Считанные дни остаются до того момента, когда мы, воодушевлённые возвращённым правом голоса, выберем нового главу Рыбинска. Поможет ли это вдохнуть жизнь в уставший от скандалов и вечных долгов город?
Председатель постоянной комиссии по экономической политике Муниципального Совета и успешный бизнесмен Игорь Палочкин в этом сомневается. Он не верит в объяснение чиновников, что все беды от нехватки финансирования; уверяет, что «в городе полно денег»; а для того, чтобы вывести Рыбинск из кризиса, достаточно лишь научиться жить по средствам.
Мы не смогли пройти мимо таких заявлений и, пока кандидаты в главы стойко хранят молчание, предложили Игорю Палочкину стать гостем «Шоу для политических гурманов», чтобы он рассказал про свои взгляды на власть и то, как она должна работать.
— Игорь Владиславович, нам со всех сторон твердят об отсутствии денег, вы же убеждаете в обратном.
— Всё зависит от того, чем мы измеряем это отсутствие. Нельзя говорить о дефиците средств и одновременно тратить миллионы рублей на проектирование биатлонной трассы. Замечу, не на строительство, а только лишь проектирование. В итоге мы рискуем получить стопку бумаг с расчётами, которые при нехватке финансов так и останутся в планах. Всё, что можно будет сделать с этим проектом ― через год сдать в макулатуру.
Или возьмём парк машин администрации, состоящий из двадцати единиц. Если мы его содержим, значит, не всё так плохо. Для простых людей очевидно: нет денег на машину ― езжай на автобусе, нет денег на общественный транспорт — ходи пешком. Мы же не садимся в такси с мыслью, что сейчас я доеду до места и скажу водителю, что денег нет, покажу язык и убегу. А администрация, образно говоря, так и поступает.
Нам нужно делать выбор: либо мы будем развлекаться, либо начнём жить по средствам и позволим хотя бы нашим внукам гордиться Рыбинском.
— Кто этот выбор должен сделать? Глава города, чиновники?
— Чиновники — это сотрудники администрации, каждый из них отвечает за свой участок работы. Руководит ими политик — глава города, которого избирают жители. Именно он ставит задачи и определяет вектор развития.
Беда в том, что за последние годы мы не видели ни одной внятной программы. Политики не декларируют чётко, что они предлагают населению, какие направления собираются развивать. И выборы 20-го марта не исключение. Уловки — «я сделаю десять дворов» или «я налажу работу управляющих компаний» ― не более чем пустые слова. Хочешь делать дворы — иди работать в ремонтно-строительный участок. Не нравится работа УК — устраивайся директором и потом показывай жильцам, как здорово умеешь содержать жилищный фонд.
Сегодняшние политики обещают то, что в итоге невозможно проверить. Этим и пользуются чиновники или, обобщая, администрация. Пока не заявлены чёткие цели, они могут ничего не делать, создавать трудности и героически их преодолевать, перекладывая ответственность друг на друга. Не будем забывать, что каждый день приближает их к социальным гарантиям в виде будущей пенсии. И такая ситуация в Рыбинске длится не один месяц, и даже не один год. Всё началось с момента отстранения Ласточкина.
— Но ведь Рыбинск уже оставался без главы, и экономический кризис тогда тоже был, почему такая ситуация произошла именно сейчас?
— События, о которых вы вспомнили, происходили во время работы Муниципального Совета первого созыва, избранного в 2004-м году. Тогда политики ставили перед собой задачу стабилизировать и сделать прозрачной экономическую ситуацию в городе. Вместе с депутатами обозначили линию развития и следовали ей все годы. Было заявлено, что бюджет должен быть бездефицитным, что от убыточной недвижимости мы избавляемся, а ту, которая приносит доход, оставляем. Делались дороги, один-два двора в каждом избирательном округе в год мы благоустраивали. Работа была настолько эффективной, что даже когда арестовали главу, она продолжалась, и на момент окончания полномочий Совета у города долгов не было.
Второй созыв работал в период расцвета российской экономики. Нефть стоила к сотне долларов за баррель, кредитные ставки были низкими. Новый глава Юрий Ласточкин своей целью выбрал наращивание потенциала Рыбинска.
2014-й год — начало работы третьего созыва Совета – это уже начало экономического упадка. У вышестоящих бюджетов перестало хватать денег для поддержания муниципальных образований. В Рыбинске снова арестовали главу. И людям, которые стояли у городского руля, бросили вызов. Но они его не приняли. А уже тогда они должны были предпринять конкретные шаги, отреагировать на кризис и свести все расходы бюджета к необходимому минимуму. Но они заняли позицию ничегонеделания. Решили, что пусть эта бочка с дерьмом катится, как катилась, а когда критический момент настанет, и она с треском разобьётся, забрызгав всех вокруг, их здесь уже не будет. Они будут сидеть в другом месте и получать повышенную пенсию.
Так вот, хочу им сказать, что они глубоко ошибаются. Совет вправе снять с них эту надбавку к пенсии из муниципального бюджета. И когда денег не будет, то не будет их у всех, а не только у детей, спортивных и музыкальных школ, у бабушки, которая без лифта поднимается на свой этаж под давно не ремонтированной крышей. Каждый человек должен прочувствовать, что несёт ответственность за своё бездействие.
— А за «городской кошелёк» кто несёт ответственность?
— За распределение средств из «кошелька» отвечает Совет. Депутаты обозначают необходимые траты. Администрация предлагает, депутаты соглашаются или отказывают. А за наполнение бюджета несёт ответственность администрация. В каждом своём выступлении, касающемся бюджета, я делаю акценты на том, что чиновники должны вносить предложения. Они же профессионалы, нанятые, надеюсь, по профессиональным качествам, а не по принципу родства и приятельства. Нет денег — департамент финансов должен сказать, что нам делать. Там же 20 дипломированных экономистов, которые должны внести несколько вариантов и спрогнозировать сценарии развития событий для каждого из них.
Всё как в обычной семье. Мать говорит: у нас денег нет. Отец отвечает, мол, давай продадим квартиру, деньги появятся, а сами снимать будем. А дети возражают: что же вы, родители, нам в наследство оставите? Может, лучше все работать пойдём вместо того, чтобы на диване лежать, тогда и квартиру сохраним, и финансовое положение выправим.
Вот и в Рыбинске «квартиры» все продали, а работать никто не хочет. Не хотят исполнять свои обязанности. Это называется бездействие власти. Только задумайтесь, на обслуживание муниципального долга Рыбинск ежегодно тратит 180 миллионов рублей. За десятилетие мы отдадим свой годовой доход, который могли бы потратить на содержание и развитие города.
— Через несколько дней выборы, может, с приходом нового главы ситуация изменится?
― Не думаю. Я так и не увидел ни одной опубликованной программы, а их должно быть семь по количеству кандидатов, чтобы сейчас разложить их перед собой и принять решение, за кого отдать голос. Мы давно выбираем политиков без программ. Нас что, всё устраивает?
— Каждый народ заслуживает своего правителя…
— Мы заслуживаем очень хорошей власти, но Рыбинск слишком долго находился в острой фазе болезни, которая называется «избыток денег». У нас их было много, и власть не знала, куда их деть: пихала по карманам, некоторые мошенники умудрялись их ещё и занимать. А когда их вроде бы не стало, хотя я до сих пор уверен, что их, денег, и сейчас излишек, мы всё ещё не способны слезть с этой финансовой «иглы». Последняя попытка администрации изменить бюджет и утвердить дефицит в три миллиона — тому доказательство. Вслед за этими тремя будут тридцать, потом ещё сто и так далее.
Для выхода из кризиса мы должны начать с простых решений и их реализации. Мы говорим, что бюджет должен быть бездефицитным, так давайте отвечать за свои слова. И чиновники должны работать, а не бездействовать.
Яркий пример того, что даже наличие средств не гарантирует результат, — это программа капремонта. С города собирают 240 миллионов в год. И уже третий год ничего не делается. В первый год нам говорили, что вот-вот начнут работу, во второй показывали, что уже что-то сделали, на третий даже видимость работы перестали создавать и заявили, что и дальше делать ничего не будут. Нас обманули, обворовали и предложили терпеть дальше. И всё это при попустительстве власти, и местной, и региональной.
— Рыбинск в этом плане отличается от других городов или ситуация везде одинаковая?
— У нас по соседству есть пример активной работы власти. У компании, которую я возглавляю, есть деловые связи в Череповце, и мне довелось общаться с администрацией этого города. Там, как и у нас, есть промышленные предприятия, которые всеми силами помогают Череповцу. Поэтому там есть и хоккейная команда, и дорожный бюджет большой, и инвестиционная привлекательность высокая, и строительство жилья идёт. При этом городские власти знают о проблемах местных предпринимателей и стараются по возможности их решать. Так, разделяя цели и задачи, они усиливают друг друга, и город развивается.
— Что мешает рыбинским чиновникам перенять этот успешный опыт?
— Думаю, мешают неверные ориентиры. Наша администрация заявила, что для неё приоритетом являются крупные предприятия. На самом деле это очередная уловка. Чиновники никак не могут влиять на работу промышленности, они просто прицепились к этому «паровозу» и едут с ним по-тихому. У того всё хорошо — и у нас хорошо, там плохо — и у нас не задалось. А другие им мало интересны, с ними работать надо, общаться, проблемы решать.
Прошедшие праймериз показали, что руководителей крупнейших городских предприятий всё устраивает, и они хотят продолжать этот курс. Они не заявляют, что в городе надо что-то менять, не обеспокоены отсутствием развития и поиском выхода из ситуаций. Нет. Вот вы говорите, что денег мало. А они что, не знают об этом? Да наплевать им на Рыбинск, на то, как живут их сотрудники. Главное, что большинство из них сами здесь не живут.
Всё-таки я представляю нашу администрацию и главу как консолидирующую силу, способную не пристраиваться к славе рыбинской промышленности, а работать со всеми — малыми, средними, крупными, левыми, правыми… Более того, не просто работать, а вдохновлять всех на заботу о людях – можно ведь, как в Череповце, убедить и наших гигантов делиться деньгами с Рыбинском. Даром что ли заводы стоят на нашей земле и используют городскую рабочую силу?