Согласно опросу ВЦИОМ только 16% россиян готовы видеть своим начальником молодого человека. Впрочем, общественное мнение в этом вопросе — штука предсказуемая. Образ идеального руководителя объединяет в себе как мудрость и опыт, так и желание двигаться вперёд, обновляться, соответствовать времени. Герои 37-го материала из цикла «Заводные будни» совсем не те «образцовые» мужчины зрелого возраста с огромным управленческим опытом. Некоторым нет ещё и тридцати. Но они тоже бывают строгими, и, если нужно, могут оперативно принимать правильные решения. У них есть авторитет в коллективе и желание перевернуть мир. Сегодня они — движущая сила «Сатурна». И на их месте может оказаться каждый — было бы желание.

В корпусе № 49 жарко и витает специфический запах литейного производства. Это самый большой цех на «Сатурне», и его значение трудно недооценить. Здесь занимаются лопаточным и фасонным литьём, в номенклатуре несколько тысяч позиций для всех изделий компании, от серийных двигателей Д30 до перспективных разработок рыбинских моторостроителей.

Организация работы всего этого «организма» в руках 29-летнего Павла Копина. Свой пост заместителя начальника производства корпуса он занял ещё в 2009-м, когда ему не было и 24-х! Ежедневно Павел отвечает не только за поиск ответов на производственные вопросы, но и занимается планированием, чтобы механосборочные цеха получили необходимые детали вовремя, в нужном количестве и требуемого качества.

Путь до кресла, а вернее всё же до стула начальника занял всего год. Его Павел отработал в должности инженера-технолога. А когда стал руководителем, столкнулся с проблемой отцов и детей.

Павел Копин, заместитель начальника проиводства корпуса № 49: «Есть ли психологический барьер? Есть. Мы — молодое поколение — думаем уже немного по-другому, может, более прогрессивно по сравнению с опытными руководителями. Соответственно и подходы к работе у нас разные. Нам нужно сделать не только качественно, но и как можно быстрее, максимально избежав всевозможных задержек. Поэтому  когда возникают споры по определённым производственным вопросам, мы всегда стараемся находить компромисс, и в схватке молодости и опыта побеждает дружба».

А ведь не всё сначала было радужно. Спрашиваю про первый расчётный лист, Павел усмехается, ещё не дослушав вопроса. Маленькая зарплата на старте — то, что многим сотрудникам «Сатурна» и других промышленных предприятий знакомо не понаслышке. Кто-то после этого уходит, кто-то остаётся. Павел остался. Не из-за денег. Просто по-настоящему влюбился в свою работу.

Павел Копин: «Работа захватила полностью. Литейное производство — одно из самых интересных. На готовую продукцию, которую мы выпускаем, влияет огромное количество факторов. Начиная от восковой модели, заканчивая процессами литья и кристаллизации. Это интересно, это захватывает. Погрузившись, не хочешь уходить. Всё равно понимал, что пройдёт какое-то время,  я буду расти как специалист. Главное — желание и терпение. После первого „расчётника“ не нужно расстраиваться, надо двигаться вперёд, прилагать свои знания, и тогда сумма будет постоянно расти».

Коллега Павла — тоже заместитель начальника по производству, но уже корпуса № 29 — Денис Байков на год младше, ему 28. Новую должность занял всего полгода назад. Назначению предстоял долгий путь. После РГАТУ он пришёл оператором станков с ЧПУ; закончив курсы в Учебном центре, получил четвёртый разряд, который спустя два года «обменял» на пятый. Спустя ещё полтора — перешёл в наладчики. Эта работа, говорит, намного интереснее — не просто следишь за станком, а настраиваешь, думаешь, как сделать лучше, чтобы оператору было удобно работать. Однажды старший мастер в группе заболел, и Денису предложили его заменить, следом пришло предложение перевестись старшим мастеров в другую группу, а через полтора года и долгожданное повышение.

Денис Байков заместитель начальника корпуса № 29 по производству: «Первые эмоции — было непривычно! Со стороны вроде бы и понимаешь, как работает заместитель начальника, но не понимаешь в полной мере, какая на тебя падает ответственность. А отвечать приходится за всех людей, которые находятся в корпусе, у нас это порядка 250 человек. К тому же приходится решать много вопросов, которых раньше не касался. Например, банальная ситуация — подходит человек с проблемой, не обязательно производственного характера, спрашивают совет, помощь. Стараешься решить вопрос, на словах как-то помочь. Зам. начальника должен знать всё в своё корпусе — и по оборудованию, и по производству, тут много разных нюансов. И нужно всегда держать марку. К тебе подошли — ты должен ответить, и ответить правильно».

Средний возраст сотрудников в 29-м корпусе — больше сорока. Авторитет в коллективе, несмотря на возраст, Денис уже заслужил, всё-таки не один год отдал производству. Потому и проблем в общении с опытными сотрудниками нет. Парадоксально, казалось бы, но они есть с молодыми. И если раньше приходилось настраивать станки, сегодня — приходится «настраивать» людей.

Денис Байков: «Сейчас молодёжь — главная сложность. Молодые идут на завод, но непонятно с какими мыслями и целями. Людей приходится настраивать на работу. Раньше как было? Приходили, смотрели на признанных авторитетов, перенимали опыт. А сейчас всё стараются сами, никого учить нельзя, тяжело это. А учить приходится, и очень многому. Но и огонь в глазах есть! Ведь от нечего делать к нам не приходят. На производстве нужно работать. Зарплата сейчас сдельная — всё зависит от того, как потрудился. Хорошо потрудился — получил хорошую зарплату. Те, кто остаются у нас, стараются, что-то не получается, шишки набивают, но всё приходит с опытом».

Роман Соколов, начальник производства корпуса № 32 согласен с коллегой. Говорит, большинство молодых сейчас хотят получать зарплату, а не зарабатывать. В его же случае именно труд стал определяющим фактором в подъёме по карьерной лестнице.

Роман Соколов, начальник производства корпуса № 32: «После института пришёл в 2008-м мастером. И заинтересовала меня больше не техническая служба, а непосредственно производство. Предложили пойти в корпус № 35. Это изготовление лопаток, я работал в группе, которая была основной, определяющей, делала лопатки для всех изделий. Объём был большим, приходилось бегать, решать вопросы и добиваться результата».

Инициативу заметили. Спустя полтора года Роман получил повышение. Сегодня в его ведении производство механосборочного корпуса численностью 390 сотрудников. Здесь занимаются изготовлением деталей вращения и шестерён. Их только в существующем обороте более 4000 наименований, а вся номенклатура корпуса — порядка 20 000 деталей. Уследить за всем — работа кропотливая, особенно для молодого сотрудника.

Роман Соколов: «Когда занимаешь ответственный пост в молодом возрасте, надо готовиться к тому, что будет тяжело. Будет и недопонимание, и работники могут отторгать твоё мнение, но в каждом вопросе нужно сначала разобраться, сделать выводы и потом уже принимать решение. Если работник видит, что руководитель старается ему помочь, разобраться с проблемой, то и отношение к нему будет доверительным. Считаю, что ни в коем случае нельзя ругаться. Каждый работник — личность, у которого своё мировоззрение, своя жизненная позиция, с которой нужно считаться, и решение всех вопросов должно проходить индивидуально».

Все три героя этого материала — уже сложившиеся руководители с большими профессиональными перспективами. Путь вверх по карьерной лестнице абсолютно реален, это подтверждает и судьба Виктора Полякова, возглавляющего ныне «Сатурн» и начинавшего профессиональный путь слесарем-сборщиком, и опыт десятков молодых людей, которые сегодня только приходят на завод и уже добиваются результата. И Павел, и Денис, и Роман сходятся во мнении: если работаешь хорошо, предлагаешь выходы из рабочих ситуаций, тебя обязательно заметят и «включат» зелёный свет. В конце предлагаю всем троим пофантазировать и спрашиваю, что бы они сделали, если бы в будущем получили назначение на пост управляющего директора.

Роман, подумав, честно сказал, что о таких далёких перспективах ещё не думал и признался, что в кресло управляющего директора пока не стремится. Его коллеги, поразмыслив, всё же дали ответы.

Павел Копин: «Я бы пошёл тем же путем, что и наш управляющий директор Виктор Поляков, на омоложение руководящего коллектива. Молодёжь — голодная, ненасытная  до побед, до достижения результатов.25-30 лет — это тот самый возраст, когда нужно себя реализовывать, раскрываться. Со временем человек меняется, смиряется со своей ролью, перестаёт развиваться. Молодёжь же рвётся вперёд, хочет доказывать свою значимость, в том числе и показывать себя руководителями».

Денис Байков: «Я никогда не прыгал выше головы. Пришёл на какую-то должность, попробовал, получилось. Пока не пойму, что здесь, в этой позиции, я сделал достаточно, чтобы перейти на другой уровень, думать о переходе не буду. Если пофантазировать, что меня назначают управляющим директором, наверное, продолжил бы обновлять оборудование, и, пожалуй, пересмотрел бы Учебный центр. Сейчас как? Приходят люди, их учат общим потоком, и они уходят в свои подразделения, где каждый занимается уже по специальности. Я бы, наверное, разбил обучение на профили. Чтобы не скопом все слушали, а чтобы шлифовщик учился шлифовке, токарь — токарному делу. Меньше общего и больше конкретики по каждому направлению».

Не пропустите традиционный фоторепортаж! На этот раз Ксения Маренникова побывала в корпусах, где работают герои материала.

Поделиться мнением