Освещение, транспорт, уборка, теплоэнергетика — лишь часть сферы ЖКХ, состояние которой затрагивает, пожалуй, каждого рыбинца. Возможно ли реагировать без эмоций, когда речь заходит об этих трёх буквах? Почему привычные контракты по уборке улиц заменили на аренду техники с экипажем? Насколько жёстко и в каких формулировках глава Рыбинска делает замечания, когда недоволен работой коммунальщиков. Говорим об этом с Дмитрием Рудаковым.
— В зимнем сезоне, который уже практически завершился, использовали новый механизм взаимодействия с подрядчиками. Дмитрий Станиславович, расскажите, пожалуйста, как работает эта схема и почему решили к ней обратиться?
— Да, действительно механизм уборки города в этом сезоне немного скорректирован. Были ключевые проблемы по зимней уборке: нехватка техники, нехватка людей, недофинансирование. Чтобы наладить финансирование, мы реорганизовали МУП «ДЭС» в муниципальное бюджетное учреждение. Теперь организация ритмично получает финансирование из бюджета, имея муниципальное задание, в том числе по уборке. С подрядчиками новая форма взаимоотношений — аренда техники с экипажем.
— Как вы считаете, схема оправдала себя?
— Да. Приведу пример: допустим в каком-то микрорайоне подрядчик не справляется по причине обильных снегопадов, мы силами «ДЭС» можем выйти, «навалиться» и помочь. При старой схеме такое было недопустимо: участок расторгован, и выход городского предприятия может расцениваться как неэффективное расходование бюджетных средств. Теперь всё законно: территория закреплена за «ДЭС», подрядчик работает, как предоставивший нам технику и экипаж. Считаю, эта схема более грамотная. В этом году был зашкаливающий объём снегопадов.
Люди, отвечающие за уборку, вкалывали. По состоянию на середину февраля мы уже вывезли 190 тысяч кубометров снега. За весь прошлый сезон — 135 тысяч.
Новая организация работ позволила нам реагировать на природные вызовы. Кроме того, старая схема даже не предусматривала финансирование уборки в кварталах. Теперь мы понудили «ДЭС» убирать внутриквартальные проезды. Начали чаще чистить второстепенные улицы. Нареканий остаётся ещё много, организационных вопросов тоже. Работаем.
— Как в случае с арендой техники и экипажа можно отследить выполнение работ и его качество?
— Оплата идёт за фактическое количество часов, отработанное техникой. Простая, надёжная схема! Контроль выстроен. Представители администрации и начальник организационного отдела Евгений Морозов проверяют уборку проездов. Мне лично докладывают. Где есть вопросы — сам выезжаю. Это не ручной режим, если я приезжаю, значит, уже накипело. Вижу, где меня обманывают. В этом году мы активно применяем дисциплинарную ответственность. Наказание необходимо, чтобы система работала.
У директора «ДЭС» Дмитрия Шилова уже три взыскания. Так и будет, пока не найдёт кадровые решения. Подход жёсткий и справедливый. Объективные, годами накопленные, причины плохой уборки мы постарались снять.
— Имеете ввиду проблемы нехватки людей и техники? Что сделано в этом направлении?
— Мы увеличили зарплату сотрудникам «ДЭС». Это уже третий этап увеличения, что немного помогло удержать сотрудников. Сейчас в оборонной промышленности сильно выросли зарплаты. Все бы ушли из коммунальных предприятий на «ОДК — Сатурн», к примеру, но мы адекватно ответили на эти вызовы. Считаю, что справились. Зарплата водителей в «ДЭС» сегодня составляет от 50 до 100 тысяч рублей.
Мы сделали и закупки техники. Семь единиц техники получили из области, и порядка 20 взяли в лизинг. Лизинг ещё 20 единиц техники на очереди. Таких масштабных приобретений уборочной техники не было с советских времен.
— Уже скоро снег сойдёт, будет пыль. К летней уборке подготовились?
— Для летней уборки приобрели при областной поддержке второй пылесос. В лизинг берём третий. Старый пылесос мы починили. И приобретаем две прицепные подметальные машины. Зима снежная была, смёта будет много.
Уборка щётками и поливомоечными машинами даёт свои проблемы — всё смывается в канализацию, нужно потом прочищать песколовки. Уборка лопатой — хорошо, но лучше механизированная.
Мы приобрели на средства областного бюджета один маленький пылесос для уборки парков. Парков мы сделали много, надеемся, что люди смогут как можно раньше насладиться прогулками весной. К летней уборке также будем привлекать подрядчиков на условиях аренды техники с экипажем.
Пока сделаны лишь первые шаги по повышению качества уборки. Этого всего недостаточно. Нужно ещё больше техники и больше поднимать зарплаты. Будем закупать тротуарную машины: малые трактора, вертикальные погрузчики. Я считаю, что пока у нас острый дефицит техники для уборки тротуаров.
Больше денег заложили на подрезку деревьев и озеленение. Мы взяли на работу Дмитрия Тимохина, который возглавлял «Зеленстрой». Пока мы открыли это направление в «ДЭСе». Думаем о том, чтобы вновь сделать бюджетное учреждение — возродить муниципальный «ГорЗеленстрой». Сейчас этот вопрос в проработке.
— Не за горами и завершение отопительного сезона. Как у нас ситуация с теплоэнергетикой?
— Нареканий много по системе теплоснабжения. Она требует особого внимания. Вообще мы первые, кто всерьёз занялся заменой теплосетей в большом объёме. Например, на Полиграфе, заменили участок по улице Бори Новикова от Куйбышева со всеми входами в дома. И в Мариевке годами была беда. В прошлом году большую работу сделали по улице Нансена. А Радищева! Вода уходила тоннами. Мы поменяли магистральную трубу диаметром 500 миллиметров. Благодаря этим работам, потери теплоносителя удалось сразу уменьшить вдвое. Рад, что мы положили начало капитальному ремонту тепловых сетей города. Мы впервые начали перевыполнять норматив ежегодного обновления сетей. Этим раньше не занимались ни «Рыбинская генерация», в период ТГК-2, ни МУП «Теплоэнерго», которое отвечало за теплосети. Сейчас замена идёт реально километрами.
Проблемы есть не только по сетям, но и по котельным. Например, на котельной в Веретье автоматика стоит ещё 70-х годов. На такое оборудование уже не выпускают запчасти. В этом году заложили капитальный ремонт с заменой автоматики на одном котле из трёх. Это более 50 мегаватт мощности.
За работу в области теплоэнергетики не стыдно. Много сделано.
— А что с финансированием этой сферы?
— Мы первые начали закладывать на теплоэнергетику городские деньги. В этом году выделяем порядка ста миллионов. У нас задействованы все источники — город, область и федерация. Это же замкнутый круг — вода выливается в землю, все вместе дружно за неё платим. Перестанем платить — ещё хуже будет. Разорвать замкнутый круг можно только «сторонними инъекциями». Ярославской области обещали 800 миллионов на два года, по 400 миллионов в год. Но на федеральном уровне идёт серьёзный секвестр бюджета. В таком объёме деньги не довели, всего пока доводят порядка 180 миллионов. Все эти деньги получает Рыбинск, поскольку у нас единственных в области была готова ПСД, пройдена госэкспертиза и проведены торги.
В этом году продолжим заниматься теплосетями. Получаем 100 миллионов по федеральной программе. Соглашение пока не подписано, но мы в программе находимся.
Как только область подпишет документ с Минстроем, мы получаем эти средства и продолжаем работу. Начнём по окончании отопительного сезона.
Плюс инвестпрограмма самого предприятия — порядка ста миллионов. Внешние бюджетные источники пойдут на сети, инвестпрограмма сосредоточена на котельных. Как я уже говорил, в котельной «Веретье» один из котлов поставим на ремонт. Проектируем котельную в Переборах. В этом микрорайоне система теплоснабжения корявая. От источника на «Рыбинсккабеле» до потребителя — более двух километров, а иногда и больше. Приходится топить землю. Средства на проектирование котельной в инвестпрограмме заложены.
Ещё из позитивного: увеличили зарплату работников «Рыбинской генерации». Повышение за 2023 год составило 21 %. Изменён механизм индексации заработной платы. С первого января 2024-го оклады индексированы на 8 %, общий рост зарплат к декабрю 2023-го составил минимум 12 %.
— Много нареканий было по благоустройству мест раскопок. В чём причина и есть ли решения?
— Жёстко выстраиваем систему контроля за раскопками. Это отдельная болевая точка. Средств у компании не хватает. История такая: если средств не хватает, компания начинает работать «с колёс», не формируя склад. Мы ситуацию выявили и не продлили в воспитательных целях целый ряд раскопок. Поставили жёсткие сроки по проблемным адресам. Обычно мы идём навстречу, если организация не успевает. Будем применять административную ответственность персонально по должностным лицам. Управление муниципального контроля я уже сориентировал.
— А жёсткую ненормативную лексику употребляете в общении с подчинёнными? Мы ведь говорим о сфере ЖКХ — сложно её представить без этого…
— Отвечу так: изрядно пришлось покричать. В системе ЖКХ действительно невозможно без того, чтобы пожурить подчинённых. Пожурить — это мягко говоря. Мы сформировали преимущественно мужской коллектив, общаемся по-мужски, часто приходится быть жёстким. Стараюсь избегать ненормативной лексики, если только случайно получается. Работаю над собой. Считаю, что у нас богатейший русский язык. У меня есть целый арсенал слов цензурных, но звучать они могут похлеще мата. Можно таким тоном сказать слово «специалист», что люди всё поймут. Но главное — не задеть самолюбие, важно, чтобы был результат.
— В работе с управляющими компаниями, наверное, недостаточно «словесного» инструмента, нужен другой подход — ведь только одна УК принадлежит городу, в большинстве случаев это самостоятельные коммерческие структуры… Как выстраиваете отношения с обслуживающими организациями?
— С управляющими компаниями мы действуем разными методами. Невозможно только понуждать. Нужно посмотреть экономику УК и её выправлять. Есть лишние расходы, на которые нет денег. Как, например, повысительные насосные станции — 40 в отдельных зданиях и 14 внутри, но тоже обслуживали несколько домов. Те, которые обслуживают один дом, — однозначно общедомовое имущество, им должны заниматься жильцы. Те, которые на несколько домов, мы передали водоканалу.
Также для поддержки экономики управляющих компаний мы разрабатываем два вида городских субсидий. Первая — на фасады, причём не только в центре. Центр — это наша общая история, мы все там бываем, все ведём туда гостей. В прошлом году отремонтировали 50 фасадов, в этом году замахнулись на сто. Это и собственники, и УК. В центре предполагается полный ремонт фасадов. В микрорайонах — утепление и приведение в эстетический вид. Начнём с муралов — на торце зданий, как голубь на Ворошилова, — чтобы оживить спальные районы.
Если жильцы захотят мурал, проголосуют за него, будем частично субсидировать эти работы для управляющей компании из местного бюджета.
Вторая субсидия — на содержание площадок для сбора твёрдых бытовых отходов. В идеале жители должны собраться и решить, что им нужно благоустроить площадку. Но этого не происходит. Будем действовать иначе — субсидировать управляющие компании, которые приведут площадки в порядок. Параллельно работаем с «Хартией», убеждаем обновить весь парк контейнеров. Все должны быть пластиковые, чтобы даже ребёнок мог поднять крышку. Открытые контейнеры — это показатель бесхозяйного отношения жителей дома к своему мусору.
— Не рассматривали вариант установить контейнеры, у которых крышка открывается нажатием на педаль?
— Хорошая идея. Обсудим с «Хартией». Ведь это собственность единого регионального оператора, решение будет за ними.
— Какие ещё используете методы в работе с УК?
— Я перечислил «пряники» для управляющих компаний. Теперь о кнуте. Раньше отдел муниципального контроля по штатному расписанию состоял из четырёх человек, по факту — из двух. Теперь в подразделении десять человек — мы их перевели с других направлений, то есть это не вновь набранные люди. Возглавляет управление Олег Шаров, он ранее работал в рыбинском отделе Следственного комитета. Кадровый состав сформировал руководитель аппарата администрации Николай Брядовой, бывший прокурор города. Это его заслуга. И административную комиссию мы численно увеличили. Мы первые в Ярославской области по такому количеству наказаний. Это работает. И собственники стали лучше убирать, и управляющие компании. За два месяца наложили штрафов больше, чем за два предыдущих года. И штрафы не маленькие. Ещё ни одну УК у нас не лишали лицензии. Сейчас это состоялось в Рыбинске. Уже дважды.
— Имеете ввиду непродление срока лицензии?
— Это неважно. Можно не продлить, можно лишить. Сейчас мы серьёзно работаем ещё по одной компании в этом направлении. Это принципиальная позиция.
— Хватит ли в городе ресурсов для содержания домов, если с рынка интенсивно начнут уходить управляющие компании?
— Уходят те, у которых и нет ресурса. Для примера: на Переборы у нас шесть управляющих компаний. В этой сфере скорее переизбыток, чем недостаток. И я хотел бы предостеречь людей от непосредственного управления домом. Людям предлагают аварийное обслуживание. Деньги собирают. Пару раз в месяц может потребоваться выезд службы, а может и не потребоваться. При этом организация не несёт ответственности за уборку придомовой территории, лестничных клеток, за очистку крыш. Форму непосредственного управления вообще надо исключить. Это фейк какой-то. В итоге проблемы решает город. У нас есть «Теплоэнерго», где остался парк техники и люди. Мы развиваем его как обслуживающую организацию, подставляющую плечо в исключительных случаях.
— Вы упомянули решение вопроса с насосными станциями. Недавно на Муниципальном Совете поднимали вопрос пожарных резервуаров, есть проблемы с пожарными гидрантами — при тушении пожара в Мучном гостином дворе он оказался неисправен. Кто в ответе за эти объекты?
— Пожарные гидранты — это органичная часть системы водоснабжения. В городе 1200 пожарных гидрантов. А резервуары — те, которые на территории домов, юридически должны содержать управляющие компании. Их порядка 20 всего. Это проблема не большого масштаба. По гидрантам мы усилим работу с водоканалом. Создадим комиссию, совместно с МЧС проверим работоспособность всех точек. Будем понуждать водоканал следить за ними. Плохо, когда при пожаре ближайший гидрант неисправен. Да, как произошло в случае с тушением Мучного гостиного двора. На Крестовой гидрант был неисправен, тянули с Герцена.
А резервуары — это общедомовое имущество, его содержать надо. Будьте активнее, это ваша безопасность. Город всё за вас не сделает.
— Важная часть ЖКХ — это освещение. Рыбинцы часто говорят о тёмных улицах. Что сейчас с энергосервисным контрактом и какие меры будут приниматься?
— Мы пролонгировали контракт. Добились подписания важнейшего допсоглашения. По его условиям в течение этого года должны заменить светильники 28 Ватт — это 3330 единиц, и 35 Ватт (600 единиц) на более мощные. Перегоревшие уже заменили. Допсоглашение помогло соблюсти интересы города, предыдущая модель договора, заключенная при предыдущей администрации, учитывала интересы только «Ростелекома». Я им благодарен, что пошли нам навстречу.
— В целом, есть эффект от энергосервисного контракта?
— Конечно, есть. Город получает модернизацию инфраструктуры. Диодные светильники перегорают в пять раз реже. Но у нас вообще масса пороков в сфере освещения. Много дорог построено, где линии освещения изначально не предусмотрены. Огромнейший список. У нас кипы судебных решений.
— А за неисполнение судебных решений штрафуют?
— Конечно. Приходят штрафы. На этот год в городском бюджете мы заложили 30 миллионов рублей на новые линии освещения, в том числе по судебным решениям. Это в шесть раз больше 2023-го года. А ранее было ещё меньше. Есть проблемы и в центре, но окраинные районы действительно страдают — там выколи глаз. Плюс мы будем часть дорог делать комплексно, в том числе с освещением — улицы Гагарина, Новая, Ворошилова.
— Вы сказали о комплексном ремонте дорог. Обустройство ливнёвок предполагается?
— Да, есть дороги, дворы, где работы включают замену ливневой канализации. В 2023-м сделали с ливнёвками или водоотведением на Шевченко, Глеба Успенского, Софьи Перовской, Глебовской. На 2024 год планируем обустроить тротуар со съездами по Грекова — от восьмого дома до 14-го, здесь обустроим так называемый водоотводный ус. По Ворошилова планируется ремонт существующей ливневой канализации и обустройство участка новой. Предполагает новые ливнёвки проекты проездов за домами №№2, 6, 10 по Расторгуева, Гагарина, Новой, проезд от Приборостроителей до Черепанова. В этом году сделаем две парковки для сотрудников «Луча» и «Старта» — с устройством водоотводных усов. Двор на Моторостроителей, 16 — будет участок ливнёвки, от дома №7 до дома №9 по Бабушкина — тоже.
И есть задел на 2025-й год — спроектировали коллектор на улице Новосёлов. Проектно-сметная документация прошла госэкспертизу. Это очень важно. В Прибрежном у нас самые серьёзные проблемы с водоотведением. Сметная стоимость коллектора — 166 миллионов. Будем «толкаться» в федеральные программы, городской бюджет это не потянет.
— Ещё один большой блок в сфере ЖКХ — это транспорт. Близятся перемены: заканчиваются контракты с перевозчиками, ждём новые автобусы. Есть ли понимание, как система будет работать?
— Уже в Рыбинск по транспорту влито 200 миллионов рублей. При той транспортной реформе, что проходила в Ярославле, нам удалось уговорить губернатора выделить деньги. Мы могли бы купить десять новых автобусов, но решили взять 39, хоть и 2019-го года. Это решение помогло нам ситуацию удержать, не упасть ниже — мы были на пике износа.
За счёт областных средств мы выделили перевозчикам субсидии. Для пассажиров тариф остался прежний. Разницу — до уровня экономически обоснованного — выплачиваем перевозчикам. Но мы и спрашиваем за эту работу. Предприятия смогли немного поднять зарплаты водителям. Будем платить стипендию тем, кто пойдёт учиться на водителей для городского предприятия.
Сейчас из Ликино-Дулёво ждём 66 абсолютно новых автобусов ЛиАЗ для Рыбинска. Такого обновления парка город не знал с 1968 года.
Надо чуть-чуть потерпеть. Это хорошо, что мы идём вторым этапом, учимся на ошибках Ярославля. Планируем бороться за новые контракты нашим ПАТП №1.
— Есть шанс?
— Серьёзнейший! В области уже согласились, что это необходимо. Механизм ещё будет отшлифовываться, но пока обсуждается аренда автобусов у области нашим перевозчиком. Нужно сейчас набирать штат водителей. Привлекаем женщин. В Ярославле было много жалоб на грубость водителей, этого тоже постараемся избежать, ведь женщины более приветливы.
— У вас уже несколько месяцев нет зама по ЖКХ. Есть кандидаты? Планируете кого-то брать на эту должность?
— Пока нет. У нас сильно вырос начальник управления строительства Владимир Бердников. Меня устраивает, что он фактически ведёт вопросы строительства и архитектуры. А Алишер Рустамов исполняет обязанности зама по ЖКХ. Рустамов и ранее заменял Ивана Дубино, когда он был в отпуске. Хорошо себя показал. В структуру тоже пока не спешим вносить изменения. Спешка здесь не нужна.