В Доме правительства Ярославской области состоялось очередное заседание Общественного экологического совета при губернаторе. На заседании рассмотрели интереснейшие, злободневные вопросы, волнующие многих граждан: энергосбережение и альтернативные источники энергии в Ярославской области, и планы строительства целлюлозно-бумажного комбината на побережье Рыбинского водохранилища.

Принял участие в этом заседании и я как член экологического совета. Прекрасная тёплая погода того дня располагала к дискуссиям о том, как сохранить наш мир таким же прекрасным. Обстановка в месте заседания была весьма демократичная. Даже загорелые бомжи подтянулись и счастливо отдыхали, лёжа на лужайке, нежно обнявшись в глубоком сне, под самыми губернаторскими окнами. Строгой охраннице на вахте достаточно было назвать фамилию, и она, сверившись со списком участников заседания, тут же назвала номер аудитории.

Вопрос развития возобновляемой энергетики в Ярославской области меня интересует давно. Первая публикация на эту тему сделана ещё на Международной конференции по ВИЭ в Минске в 1993 году. После этого был сформирован пакет предложений по развитию энергетики, базирующийся на мировых, прежде всего – европейских, тенденциях в этой сфере. Эти проекты, в которых изложены основные доступные нам направления развития и обоснование для площадки под пилотный проект, многократно докладывались на российских и международных форумах, на заседаниях Еврокомиссии при Российско-Европейском технологическом центре. Проектные предложения обсуждались и устойчиво одобрялись, но практический результат близок к нулевому, и можно было потерять интерес как к происходящему, так и к тому, что в России должно произойти, но вот всё никак не произойдёт: кардинальное изменение отношения к возобновляемым источникам энергии.

Однако мои ежегодные (с 2001 г.) двух-трёхнедельные поездки по Европе, созерцание множественных существующих и активно строящихся новых объектов ВИЭ по-прежнему воодушевляют к приложению усилий к тому, чтобы эти технологии, этот уровень мышления пришёл бы и в Россию. Могут показаться наивными попытки сделать что-то значимое с уровня общественности, но это тоже европейская тенденция. У них получилось и должно когда-то получиться у нас.

Выступления на совещании условно можно разделить на два типа: выступления чиновников и доклады энтузиастов-практиков. Они сильно отличались. Ведь что может делать чиновник: ему дадут денег, он их потратит, как предписано правилами, сочинёнными другим чиновником. Никакой инициативы не нужно, а часто она может быть даже наказуема. Понятной политики в области энергосбережения в России пока нет, хотя законы по энергосбережению с 1996 года регулярно принимают. Одни команды их разрабатывают, другие считают законы неприемлемыми и голосуют против.

Это наверху. А в «серёдке» у чиновников мозги клинит, и они их с целью мозгоэнергосбережения выключают. «Внизу» на тему энергосбережения вообще предпочитают не говорить или говорят всё, что знают, в итоге никому ничего не понятно. Почитать обзор на нескольких страницах по состоянию энергосбережения в Европе – вообще недостижимо. Если принять, что чиновники у нас не для того, чтобы читать, и вывезти их в цивилизованную страну, то некоторое время они будут пытаться с загадочным лицом рассказывать об увиденном. Но время и колдобистая российская действительность быстро стирает эти буржуинские наслоения на память и всё увиденное забывается. Причём ситуация, как показывают мои весьма конкретные двадцатилетние наблюдения, касается чиновников любого уровня.

Еще  чиновники любят произносить загадочные слова. Так, на этом заседании чаще всего звучало слово «когенерация». Дело это, несомненно, хорошее и нужное для народа, и внедрять его нужно как можно шире, но штучка это тоже газовая и к возобновляемым источникам энергии отношения не имеет, только к энергосбережению. Обсуждение этого несомненного успеха  оставило совсем немного времени на обсуждение непосредственно вопросов ВИЭ.

И тут есть загадка. В 1993-94 годах меня пригласили прочитать курс лекций по экологии в провинциальном колледже, где учились школьники из Брейтовского, Некоузского и Мышкинского районов. Темы лекций никто строго не задавал, вот я и подсел (будучи самоучкой) на тему энергосбережения и ВИЭ. Детям понравилось. После нескольких бесед предложил ребятам по желанию написать реферат на тему энергосбережения. Пожелали все! Эти рефераты я до сих пор храню – дети адекватно поняли проблему, нашли литературу и чужой опыт успешно перенесли на реалии трёх депрессивных районов. Вот такой школьный позитив.

А энтузиасты тоже много могут! На совещании показали прекрасный опыт Норского керамического завода как раз по когенерации, сделано интереснейшее сообщение на тему: «Инновационные технологии для комплексного освоения теплоэнергетического и гидроминерального потенциала глубинных подземных вод Ярославской области».

В области построено несколько энергоэффективных домов. Но всё это бесконечно мало по сравнению с тем, что нужно сделать. Так что общая оценка за ВИЭ в Ярославской области  — кол с плюсом. Плюсы — у НПО «Недра» и у Норского керамического завода. Всем нам необходимо срочно перенять их передовой опыт!

На заседании мне удалось «подуть» в сторону любимого направления – ветроэнергетики, совсем забытого во множестве выступлений. Я отметил, что в 2006 году в журнале «Малая энергетика» опубликована статья «Салтанкин В.П., Цельмович В.А. «Ветроэнергетика как компонент энергетического потенциала зарегулированных речных систем России». В ней дано обоснование целесообразности строительства ветроэлектростанций в прибрежных зонах водохранилищ, в том числе Рыбинского. Статью заметили специалисты из Австрии, и в 2010 году состоялось обсуждение возможности установки на площадке близ посёлка Борок. Благодаря ведущимся наблюдениям, можно было сделать предварительное заключение о том, что ветер для работы ветроэлектростанции в прибрежной зоне Рыбинского водохранилища есть, земли эти никак не используются, то есть никаких помех от работы ВЭС быть не должно.

Австрийским специалистам все понравилось, они были готовы обсуждать вопрос об установке ВЭС на 2-3 МВт после проведения дополнительных исследований. Требовалось согласовать этот вопрос, а также тариф, по которой ветроэнергию будут поставлять в уже действующие электросети. Около года шло в кабинетах областного руководства обсуждение вопроса, но так ни до чего и не договорились. Тариф такого рода – дело тонкое. Австрийцев в итоге сдуло в другое место. Так что, сколько бы ни говорилось в Ярославской области про возобновляемые источники энергии, на сегодняшний момент передавливают те, кто привык «газовать», то есть уповать на то, что газ лучше, а то и дешевле. Не утруждая себя при этом никакими расчётами, не учитывая бума с ВИЭ во всем мире, не понимая того, что нежелание реализовывать даже пилотные проекты отбрасывает нас с каждым годом все дальше назад от того пути, по которому идёт весь мир: от пути непрерывного увеличения доли ВИЭ в общем энергобалансе.

В своем выступлении на Ярославском энергетическом форуме 22 октября 2013 года  Игорь Эдуардович Феддер отметил: «Системный подход решит проблему малой энергетики Ярославской области, его реализация станет практическим образцом внедрения ВИЭ и использования отходов для производства электрической и тепловой энергии, синтезированного топлива для дальнейшего внедрения положительного и позволит, основываясь на этом примере, решить проблемы других субъектов Российской Федерации».

Не вижу я пока и намеков на системный подход… А вот если посмотреть  из окна самолета, летящего из Франкфурта на Майне в Москву в конце апреля, то сначала мы будем видеть желтые рапсовые поля, выращиваемые на биодизель в Германии и Австрии. Повсеместно увидим большое количество ветряков и целые поля из солнечных электростанций, площадь которых ежегодно возрастает. Потом увидим просто хорошо возделанные  поля Польши и Белоруссии, до рапса они пока не дошли. Затем, когда самолет будет лететь над Россией,  поля потеряют четкость границ, так как их не пашут минимум 20 лет, и они начали активно зарастать, потом пойдут дымы от пожаров в этих же лесо-полях…

Неужели это и есть системный подход?

Что качается строительства целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) в районе Череповца, что вызвало бурное недовольство общественности, то, согласно сообщению И.Э.Шкрадюка, этот вопрос можно считать практически решенным в пользу строительства ЦБК. Тех, кому было непонятно, что это крайне нужно для народа, недавно вывезли в Финляндию и показали ЦБК аналогичный создаваемому. Об этом смотрите сюжет пресс-службы Вологодского правительства.

Наши граждане понюхали финский воздух близ ЦБК (а он ничем не пах! – и это всех обескуражило), поболтали о том — о сём, после чего произошло включение мозгов у ранее сомневающихся в пользу строительства. Правда, строить  будут не ЦБК, а только ЦК, то есть производить будут сырец – целлюлозу (Ц), а бумагу (Б) из неё сделают неизвестно где и неизвестно кто. То есть самую грязную часть работы оставят россиянам, а производство сотен сортов бумаги, требующее втрое большее количество мест, будет где-то в другом месте. И не надо гадать – где. Соответственно и прибыль при реализации конечного продукта будет у производителей бумаги, что очень демократично.

Так что к европейским тенденциям этого дня можно отнести только возлежание бомжей на лужайке  под губернаторскими окнами. Все остальное пока в забюрокраченной непонятке. Чтобы хоть как-то разобраться в этом, количество общественности, якобы контролирующей деятельность чиновников, предложено увеличить вдвое.

Вопрос только в том, где её взять эту общественность в таком количестве. Может, попытаться привлечь бомжей с лужайки перед Домом правительства? Расходы будут только на дезинфекцию. Лучше, конечно, применить  водо-спиртовую. Люди они покладистые, и с радостью изобразят общественность!

А в это время трудолюбивые китайцы и изобретательные европейцы произведут ещё больше зеленой энергии, так её наличие в общем энергетическом балансе должны быть значимым и уже устойчиво перевалило в Европе за 10%, как бы нам не надували газом наши уши доблестные СМИ.

Поделиться мнением