В Крыму подсчитывают последние бюллетени и уже готовы вот-вот объявить окончательные результаты референдума. Впрочем, необязательно дожидаться отчёта официальных лиц, расклад и так ясен. Крым — новый регион Российской Федерации. Почти. Остались ещё кое-какие процедуры, но исходя из последних событий можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что это лишь формальности.
Чем это грозит стране, говорили не раз. В составе Украины Крым был дотационным регионом. По уровню своего социально-экономического развития автономная республика уступает даже самым отсталым субъектам России. Необходимы десятки миллиардов рублей на восстановление инфраструктуры, строительство дорог, выплату пособий и пенсий, зарплаты военным и бюджетникам, поддержание экономики. И всё это на фоне санкций, которые угрожают ввести США и Евросоюз.

Чем могут грозить эти санкции? Экс-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на днях в Северной столице на совместном президиуме Союза промышленников и предпринимателей Петербурга и Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области, уверил: санкции снизят рост ВВП до нуля, и ускорят инфляцию. Об этом сообщает информационное агентство «Балтинфо».
Кудрин напомнил, что ЕС угрожает тремя волнами санкций. Первая — арест счетов некоторых граждан или прекращение финансовых операций отдельных предприятий. Он же предполагает закрытие многих российских представительств европейских и американских компаний. И это самый мягкий вариант, считает Кудрин.
Вторая волна — гипотетическое ограничение для российских финансовых институтов возможности проведения операций с валютой на мировых рынках. Иными словами, нашим банкам и компаниям придётся работать не через банки США или ЕС, а через финансовые учреждения других стран. В итоге зарубежные кредиты станут менее доступными, а отток капитала из России может дополнительно увеличиться до 50 миллиардов в квартал, что приведёт к дальнейшему падению рубля и росту инфляции.
И третья волна — самая страшная:
Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов России: «Она может подразумевать заморозку российских финансовых резервов, в том числе, золотовалютных. Это маловероятный сценарий. Такое развитие событий слишком сильно угрожало бы не только экономике России, но и экономике самих западных стран. Даже говорить об этом не хочется».

Из этого вполне понятно, что даже первая — самая мягкая — волна санкций вполне может отразиться на Рыбинске, где международное сотрудничество лежит в основе многих перспективных разработок. Самый амбициозный проект рыбинской промышленности последнего времени — авиационный двигатель SaM-146 — создаётся в кооперации с французским холдингом Safran. В новом производстве газовых турбин в промзоне Копаево участвует американская General Electric. Завод «Рыбинсккабель» уже несколько лет принадлежит итальянскому промышленному гиганту Prysmian. Заморозка их участия в совместных предприятиях грозит большими издержками для рыбинских компаний, что существенно скажется как на рядовых сотрудниках, так и на городском бюджете в целом, ведь налоговые отчисления снизятся.
Это уже не говоря об имиджевом уроне. Ведь ряд иностранных инвесторов, которые до этого рассматривали Рыбинск как перспективную площадку для вложений, теперь вообще могут свернуть свою деятельность в России.

В любом случае, говорить о конкретных мерах, решениях и результатах пора рано. И, к счастью, проблемы рыбинской экономики — пока лишь предположения, сделанные исходя из угроз Запада. Но, к сожалению, сама российская промышленность часто не готова разрабатывать и создавать высокотехнологичный продукт без участия европейских или американских партнёров, а значит, зависимость в той или иной мере всегда существует.
Не говоря уже о том, что Крыму теперь потребуются деньги. Много денег. Но где их взять стране, борющейся с экономическим кризисом, инфляцией, коррупцией и низким уровнем жизни населения? Деньги, как известно, просто так ниоткуда не берутся. А значит, чтобы поддержать Крым, скорее всего, придётся отнять у других регионов. И, наверное, это будет совсем не Чечня.