технику, на которой строятся все высокотехнологичные методы диагностики, очень трудно в них установить. А без КТ, МРТ, утразвука и методов лабораторной диагностики мы не можем строить ни один диагностический процесс.

Всё перечисленное, по заверениям областного минздрава, в Рыбинске есть. Задача чиновников и медицинского персонала состоит в том, чтобы сконцентрировать возможности здравоохранения в одном месте и не заставлять пациентов курсировать между разными зданиями и корпусами.
С 2025 года медицинским центром Рыбинска и района станет Рыбинская городская больница.
По словам руководителя областного минздрава, это будет многопрофильная клиника с амбулаторным приёмом, дневным и круглосуточным стационарами и шестью сотнями коек.
Планируется развитие травматологии, реабилитации и офтальмологии по опыту кардиохирургии.
— Зачем мы всё это сделали, если и так всё работало? — спросила чиновница риторически. — Мы создаём больничную территорию. Две недели назад министр здравоохранения Михаил Мурашко посещал Нижний Новгород с инспекцией укрупнения. А там пошли по пути ещё большего слияния и называют получившиеся конгломераты кварталами и городами здоровья. Смысл в том, чтобы на одной территории получить всю диагностику и все методы лечения.

Мария Можейко подчеркнула, что все больницы, врачи и медперсонал остаются на месте. Изменениям подлежит только структура управления.
Особое внимание Можейко уделила тренду на цифровизацию. Она заявила, что в ближайшее время жителям Рыбинска нужно будет привыкнуть к процессу онлайн-записи на приём. По её словам, процедура работает безотказно, но требует пользовательских навыков. Также цифра коснётся рецептов на препараты — они будут выдаваться в качестве QR-кода.
— Мы переведём на цифру всё «детство», чтобы мамы не таскали эти карточки, чтобы не было никаких справок в бассейн. Всё можно передавать электронно, — поделилась Мария Можейко планами минздрава на ближайшее будущее.
Она заявила, что внедрение в систему искусственного интеллекта позволит сократить время приёма у терапевта до восьми минут. По её словам, цифра будет не только хранить всю информацию и историю болезни пациента, но и посоветует врачу назначить ему дополнительные обследования в случае ухудшения динамики.

Можейко затронула и больную мозоль отрасли — финансирование. Одна из главных проблем наших больниц — огромные долги. По словам и.о. министра здравоохранения, проблем в обеспечении деньгами у учреждений нет, но их нужно уметь заработать.
— Деньги, выделенные на здравоохранение, должны быть потрачены. Методика расчёта эффективности основывается в том числе на показателях оборота койки. Эти показатели не выполняются ни в рыбинской больнице №1, ни в рыбинской больнице №2, — заявила Диана Смыслова, руководитель областного фонда обязательного медицинского страхования, которая тоже приехала на встречу.
Согласно статистическим данным, мощность коек круглосуточного стационара первой больницы реализуется в рамках норматива только у двух отделений — кардиологии и хирургии. Во второй рыбинской больнице ситуация едва ли лучше: загружены только геронтологические, отоларингологические и эндокринологические койки.
— Убытки круглосуточного стационара первой больницы составили 142 миллиона рублей, то есть они заработали на 142 миллиона меньше, чем затратили. Я говорю слова «убытки» и «прибыль», потому что медицинские организации работают практически как коммерческие структуры, — рассказала Смыслова о финансовой ситуации медучреждений.
Она объяснила, что не заработанные миллионы — это не сделанные профилактические мероприятия и осмотры, диспансеризации и школы здоровья. Средняя стоимость одного случая диспансеризации — три тысячи рублей.
По словам руководительницы фонда ОМС, при нормальной нагрузке без переработок каждый врач может зарабатывать около 240 тысяч.
Также Диана Смыслова отметила, что врачи составляют меньшинство в штате больницы. По её словам, на шее у врачей, которые захлёбываются от нагрузки, сидит так называемый прочий персонал — обслуживающий, вспомогательный, общехозяйственный, административный, управленческий. Чем таких сотрудников больше, тем менее эффективным будет медицинское учреждение.
— Реорганизация проведена не зря. Она болезненная, и дальнейшие шаги тоже будут таковыми. Задача минздрава — организовать помощь так, чтобы учреждения получали эти деньги и тратили их на зарплату врачам, на расходные материалы, на снижение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности. Денег у ОМС, поверьте, полно, — резюмировала Смыслова свой отчёт.

Мария Можейко поделилась с предложенными министром здравоохранения Мурашко способами погашения долгов. Во-первых, индексация тарифов — над этим тарифная комиссия и так работает в ежемесячном режиме. Второе — дофинансирование из бюджетов области, которое, по словам делегации, совсем не требуется ввиду избытка средств страхового фонда. В-третьих, создание централизованной системы закупок. Четвёртое — оптимизация инфраструктуры клиник с понижением административных расходов.
Также Мурашко предложил региональному минздраву провести ревизию имущественного фонда в медучреждениях. По словам Можейко, модернизация первичного звена перенасытила местные учреждения — коробки с поставками некому было открывать. Централизация же позволяет задействовать весь имущественный потенциал.
— И самое главное — повышение финансовой грамотности управляющего персонала, — перешла Можейко к заключительному предложению старшего товарища из федерации. — Нам нужны не только доктора, но и управленцы, которые должны быть и врачами, и экономистами, и психологами, способными общаться с народом, собрать коллектив и его удержать.

Не обошлось в докладе и без сухих цифр — показателей минздрава по Рыбинску и району. Например, скорая помощь доезжает до рыбинца за 15 минут, срок ожидания записи к терапевту составляет 14 дней, а объём исследований МРТ и КТ вырос в 1,34 раза.
Есть и менее утешительная статистика.
— Смертность высокая в Рыбинске и районе, но Рыбинск всегда давал высокую смертность. По сравнению с Ярославлем эта цифра всегда немного больше. На 1000 человек в Рыбинске показатель равняется 18, а в Ярославле — пятнадцати, — поделилась Мария Можейко данными.
Впереди, по словам руководительницы министерства, только развитие. Задача №1 — получить лицензию на замену суставов в Рыбинске.
Свою долю министерского внимания получит и медицинский колледж, в котором со следующего года открываются два новых факультета по обучению зубных техников и зубных врачей. По словам Можейко, средние медицинские работники необходимы системе здравоохранения, а с недавнего времени их можно переводить на должности некоторых узких специалистов.
— Моё первое впечатление от колледжей в Ярославле и Рыбинске — сюда не пойдут учиться нормальные люди. Никакой гордости за профессию. Честно говорю, детей своих сюда не отдала бы, — вспомнила и.о. министра областного здравоохранения свои визиты в образовательные учреждения. — Мы поменяли руководителей, поменяли весь управляющий персонал, провели реорганизацию. Наш ярославский колледж ещё не ремонтировали, но его уже не узнать. И сам подход поменялся у педагогов, и дети поменялись. И то же самое я увидела в Рыбинске: объединённая команда управленцев провела реорганизацию в мозгах у педагогов — и это дало свои плоды.

Депутат Муниципального Совета Рыбинска Ирина Сахарова напомнила руководству областного минздрава о проблемах записи к врачам-кардиологам, а также передала жалобы рыбинцев на трудности в получении лекарства.
— Если помощь нужна срочно — то это кабинеты неотложной помощи. Примут без записи и даже без документов. С узкими специалистами мы проблему решим так: раз в две недели бригада кардиологов из трёх-пяти человек приезжает в Рыбинск на полный рабочий день. Что касается лекарств — у нас три вида льгот: федеральные, региональные и борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Федеральный льготник или сердечник — полки полные лекарств. Региональные льготники, в основном, диабетики. Там проблема только одна — хочу французский инсулин, а не российский. Такого не будет. Всё, переходим на российского производителя, — ответила чиновница рыбинскому депутату.
Илья Коршунов, местный депутат и отец троих детей, пришёл на встречу основательно подготовленным. В первую очередь он спросил, почему в большом городе Рыбинске нет врача-неонатолога, который занимается здоровьем новорождённых.
— Акушерская помощь в Рыбинске будет — перинатальный центр возьмёт шефство, — пообещала Мария Можейко, — Но с акушерством проблемы по всей области. Если раньше у нас было 15 тысяч рожениц, то сейчас — 7,5 тысяч. У нас в некоторых больницах три-четыре случая родов за две недели.

— Следующее проблемное звено — Ярославль, — продолжил Коршунов. — Ночью старшую дочь увезли на скорой с подозрением на аппендицит. Хирург сказал, что надо в область. В Ярославле врач нас оставил ночевать, потому что специалист по УЗИ работает только с 8:30. Утром нас поставили в общую очередь — и мы ждали до 11-12 часов.
Медицина — это стратегическая задача для страны, считает депутат.
— Надо понимать, что какими бы должностями мы с вами ни были наделены, бессмертных среди нас нет. Никто ни одного рубля на тот свет не унесёт, и мерить медицину категориями выгоды — некорректно. Мы сейчас за каждую жизнь боремся, потому что рождаемость очень низкая, — рассудил Коршунов.
Он также рассказал совету о том, что двое его знакомых экономически активного возраста в этом году умерли от рака, диагностированного у них на терминальной стадии.
— Еще момент: врачи в больницах принимают до последнего. Вы тут говорите про запись, но ни для кого не секрет, что есть запись, а есть живая очередь. И по факту у врача не 15 нормативных минут на пациента, а две. Вы, когда проводите реформы, думайте о кадрах. Сейчас зарплата врача мизерная по сравнению с его нагрузкой. Здания, ремонты — это хорошо, но ни одно оборудование без врача не вылечит, — резюмировал депутат.
Мария Можейко ответила, что минздрав знает обо всех проблемах и предпринимает шаги по их решению.
Микрофон взяла Надежда Можаева, депутат Рыбинского округа. Она заявила, что говорит не как депутат, а как пациент, который вызывал скорую трижды за десять дней.
— Вы спрашиваете, почему больница не востребована. Я ушла оттуда, потому что это невозможно: там нет лекарств, нет градусников, нет обезболивающего, нет жаропонижающего. Я была в таком шоке, когда ночью попросила у медсестры градусник, а та мне сказала: «У нас нет градусника, только термометр электронный». Я померила — 36,6. А я чувствую, что у меня температура. Она мне отвечает: «Я вам дам градусник, только не говорите никому. У нас он один единственный на всю больницу». 38,6. Хорошо. «Сделайте мне укол с препаратом». «У меня есть парацетамол, но его пить нельзя», — поделилась Надежда Можаева опытом нахождения в первой рыбинской больнице.

Также она поделилась проблемами, с которыми сталкиваются люди, решившие поддержать государственную медицину.
— Я прихожу в больницу. Врач говорит: «Давайте завтра сделаем УЗИ». Я еду в платную клинику, делаю УЗИ и возвращаюсь в больницу. Врач назначает ФГДС. Я опять еду в платную, делаю ФГДС и возвращаюсь в больницу, — рассказала депутат.
Председатель Муниципального Совета Рыбинска Светлана Кочегарова отметила эмоциональность выступления Надежды Можаевой и отсутствие конструктива.
Депутат Рыбинского округа Ирина Тюняева спросила у представителей областного минздрава о судьбе фельдшерско-акушерского пункта в деревне Васильково. Мария Можейко ответила, что в случае разрушения здания даже в самые малонаселённые деревни будут приезжать передвижные пункты.
Сергей Кирдянов, главный врач областной детской больницы, рассказал, как будут лечить маленьких пациентов. Он сообщил, что десятого сентября перинатальный центр, детские областная и рыбинская больницы плюс региональный врачебно-физкультурный диспансер объединились. Упрощается процедура оформления рыбинского ребёнка на ярославскую койку. Также областная детская клиническая больница дважды в месяц будет направлять в Рыбинск бригады узких специалистов.

Выступил на встрече и главный врач рыбинской больницы №1 Сергей Бутаков.
— За короткое время я увидел те моменты, которые можно оптимизировать, особенно при слиянии учреждений, — заявил Сергей Бутаков. — Во-первых, это расходы на содержание учреждений в качестве обеспечения лекарствами, питанием и коммунальными услугами. В денежном эквиваленте это порядка 45-50 миллионов. Будем работать над выполнением нормативов. Понимаем потребность в кадрах, будем совместно с министерством решать проблему, — обратился главврач к собравшимся.
— Проблема, конечно, в кадрах, — согласился с делегацией Александр Малышев, председатель Муниципального Совета Рыбинского округа, — Условия жилья, спортзалы, бассейны — у нас всё есть. Почему молодёжь не едет в Рыбинск, вы спрашиваете? А чем здесь удивить? Зарплатой. Деньги решают очень многое.
— А где надбавка 50 тысяч, как в регионе? — спросила Лариса Ушакова, депутат Ярославской областной Думы.
— Никакие надбавки не нужны, — обратилась к депутату Диана Смыслова. — Я вам на цифрах показала, что терапевт, который проводит сорок профосмотров в день, должен зарабатывать 240 тысяч. Эти деньги должны получать врачи и в Рыбинске, и в Пошехонье, и в Некоузе, и в Брейтово.

Ирина Сахарова пожаловалась минздраву на организацию диспансеризации. По её словам, в больницах не хватает реагентов для анализов крови.
— Диспансеризация в Рыбинске организована безобразно, и это неправильно, — согласилась Мария Можейко с возмущённым депутатом. — Вот почему мы поехали на заводы бригадами: чтобы показать, как оно должно быть — в один день, на рабочем месте, с уважением, с реагентами.
Также она ответила на вопрос депутата Сахаровой про эндоскопию в городе. Мария Можейко обещала создать в городе эндоскопический центр. На просьбу уточнить, когда именно учреждение планируют открыть, она попросила депутатов сначала помочь областному минздраву с заводами.
В финале встречи ярославской делегации с рыбинскими депутатами микрофон снова взяла Диана Смыслова.
— Я хочу обратиться к вам с просьбой, с призывом, с советом. Медицина у нас страховая. Что это означает? Когда вы покупаете страховку на машину, и с машиной что-то случается, вы звоните в страховую компанию. Вот наш полис ОМС работает точно так же. У каждого из вас в полисе указана страховая компания, и по каждому вашему частному случаю вы, пожалуйста, обращайтесь туда. Государство платит страховой, чтобы она решала ваши частные вопросы. Страховые компании заставляют медицинские организации делать всё правильно, защищают права застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи. Пожалуйста, скажите своим знакомым, родным, избирателям: по каждому непонятному случаю звоните в страховую — пусть она защищает ваши права, — так руководитель регионального фонда медицинского страхования закончила встречу риторикой просвещения.
-
В 19 веке в Африку направлялись экспедиции врачей. Теперь этот опыт решено перенести на Рыбинск. На любой вопрос можно отвечать: "К вам будут приезжать!"
-
Да, про Африку знаю: смотрел фильм Айболит 66.
-
-
прочла и такая тоска взяла от полной безнадеги. Колледжи ее удивили, так это потому, что сами лечатся в Москве как минимум. А как вам утверждение о старых больницах в 20-30 лет? А что платные медцентры, располагающиеся в большинстве своем в старых зданиях? Как они свою диагностику и тяжелое оборудование запихнули? Одно скажу - не дай Бог заболеть. Сначала я это поняла когда муж заболел и скончался, и теперь, прочитав подлобные резолюции чинуш от минздрава. Пока чиновники не будут лечиться та, где живут и работают, ничего не изменится.
-
Интересно ! Какие медицинские учреждения были построены в Рыбинске 20 - 30 лет назад? А вот медоборудование устарело , это даже ежу понятно .Слов много но дел Марии Можейко нет от слова совсем.
-
Вот тоже хотел такой вопрос задать этому министру! Она точно из нашей области? Живу в Рыбинске почти 75 лет, но, видимо, что-то пропустил - не припомню, чтобы в последние 20-30 лет в городе настроили больниц! Но, даже если и так (вдруг действительно я этого строительства не заметил), если 20-30 - летние больницы старые, то какие тогда здания на Солнечной, Космодемьянской, Свободы ...?!
-
-
А Кочегарова, все что может, это пригрозить пальчиком, мол не шумите.
-
Страховая, в которую я обратилась с проблемой, сообщила мне, что сначала нужно обращаться к главному врачу поликлиники, а у же потом к ним. А в поликлинике Семашко, например, нет главного врача. И даже зама нет. И к кому обращаться? Так что последний призыв не актуален. И проблемы пациентов - это только их проблемы. Никто помогать не собирается.
-
Приезжали к нам на завод с диспансеризацией. А теперь задача - получить результаты на руки и комментарии от врачей. Для этого нужно пойти в поликлинику, а значит, отпроситься с работы и не раз. Это не всегда возможно. Понятно, на "Русской механике" Мария Можейко, наверное, всё организовала, как полагается. На других предприятиях всё иначе, к сожалению. Диспансеризация у нас - чистая формальность.
-
Одна пустая болтовня и никакой работы!!!
-
Интересно сравнить картину через год, два, три ... . Типа врачи из мед.центров встанут в очередь на устройство в новые укрупненные мед.обьединения. Фельдшеры будут вытеснены опытными врачами в частные мед.центры. А на обследования в этих укрупненных обьединениях вообще не будет очередей на МРТ, КТ, УЗИ, ФГДС, Колоноскопию, результаты сдачи анализов будут обрабатываться быстрее чем в частных мед.центрах. А отношения врачей к больным будут схожи как в советском периоде. А очереди к врачам будут ,например,не более 3х дней и т.д.
-
Анатолий. Некрасов уже давно дал ответ на Ваше желание увидеть красивое будущее. Обратитесь к его творчеству. Русская литература, народное творчество тем и ценно что все уже наперед просчитали, описали, оценили, сделали выводы и дали советы. Не зря сейчас все пытаются их всякими поделками Солженицина и иже с ним заменить.
-