Есть профессии, на важность которых пока не влияет ни время, ни технический прогресс. Одна из них — слесарь-сборщик. Их называют элитой технологического производства, ведь без них не увидит свет ни одно изделие. Одна из основных сборочных служб «Сатурна» — корпус №6. В июле его сотрудники отмечают 40-летие «Дворца труда» — корпуса № 43«Б». Откуда появилось такое название, что производили и производят в его стенах, какие интересные факты связаны с этим знаковым местом? Об этом в очередном выпуске «Заводных будней».

Сначала вспомним историю. Она у шестого цеха начинается в 20-х годах прошлого века, когда завод занимался не авиационными двигателями, а ремонтом автомобилей. Свои первые авиационные моторы — М-17 — он выпустил в 1928-м.

С началом работы сборочного конвейера — а рыбинцы запустили его первыми в стране — количество выпускаемых двигателей выросло до 45-ти в сутки.

В военные годы здесь производили моторы АШ-62ИР для самолётов ЛИ-2. В послевоенные — АШ-73ТК, которые устанавливали на Ту-4, Ту-85, М-10.

За это время через руки рабочих «шестого» прошли практически все двигатели; по сей день исключением остаётся лишь наземный ГТД-110.

Настоящий расцвет и цеху, и всему заводу, принёс легендарный Д-30 КУ/КП. Для его серийного производства — двигатели изготавливали для военно-транспортного Ил-76 и пассажирских Ил-62М, Ту-154М — в 1976-м году открыли новый корпус. Он отвечал абсолютно всем требованиям того времени. За это рабочие прозвали его «Дворец труда». Это единственное здание на территории предприятия, на крыше которого развевается российский триколор.

Сотрудники цеха трудились над сборкой продукции всех тематик: и авиационной, и наземной. Первый в современной российской истории двигатель SaМ-146 тоже собрали в «шестом» в 2008-м году.

Шестой цех был и остаётся не только передовой, но и кузницей кадров для «Сатурна». Достаточно сказать, что управляющий директор компании — Виктор Поляков — начинал свою карьеру именно здесь. На праздновании 40-летия корпуса № 43 «Б» он признался, что событие для него лично очень значимое.

Виктор Поляков: «Я работал в шестом цехе 14 лет. И он мне очень дорог. Здесь меня воспитали. Говорят, у человека жизнь и карьера зависят от того, в какие руки он попадёт в начале своего трудового пути. В молодости я попал в хорошие руки, в хороший коллектив. Я горд тем, что начал работать именно здесь.

Я рад видеть ветеранов. Почти всех знаю лично, помню по именам и глубоко уважаю. Благодаря вашему труду предприятие удалось сохранить, и спасибо вам за это. Были хорошие времена и плохие, бывало и зарплату в 90-е давали китайским бартером — тушенкой, пуховиками. Но мы выстояли наперекор всему, и предприятие стало одним из лучших в отрасли.

Я бы хотел,  чтобы наши семьи, наши люди, наше предприятие процветали. Чтобы все мы с каждым годом жили чуть лучше. Чтобы дети стремились на завод. Моя мечта — чтобы работать на “Сатурне” всегда было  престижно».

На юбилей корпуса пригласили и ветеранов предприятия 

Сергей Тихомиров, заместитель управляющего директора по программам ГТД для гражданской и транспортной авиации: «Главная особенность сборочного производства в том, что усилия всех подразделений предприятия здесь превращаются в конечный результат – авиационный двигатель. Поэтому сборочное производство всегда было и остаётся флагманом, передовым цехом предприятия.

Люди, которые работают в цехе №6, безусловно, специалисты высочайшей квалификации и ответственности. В конечном итоге, именно от их труда и профессионализма зависит качество выпускаемых авиационных двигателей и жизни людей, которые летают воздушным транспортом».

 

Шесть судеб «шестого»

История успеха цеха № 6 была бы неполной без рассказов его сотрудников: прошлых и нынешних. Каким они видят свой корпус? О чём считают важным сказать сейчас? Чего желают тем, кто вкладывает в двигатели свою душу? Ниже шесть мнений, шесть историй, шесть взглядов на сборочное производство «Сатурна».

 

Юрий Паутов, первый заместитель директора по персоналу НПО «Сатурн», начальник корпуса № 6 (1998-2002 гг.): «На сборку я пришёл в 1979-м. Начал в 40-м цехе, который располагался на площадях корпуса № 43«А». Когда меня перевели сюда мастером в сборочную группу, был очень горд. Долгое время 40-й и шестой цеха работали совместно. Один собирал отремонтированные двигатели, другой  новые серийные.

Особенно запомнилась Олимпиада-80. Мы здесь в буквальном смысле ночевали. Нагрузка была очень серьёзная. Западные перевозчики отказались доставлять спортсменов в СССР, и все перелёты взял на себя «Аэрофлот». Летали тогда Ил-62 с двигателями Д-30КУ, которые выпускал наш завод. Поэтому работали и днём, и ночью. Впрочем, этот цех всегда был загружен.

Когда настало новое время, и нужно было завоевывать рынки, именно сюда, в “шестой”, привозили партнёров. Во время первого визита на “Сатурн” президента Владимира Путина презентацию продукции предприятия также организовали в корпусе  № 6.

Работа в сборочном корпусе  это большая ответственность, в первую очередь за безопасность людей. Любой руководитель, начиная с мастера, должен обладать широчайшими техническими знаниями, от производства деталей до конструкции двигателя, технологии сборки и испытаний.

Только в сборочном цехе производственный мастер ежедневно в своей работе взаимодействует с представителем военной приёмки. Это очень серьёзный труд. Очень серьёзный цех. Это всегда была элита. Передовой отряд».

 

Андрей Привалов, начальник  сборочного корпуса № 6: «В должности руководителя сборочного корпуса №6 работаю с 2009-го года. За это время появились новые заказы, рассчитанные на несколько лет вперёд, корпус стал чувствовать себя увереннее. Последние годы проводится глубокая модернизация: сделали косметический ремонт, заменили зенитные фонари, оборудовали новую кровлю мембранного типа, заменили грузоподъёмное оборудование, освещение, провели утепление стен снаружи. В настоящее время проводится пусконаладка и настройка систем вентиляции и кондиционирования для создания микроклимата.

Основной показатель каждого подразделения  это текучесть кадров. У нас её практически нет. Кто решил связать свою жизнь со сборкой, остаётся верен ей. В нашем цехе практически все работают по 30-40 лет.

Сборщики  это люди,  чрезвычайно преданные своему делу и своей профессии. Не считаясь с личным временем, решают сложнейшие производственно-технические задачи».

 

Мария Ершова, ветеран труда«Я отдала цеху 35 лет жизни. Пришла сюда планировщицей, потом стала контролёром. Мы всегда были загружены работой. Трудились в две смены. Сверхурочили. Рабочих было очень много!

Сегодня цех меняется внешне: появились перегородки, стало меньше места. Но это правильно, всё должно развиваться, ориентироваться на новую продукцию.

Я хочу пожелать людям, чтобы у них всегда была работа. Это значит, что будут деньги и благополучие. Но и отдыхают пусть хорошо».

 

Василий Кринин, ветеран труда: «45 лет моей жизни прошли бок о бок с предприятием, 42 из них — на сборке.

Наша группа работала с мелкими узлами — масляной, топливной и воздушной системами. А ещё с заслонками ППО — для завода тогда это была “больная” тема.

Трудились очень много. Иногда без выходных. Но и зарабатывали всегда прилично. Особенно по советским временам. Я уже на пенсии, но с коллегами встречаемся до сих пор».

 

Николай Заботкин, старший мастер цеха № 6: «Я работаю в корпусе с первого дня. Мастером пришёл в 1976-м, спустя десять лет стал старшим мастером. Первое время было сложно, ведь мастер отвечает не только за то, что делают сборщики, но и за коллектив. За поведение, за отношение к работе. Ответственность у мастера больше.

Я работал в разных группах. Знаю почти все процессы сборки. Мне повезло с бригадиром — Вадимом Самылиным — он многому меня научил, за что я ему до сих пор благодарен.

Секрет долгой и успешной работы простой: надо иметь желание. Может не хватать знаний, не быть высшего образования, но если есть желание, всё получится».

 

Евгений Смирнов, слесарь-сборщик цеха № 6: «Я пришёл в цех 39 лет назад. После армии устроился на Ярославский шинный завод, но жена была из Рыбинска, и мне пришлось переехать сюда. Дали жильё, устроился и работаю до сих пор.

За эти годы цех много менялся. В самом начале были большие площади, много заказов. Одних стендов было около 20-ти. Потом в тяжёлые годы было сокращение. Затем опять расширились.

Работать пришлось много над чем. Но вот Д-30КП до сих пор собираем.

Условия работы меняются в лучшую сторону: зимой мы не замерзаем, летом не жарко — работают кондиционеры.

В нашей профессии важны не только руки, но и голова. Через много лет всё уже доведено до автоматизма. Все процессы представляешь. Можешь с закрытыми глазами собирать, но это не значит наплевательски относиться. Перепроверяешь себя много раз. Ответственность очень большая. Наша группа, например, занимается окончательной сборкой. После нас двигатель обвязывают — ставят трубопроводы, различные агрегаты — и отправляют на испытания».

 

Шесть фото «шестого»

 

Шесть фактов о цехе №6

 С 1928-го по 1932-й год в цехе № 6 трудился Герой СССР, обладатель двух Орденов Красного Знамени и ордена Ленина Леонид Орлов. В его честь названа одна из улиц в Рыбинске.

 Цех № 6 первым в СССР запустил сборочный конвейер и перешёл на массово-поточный метод сборки мотора М-100.

 Управляющий директор НПО «Сатурн» Виктор Поляков был одним из немногих, кто занимался сборкой двигателя РД36-51А, известного как изделие 57. Работы отличались большой трудоёмкостью, а сам двигатель был едва ли не штучным — за год выпускали не большее 13-15. Для сборки «сигары» требовалась круглосуточная работа двух бригад по 10-12 человек. Таким составом мотор собирали неделю. Столько же времени требовалось на обвязку. В то время Виктор Поляков был простым сменным мастером.

 Новый корпус в начале 70-х строили с применением последних технических решений того времени. На его крыше установили так называемые зенитные фонари, изготовленные из оргстекла. В промышленности их применили впервые. Полы в корпусе площадью более 10-ти тысяч квадратных метров выложили алюминиевой плиткой собственного производства. Благодаря этому, освещённость повысилась на 10-15%.

 С начала серийного производства двигателей семейства Д-30 КУ/КП прошло более сорока лет, но они до сих пор востребованы и российскими, и иностранными заказчиками. Собираются, как и прежде, на площадях шестого корпуса. В скором времени на свет появится десятитысячный двигатель этой серии.

 Цех № 6 — прародитель всех сборочных цехов НПО «Сатурн». С освоением каждого нового изделия из его состава выводят новые подразделения. Так возникли цех № 40, производивший турбореактивные двигатели АЛ-7Ф; ремонтный корпус № 93; «наземный» цех № 22 и цех № 80 — по сборке двигателей SаM-146.

Фото — Кирилл Литвинюк, «Черёмуха»; Алексей Ленёв, НПО «Сатурн» 

Поделиться мнением