Почему зарабатывают на кладбищах частники, а ухаживают за территорией за бюджетный счёт, достаточно ли средств выделяют на покос травы, не пора ли отнести похоронный вопрос к числу приоритетных? Об этом и многом другом депутаты спрашивали директора «Специализированной службы по вопросам похоронного дела» Анну Костину во время заседания комиссии по городскому хозяйству и реформированию ЖКХ в Муниципальном Совете Рыбинска. Рассказываем, как прошёл напряжённый разговор на невесёлую тему.
«Специализированная служба по вопросам похоронного дела» занимается содержанием рыбинских кладбищ, получая на эти цели деньги из бюджета и выполняя муниципальное задание.
Учреждение может зарабатывать и самостоятельно, например, предлагая услуги захоронения, оформления документов, благоустройства мест захоронений. В ведении МБУ находятся все городские кладбища. Самое большое — «Южное», занимающее площадь в 69 гектаров.
— На территории находятся 19 бункеров объёмом восемь метров кубических. Также есть контейнеры 0,75 кубических метров — их 12. Часть бункеров у нас имеют ограждения, часть — ещё нет. В планах ограждения установить. В старой части Южного кладбища, там, где очень большая плотность захоронений, установлены небольшие контейнеры, — доложила депутатам Анна Костина, занимающая пост директора МБУ около года. — Для уборки мусора и содержания кладбищ мы используем трактор. Там, где не позволяет ширина проезжей части, вывозим вручную на обычных садовых тележках. Так как у нас на Южном кладбище и на других не хватает бункеров, с этого года идёт практика аренды у перевозчиков — «АТП» и «Хартии».
После краткого доклада о содержании кладбищ, перешли к вопросам. Депутат Александр Осипов рассказал об обращении к нему избирателей, родственник которых похоронен на Южном кладбище. В какой-то момент бункер для сбора мусора установили в возле могилы — на расстоянии менее метра.
Анна Костина уточнила, что в курсе проблемы, но посетовала: в этом году её решить вряд ли получится из-за финансовых трудностей. После диалога пообещала постараться найти выход в кратчайшие сроки и принять меры по переносу места сбора отходов.
— Одно дело, если бы там стоял бункер, а потом человека рядом похоронили. Хотя вряд ли бы люди согласились на такой участок. Проблема же в том, что бункер установили прямо на могиле, — эмоционально выступил депутат. — Я понимаю, что сложности, что чего-то не хватает, но это же не значит, что мы не должны уважать умерших. Ответ в стиле «денег нет, но вы держитесь» меня не устраивает. Я считаю, что если есть нарушение, его нужно устранять. Давайте мы найдём денег на это.
Директор учреждения ещё раз заверила депутата, что решит проблему.
Председатель комиссии Данил Солодимов поинтересовался, сколько персонала задействовано на покосе травы на 69 гектарах кладбища и сколько раз в год это происходит. Аргументировав свой вопрос тем, что к нему и его коллегам поступает много обращений с указанием фактов плохого содержания Южного кладбища, в том числе, когда трава вырастала выше памятников.
Анна Костина ответила, что для покоса травы учреждение привлекает сторонние организации. Что же касается частоты, то она для отдельных участков разная — от одного до четырёх раз за сезон.
— Почему бы не провести обработки с использованием средств против роста травы, выделив на это средства? — поинтересовался Данил Солодимов.
Анна Костина сказала, что вопрос планируют рассмотреть не раньше следующего года.
Владимир Пахарев привлёк внимание к финансовой составляющей, спросив у докладчицы о причине падения собственных доходов учреждения в два раза за последние три года. Также, по данным депутата, снизился и план, утверждённый для МБУ муниципальным заданием.
Причиной такого явления Анна Костина назвала снижение числа умерших по сравнению с «ковидными» годами, а также «уход» клиентов к представителям коммерческих структур, которые также занимаются захоронениями на городских кладбищах.
Сейчас через муниципальное учреждение проходит меньше трети похорон: 947 из более чем трёх тысяч.
На вопрос депутатов: почему так происходит? Присутствующий на заседании первый заместитель главы Евгений Крюков парировал: «Вы уровень криминализации сферы представляете?», имея ввиду ситуацию, когда спустя считанные минуты после констатации смерти, в квартире появляются агенты по организации похорон, как правило, представляющие коммерческие предприятия. При этом, зарабатывая на кладбищах, их благоустройством и содержанием они не занимаются.
— Вы — МБУ. Вам в силу этого сложно конкурировать с предприятиями этой сферы услуг. Может быть вам создать муниципальное предприятие другой формы собственности, чтобы вести деятельность по погребению, благоустройству могил? А силами МБУ выполнять муниципальное задание и содержать кладбища, — предложил зампред Совета Александр Сивков. — Ваши прямые конкуренты находятся в других условиях.
— Доходы у бюджета ограничены. При той схеме, которую вы предлагаете, мне кажется, что нагрузка на бюджет вырастет. Потому что сейчас мы содержим кладбища, в том числе и на средства из коммерческой составляющей, — возразила Анна Костина.
Данил Солодимов отметил, что из-за этой самой коммерческой составляющей у учреждения появляются долги. А значит, если её убрать, то МБУ, выполняя муниципальное задание и получая средства из бюджета, не должно испытывать финансовых проблем. Анна Костина ответила, что средства на содержание выделяются не в полном объёме.
— Давайте выделим в полном объёме. Это лучше, чем получать на выходе видеоролики и репортажи на местном телевидении о плохом состоянии финансовых дел. Я понимаю, что проблемы были до вас. Просто если мы говорим о том, что мы как ответственные потомки хотим заботиться о своих родственниках, о жителях города Рыбинска, которые уже покоятся на муниципальных кладбищах, а стόит это условно три миллиона, то мы выделяем эти три миллиона, и если они расходуются только на содержание, то долгов у предприятия быть не может, — обозначил своё мнение депутат. — Если предприятие попутно занимается ещё и другой деятельностью сопутствующей, и это влечёт за собой долги, значит, мне кажется, надо предприятие убрать от этой деятельности и оставить только на содержании. Правильно Александр Сергеевич [Сивков — прим.ред.] сказал — создать другое, которое будет коммерческое, конкурентоспособное, с менеджерами. Это моё мнение. Один вид деятельности не должен утягивать на дно другой.
Депутат Ирина Сахарова с рассуждениями коллег не согласилась, отдав вопрос на откуп учредителю МБУ — городской администрации.
— Есть учредители — это администрация, я думаю, что они с этими проблемами разберутся вмиг. Я не экономист, не собираюсь с этими проблемами разбираться. Я считаю, что этот вопрос учредитель способен решить без нашего вмешательства, — высказалась депутат.
— Уважаемые депутаты, вы хорошо обсуждаете этот вопрос, но вы забываете о ключевом. Это не предприятие. Это учреждение, которое предоставляет муниципальные услуги по гарантированному перечню, утверждённому федеральным законом. Мы ничего выдумывать не можем. И всё, что есть в этом перечне, мы с вами должны выполнить и обеспечить. У них разрешено зарабатывать деньги, но они не предприятие, это не МУП, это учреждение. Это несколько другая хозяйственная форма. Правильно вы говорите, что они работают по муниципальному заданию, но там утверждён гарантированный перечень работы услуг. Поэтому мы вас услышали, мы изучаем практику не только нашей области. Пытаемся немножко изменить эту работу, — обратилась к депутатам Алла Тетюшкина, заместитель директора курирующего Спецслужбу рыбинского департамента ЖКХ, транспорта и связи. — То, что мы накопили долги — да, это наша вина, в частности департамента ЖКХ. Я это понимаю, мы слабо контролировали учреждение. Вину чувствуем и пытаемся исправить.
В бурное обсуждение включился замглавы Евгений Крюков, призвавший расходовать бюджетные средства, исходя из приоритетных направлений.
— Вы понимаете, у нас не Москва, где в 2018-м году было выделено 248 миллиардов на плитку. Её несколько лет меняли. Вся страна смеялась: коллекция весенняя, коллекция осенняя. Никто не хочет ходить по прошлогодней коллекции. А нам что делать? В том же Заволжье, на том же Слипе, люди не могут подойти к своим домам, потому что не сделана дорога и нам нужны средства на то, чтобы её подсыпать. Давайте смотреть на ситуацию в системе приоритетов, — выступил Крюков.
Депутат Владимир Пахарев согласился с системой приоритетов, но отметил, что у каждого она своя. И ему, как жителю Прибрежного, «фиолетово», например, на исторические вывески и красоту Бульварной, если в его районе есть проблемы с дорогами и подключением воды к домам. И в его системе приоритетов содержание кладбищ занимает далеко не самое последнее место.
— Я, в отличие от отдельных товарищей, хороню своих родственников в Рыбинске. И я не хочу, если придётся, хоронить завтра в лужу, в грязь, в непонятно каких условиях, потому что нет денег. Давайте правильно определять приоритеты. И кладбище должно быть в их числе. Там мои родные, там уже место есть и для меня в том числе. Я знаю, где я буду похоронен, и я не хочу, чтобы там была помойка, — эмоционально выступил депутат. — И вместо того, чтобы пиариться, рассказывая с экрана телевизора в десятый раз об одном и том же сделанном объекте, лучше бы рассказали горожанам, почему на кладбище трава высокая и могилы топит, чтобы люди понимали, почему им придётся ходить по лужам.
— Коллеги, уважаемые коллеги, каждый из нас услышал то, что хотел услышать. Все сделали выводы о приоритетах, я надеюсь, нас с вами, уважаемая администрация, тоже услышала, — Данил Солодимов попытался успокоить коллег, завершая дискуссию.
Фото — Александра Кузнецова, «Черёмуха»
-
На Южное заезжать надо на тракторе. В последнем секторе весной- осенью ухабы и грязь такие, что не пройти, не проехать, летом тоже не лучше. Каждый год обещают сделать ..и ничего. Дорожки не прокошены на всех кладбищах, чуть лучше на Западном. Глушицы напоминают дураково поле, бесхозное.
-
У каждого свои приоритеты, в этом Пахарев прав. Только он, видимо, забыл, что и Бульварная, и вывески к бюджету города и даже региона никакого отношения не имеют. Так что противоставлять Прибрежный Бульварной (и наоборот) как минимум некорректно. А на Южное кладбище давно пора обратить внимание, точнее не его старую часть. По дорогам и аллеям там даже пройти иногда проблематично без сапог, не говоря уже проехать. Асфальт разбит, колейность большая. Понятно, что не автодорога, но все-таки. Весной ставил новый памятник на могиле родителей, так "Нива" с прицепом с трудом виртуозно протиснулась задним ходом. И деревьев-переростков в этой части много, на них надо внимание обратить. Рано или поздно придется их вырубать, как несколько лет назад на Георгиевском.
-
Часть депутатов к счастью ещё не полностью оторвалась от своих Избирателей, и реально понимает Те проблемы которые волнуют простого горожанина. Но ничего не изменится так вот так как у администрации области и города другие приоритеты. В приоритете внешний Лоск, участие в федеральных проектах без захода конкретному жителю, погонные метры километров. А то что а то что реально волнует гражданина и на что должны быть потрачены перечисленные им налоги городского бюджета, остаётся без должного внимания. Руководители муниципальных учреждений и предприятий брошены один на один на очистку этих авгиевых конюшен: у теплоэнерго нет денег на асфальтирование своих раскопов, у похоронщиков нет денег привезти в порядок захоронение, и так далее и так далее и так далее. один только Митя Кузнецов рассказывает про вывески, Да у всей страны пытаются создать впечатление, что Рыбинск находится до сих пор в XIX веке, и по улицам его до сих пор хотят купцы да купчихи, удивлён как до сих пор сохранился памятник Владимиру Ильичу, мешает наверное балагану изряженных который раз от раза выходят на Красную Площадь. А прибывшим в нашу область руководителем советую ещё раз посмотреть советский фильм про Рыбинск где основной упор делался на его промышленную мощь и реальный вклад в развитие страны.
-
А что промышленность? Заводы работают, городская администрация к их работе, состоянии внутренней территории и прочим делам никакого отношения не имеет - в смысле не управляет и не командует. Там своё руководство. То же касается и советского фильма про Рыбинск.
-
Всё правильно: мухи отдельно, котлеты отдельно:)
-
-
-
Мои предки захоронены на Софийском где "чёрт ногу сломит" и сгнили мостки через сточную канаву и приходится переходить по исправной через десятки метров и продираться через заросли. Даже известный у старых горожан склеп убиенной цыганки Куклы Шаркози вблизи основной дороги (рядом с могилами моих родных) зарос кустами и его не видно.
-
Вопрос о кладбищах не решаем ни теоретически не практически, сколько бы об этом ни говорили
-
депутата похоронят на почётной аллее